Методика и приёмы неуспеваемости на уроках физкультуры.

Старцева Елена Николаевна

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_i_priyomy_profilaktiki_neuspevaemosti.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и приёмы профилактики неуспеваемости

на уроках физической культуры.

Подготовил учитель физической культуры:

Старцева Елена Николаевна.

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. К неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и с пробелами усваивают школьную программу.  

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1. Физиологические– частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

2. Психологические – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

3. Социальные– неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Определив, чем вызвана школьная неуспеваемостьпедагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача».

Очень важно владение учителем валеологической грамотностью.

Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ему в жизни.

В каждом классе есть дети с разным уровнем физического развития и физической подготовленности.

Некоторые из них физически развиты очень слабо:

  • не умеют подтягиваться на высокой перекладине;
  • не координированы;
  • бояться кувыркаться или выполнять упражнения на отдельных гимнастических снарядах,
  • не могут залезть на канат, прыгать через планку при прыжках в высоту и т.д.

 Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре.

Часть детей имеют подготовительную физкультурную группу или избыточный вес, им тяжело справиться с учебными нормативами, особенно с региональным тестированием, которое оценивается в начале и конце учебного года.

Для таких детей, чтоб не ставить двойку за не выполненное упражнение или за слабый результат, я предлагаю выполнить посильные их физическому развитию задания той же направленности, что обязательные.

Например,

  • вместо подтягивания на перекладине в висе (особенно для полных мальчиков), подтягивание в висе лежа на низкой перекладине;
  • вместо поднимания туловища из положения, лежа руки за голову, руки на груди скрестно; вместо упражнений на бревне (если бояться высоты) упражнения на перевернутой скамейке.
  • лазание по гимнастической стенке с захватом реек вместо лазания по канату и пересказ техники выполнения контрольного упражнения.

 Когда условия контрольных упражнений упрощены, оценка не может быть «отлично», зато исключает невыполнение задания совсем.

 Если по состоянию здоровья ребенок имеет подготовительную группу, но старается выполнять контрольное упражнение, справляется с ним, я ставлю на бал выше. Если результаты очень плохие, например, по прыжку в длину с места, чтоб не ставить двойку даю возможность улучшить свой личный результат. Но для этого упражнение должно выполняться как домашнее задание.

Если ученик пришел на урок без спортивной формы, он не соблюдает технику безопасности на уроке физкультурыне готов к уроку, чтоб не ставить двойку (хотя в дневник ее надо поставить!) я предлагаю этому провинившемуся выполнить теоретическое задание, например, рассказать письменно технику безопасности на уроке по данному разделу программы; записать ход урока или отдельную комбинацию упражнений, технику выполнения элемента, изучаемого на уроке и т. д.). За добросовестное выполнение задания ставлю зачет, вместо двойки в журнал. Если ученик не готов к уроку несколько раз подряд, говорит, что болен, но нет справки от врача (записка от родителей может быть на 1-2 урока), я обращаюсь к классному руководителю. Классные руководители доводят до сведений родителей.

Никто не отменял индивидуального подхода к каждому ученику. Нужно поощрять любое успешное действие, помочь быть успешным любому ребёнку, исходя из его уровня физического и двигательного развития. Дух соперничества заложен природой, и необходимо его не угасить и направить в правильном направлении развития. Игры, соревнования способствуют этому.

Я не ставлю «2», ни при каких обстоятельствах. Тем более если ученика нет на уроке (это противозаконно) или за то, что ученик не держит необходимую дисциплину. Есть один принцип в таких случаях: «Я на «3 -» научил любого, кто хотя бы иногда посещал мой урок физической культуры».

Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

 б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения.

Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Своё выступление хочу закончить словами Жан-Жак Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»