Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ «Теньгушевская СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Якашевой Татьяны Викторовны

Якашева Татьяна Викторовна

 «Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного подхода».

    Найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся. Помочь ребенку поверить в свои силы и добиться цели.

     Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, где субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Целью личностно-ориентированного подхода к обучению является – создание условий для самопознания, самореализации личностных качеств. Осуществляется помощь в самоопределении ребёнка.

     В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной.

     В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения новых образовательных технологий на уроках.

1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным  тенденциям развития образования, его практическая значимость.)

      Актуальность опыта определяется необходимостью разрешения между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

      В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

      В ходе анализа своего педагогического опыта пришла к выводу, что выстроенная система работы с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию у них познавательных интересов, связанных с учебным предметом биология. Это достигается благодаря личностно-ориентированному подходу в обучении.

     Главным принципом личностно-ориентированного подхода к обучению является актуализация субъектного опыта учащихся, связанная с мыслительной деятельностью, т.е. действия педагога, направленные на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания. Эти действия должны осуществляться для того, чтобы решить следующие задачи:

- способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала;

-содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельность;

-обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

     В ходе такого подхода к обучению активно экспериментируются разные формы и методы: развитие критического мышления, метод проектов, игровые, технологии сотрудничества и т.д. Позиция ребенка при личностно- ориентированном подходе: активно-инициативная.

 2.     Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых     принципов и приемов).

     Своеобразие и новизна опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе я активно использую такое направление личностно-ориентированного подхода,  как проблемное обучение.

     При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск, понятия, закономерности. Основные составляющие проблемного обучения являются понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент».

      Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий. Этап создания проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Проблема- это нерешенный вопрос, который возникает из противоречий. Проблемная ситуация возникает из проблемы.

1.                 В основе проблемной ситуации лежат противоречия в самих научных фактах. Например, птицы приспособлены к полету, но не все птицы летают.

2.                 В основе лежит противоречие между житейскими представлениями людей и научным объяснением фактов. Например, повышение температуры, с которым борется медицина- это защитная реакция при болезни.

3.                 В основе лежит противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно или трудно объяснить. Например, мутации в большинстве случаев вредны для особей. Каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?

 При введении учебной проблемы у ученика возникает умственное затруднение, вызванное недостаточностью уже усвоенных знаний и появляется потребность в выдвижении гипотезы. Далее следует реализация соответствующих методов решения проблемы, а затем проверка полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, обобщение полученных знаний и способов деятельности.

 3.Наличие теоретической базы.

Важным для учителя является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники Н.И. Сонина, электронный учебник, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии использую презентации, созданные мною, а также презентации, скачанные с сайтов и переработанные. Использую ресурсы сети Интернет.

     Теоретической базой опыта  послужили работы ученых И.С. Якиманская и А.В. Хуторской. Их работы представлены в разных методических пособиях. Это – «Развивающее обучение»-М: Педагогика, 1979г. –(Воспитание и обучение. Библиотека учителя.), Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» М: Сентябрь, 1996г.. Е.Н. Степанова «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности»М: ТЦ Сфера, 2003г.. М.И Махмутов «Организация проблемного обучения в школе»М. 2007г., А.М. Матюшкин «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М.: Педагогика,1972г.

 4.Ведущая педагогическая идея.

   Ведущей идеей  педагогического опыта является  идея тесной связи воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. Я стараюсь опираться на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений учащихся. Использование на уроках биологии современных технологий   является главным элементом образовательной системы  развивающегося обучения для развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся.

  5.Оптимальность и эффективность средств.

     Главное в своей работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала.

     Уроки провожу и стандартные и нестандартные. Изложение материала стараюсь вести доходчиво, без особой перегрузки. Вовлекаю учащихся в анализ поставленных проблем.

     Для того чтобы сконструировать урок с элементами проблемного обучения, я выполняю следующие действия:

1.                 Оцениваю учебный материал на создание проблемной ситуации и её необходимости, так как не всякий учебный материал может быть усвоен с помощью проблемного обучения.

2.                  Разрабатываю план урока, где готовлю ряд вопросов для подготовки учащихся к восприятию проблемы. Затем формулирую проблему и создаю проблемную ситуацию. Затем прогнозирую процесс решения проблемы.

3.                  Готовлю информацию, оборудование и все то, что должно помочь в теоретическом и практическом доказательстве выбранной гипотезы.

4.                  Провожу проблемный урок, делаю самоанализ, корректирую план урока.

          В своей работе я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая ( эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

               Проблемное изложение уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае помогает учитель. Так, например, при изучении темы: «Пищеварительная система» задаю проблемный вопрос: «Внутренняя стенка тонкого кишечника человека имеет множество поперечных складок. В пищеводе таких складок нет. Почему пищевод и кишечник имеют такое различное строение?»

            При проблемном изложении материала учитель руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.

