Как провести правильно родительское собрание.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации классным руководителям по проведению родительских собраний
Методические рекомендации
по проведению родительских собраний
Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Для чего нужны родительские собрания
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: работников ССДД, криминальной милиции по ДД и т. п.
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;
- как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.
Учителю на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Семь правил
успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!!!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
- Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
- Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).
Формы проведения
родительских собраний.
- Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе.
- Родительское собрание в походе у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Правила проведения
родительских собраний.
- Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
- Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
- Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
- Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
- У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
- Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.
- Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.
- Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
- Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.
Алгоритм подготовки
родительского собрания:
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива;
- цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
- изучение научно-методической литературы;
- анализ документации;
- проведение микроисследования;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:
- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
4. Структура проведения родительского собрания:
- Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
- Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
- Анализ развития детей за определенный период:
- личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
- учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
- Принятие решения собрания.
- Индивидуальные консультации с родителями.
Примерный режим
родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
- Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
- Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.
- Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.