Информатизация: "ЗА" и "ПРОТИВ"

Полоз Ирина Александровна

Информатизация: «ЗА» и «ПРОТИВ»

Как бы мы не рассматривали информатизацию и ее влияние на ОП – это явление уже свершившееся и являющееся объективным процессом со всеми своими «+» и «-».

Сегодня задача скорее стоит в оптимизации использования информатизации в процессе обучения. Для того чтобы этот процесс был успешен (оптимизация), следует найти те пути, которые позволят свести к минимуму негативные факторы информатизации и усилить ее преимущества.

Но в любом случае информатизация должна рассматриваться с точки зрения здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (ОП).

Информатизация ОП в первую очередь коснулась педагогов, заставив их перестроить свое сознание на применение новых технологий в уроке (и это несомненный «+», т.к. непосредственно влияет на профессиональное мастерство учителя). Учителя школ практически освоили еще совсем недавно новые для себя информационные ресурсы, инструменты, технологии и широко их применяют практически на каждом уроке. Но нельзя забывать, что их применение в процессе обучения может при определенных условиях нанести значительный вред здоровью ребенка, ученика. Во время обучения в школе нагрузка на детей может возрасти многократно вследствие использования непродуманных технологий, в том числе и информационных. Чрезмерное увлечение учителем информатизацией урока может принести немало вреда здоровью детей. Научившись работать с компьютером, учитель в эйфории, как правило, начинает смело применять этот инструмент на уроке, забывая подчас о том, что это только инструмент обучения, и компьютер не может заменить учителя в обучении.

Да и нюансов слишком много. Так, столь любимые презентации, которые учителя широко используют на уроках, должны быть не только содержательно оправданы (презентация прежде всего – это визуальный ряд содержательной части урока), но и выдержаны в соответствии в духе здоровьесбережения: максимальная контрастность фона и объектов на слайде (учет снижения цветопередачи проектором); минимальное количество (оправданность) текстовых блоков; логические акценты на объектах слайдов; оправданность эффектов анимации; единство стилевого оформления; смысловая нагрузка объектов и т.д.

Создавая те или иные образовательные ресурсы, учитель должен, как врач, не навредить, чтобы не нанести ущерба ни физическому, ни психологическому здоровью:

–  возможный ущерб физическому здоровью: снижение умственной активности, понижение внимания вследствие эмоциональности, насыщенности урока, трудности урока; зрительное утомление - постоянная работа с видеорядом (мелькание объектов), некачественные характеристики монитора («некомфортные» разрешение монитора, свечение экрана); статическое утомление - длительное пребывание в одной позе (стесненная поза, гиподинамия, остеохондроз, заболевания суставов кистей рук); влияние электромагнитных излучений (использование технических устройств, не отвечающих стандартам безопасности).

–  возможный ущерб психологическому здоровью: компьютерная зависимость: нарушения общения, игровая зависимость, усиление агрессии вследствие применения компьютерных игр, синдром «всемогущности» компьютера («зачем делать, если компьютер все сделает за меня»).

Современный учитель, как активный участник информатизации ОП, хочет как можно больше дать своим ученикам на уроке. В результате возникает дисбаланс между большим объемом учебной нагрузки, требований и организацией учебного процесса и возможностями, прежде всего физическими, ученика. Как следствие – переутомление. Снижению усталости, прежде всего, поможет правильная организация смены рода деятельности (отдыха) в течение урока, его тщательная подготовка, в том числе, и с точки зрения здоровьесбережения.

Прежде всего – это планирование объема информации на уроке и дома (домашнее задание подчас больше, чем объем работы в классе; примером могут служить задания по поиску информации в Интернет - «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»).

Это выбор оптимальной для детей данного возраста и психологических особенностей формы подачи учебного материала.

Следует помнить и о времени работы детей за компьютером (соблюдение норм СанПИН), смены рода деятельности (динамические паузы, зарядка для позвоночника, рук просто необходима, особенно для младших школьников, так же как и упражнения для сохранения зрения), психологической разгрузке (настрой на успех).

Интернет - это еще НЕ одна большая проблема! Неограниченность в доступе к информационным ресурсам, безнадзорность путешествия по просторам всемирной сети могут привести к усугублению выше перечисленных факторов риска.

Учитель, освоив и эту сферу, вынужден не только хорошо ориентироваться в ней, но и просматривать те ресурсы, которые он рекомендует детям.

Возможные пути оптимизации использования информатизации в образовательном процессе:

- выстраивание системы повышения информационной культуры учителя и ученика через курсовую подготовку учителя, привитию основ информационной культуры ученикам еще в начальной школе

- создание творческих групп в педагогической среде по пропаганде новых образовательных ресурсов, инструментов их создания и использования в процессе обучения, выработке методических рекомендаций.

- активная пропаганда здорового образа жизни.

Полоз Ирина Александровна, учитель информатики

Санкт-Петербург