      Если учащиеся обладают минимумом знаний для участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая (эвристическая) беседа.  Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части.

     В своей работе я также использую исследовательские уроки проблемного характера.

      У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески решать учебные задачи; интерес к предмету заставляет школьников больше получать дополнительной информации из различных источников.

 6. Результативность опыта. 

   Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

- возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Победители и призеры предметных олимпиад по биологии за 5 лет

Год

Фамилия ,имя учащегося

Результат

Уровень олимпиады

2008 - 2009

Якашева Ольга, 10 класс

1 место

муниципальный

 

Потёмин Максим, 9 класс

1 место

муниципальный

 

Смолкина Ольга, 8 класс

2 место

муниципальный

 

Потёмин Максим, 9 класс

участие

республиканский

2009 -2010

Морозова Евгения, 7 класс

призёр

муниципальный

 

Коршунов Максим, 7 класс

победитель

муниципальный

 

Пиманов Дмитрий, 8 класс

призёр

муниципальный

 

Лапина Юлия, 8 класс

призёр

муниципальный

 

Нестерова Марина, 8 класс

призёр

муниципальный

 

Исеев Дмитрий, 8 класс

победитель

муниципальный

 

Сорочкина Ольга, 9 класс

призёр

муниципальный

 

Малышева Валентина. 9 класс

победитель

муниципальный

2010 - 2011

Кошелёв Олег,8 класс

победитель

муниципальный

 

Чернышёва Христина, 8 класс

призёр

муниципальный

 

Дудырин Денис, 10 класс

призёр

муниципальный

2011 - 2012

Казанцев Никита, 7 класс

победитель

муниципальный

 

Гладышева Наталия, 7 класс

призёр

муниципальный

 

Рожкова Валентина, 7 класс

призёр

муниципальный

 

Храмова Мария, 8 класс

победитель

муниципальный

 

Морозова Евгения, 9 класс

победитель

муниципальный

 

Исеев Дмитрий, 10 класс

призёр

муниципальный

 

Дмитриченко Ирина, 11 класс

победитель

муниципальный

 

Кошелёва Татьяна, 11 класс

призёр

муниципальный

 

Баранова Юлия, 11 класс

призёр

муниципальный

 

Смолкина Ольга, 11 класс

призёр

муниципальный

 

Морозова Евгения, 9 класс

участие

республиканский

 

Кошелёва Татьяна, 11 класс

призёр

республиканский

 

Дмитриченко Ирина, 11 класс

участие

республиканский

2012 - 2013

Матвеев Антон, 7 класс

призёр

муниципальный

 

Кошелёва Елена, 7 класс

призёр

муниципальный

 

Казанцев Никита, 8 класс

призёр

муниципальный

 

Рожкова Валентина, 8 класс

победитель

муниципальный

 

Грунина Светлана, 9 класс

призёр

муниципальный

 

Храмова Мария, 9 класс

призёр

муниципальный

 

Суслова Оксана, 10 класс

призёр

муниципальный

 

Нестерова Марина, 11 класс

призёр

муниципальный

 

Лапина Юлия, 11 класс

победитель

муниципальный

 

Нестерова Марина, 11 класс

участие

республиканский

 

Лапина Юлия, 11 класс

участие

республиканский

 

Позитивная динамика  учебных достижений

Классы

Годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Качест-во знаний

Ср.балл

Качест-во знаний

Ср.балл

Качест-во знаний

Ср.балл

Качест-во знаний

Ср.балл

Качест-во знаний

Ср.балл

5 а

68

3,9

77,5

4

 

 

 

 

81

4,2

5 б

82

4,2

90

5

 

 

 

 

 

 

5 в

 

 

 

 

 

 

 

 

56

3,6

6 а

65

3,9

56

3,8

79,1

4,1

73

4

 

 

6 б

 

 

61,5

3,9

86,3

4,3

 

 

 

 

7 а

50

3,8

65,2

3,8

73

4

79

3.9

62

3.7

54

3,9

70

4

53,8

3,7

85

4,4

 

 

8 а

57

3,8

76,2

3,8

65

3,9

74

4

79

4,0

8 б

 

 

62,9

4

73

4

65

3,8

86

4,4

9 а

 

 

53,8

3,8

58

3,7

52

3,3

59

3.7

9 б

 

 

 

 

55

3,9

71,5

4

64

3,7

9 в

62

3,8

 

 

 

 

 

 

 

 

10 а

 

 

 

 

73

4,4

42

3,7

69

4

10б

 

 

 

 

 

 

74

4,2

75

3,9

11 а

86

4,4

 

 

 

 

100

5

79

4.1

11б

 

 

 

 

 

 

90

4,6

100

4,6

Среднее

65,5

4

68

4

68,5

4

73,2

4

73,6

4

 

Позитивная динамика поступивших в учебные заведения по профильной специальности

 

 

Год выпуска

Процент

2008-2009

10

2011-2012

30

2012-2013

32