Моя педагогическая профессия.

Товменко Светлана Петровна
Призвание… Что такое призвание? Когда оно появляется в сознании человека? Присуще ли оно всем людям? Что или кто влияет на его формирование? Да, на эти вопросы не так – то просто найти ответ. 
Моё призвание быть Учителем! Не удивляйтесь, что слово Учитель я написала с большой буквы, это не ошибка! Путь педагога тернист и труден. Поэтому я считаю, что педагогом не рождаются, а становятся. Педагогическая профессия, одна из самых древних. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность, испытывая при этом особенное счастье. Только счастливый учитель может подарить ученику несколько лет ученического счастья, счастья познания таинства наук, профессии.  Люди этой профессии заслуживают уважения, почёта и внимания.
Моя педагогическая философия заключается в следующем «Работа ученика – есть работа учителя». Сегодня учитель и его ученик находятся в новых условиях. Государству необходим гибкий, динамичный человек, способный к самообразованию и самореализации. Чтобы воспитать такого ученика учитель должен быть думающим, а также владеть инновационным мышлением. Работая 33 года учителем математики, я рассматриваю процесс обучения математики как взаимодействие ученика и учителя. Важнейшим в процессе обучения считаю принцип «учение с увлечением»: интересно, творчески и обязательно учитывая личность ученика. И чтобы наладить контакт с учеником и не терять обратной связи, педагог обязан быть интересным, обязан удивлять своих воспитанников снова и снова.…
Но нет на свете ничего невозможного, а уж тем более в школе. Я – учитель! А, значит, обязана быть интересной!  И я стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом. Каждый урок, каждый классный час – это поиск новых, наиболее эффективных, методов, приемов обучения, воспитания развития. Школа для меня – это отдельный, особый мир, в котором оживают сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих учеников я стараюсь быть и лучшим другом, и благодарным собеседником, и строгим, но справедливым критиком. Ведь как важно и ценно, и во стократ приятнее то, что  ребята с желанием, а не со страхом изучают твой предмет. Смело идут на экзамены и успешно их сдают. Сегодня  я активно применяю информационные технологии на уроках и внеурочной  работе, готовлю  презентации, сценарии. Занимаюсь  научно-исследовательской работой с учениками. Мотивирую и готовлю воспитанников к участию в предметных конкурсах, олимпиадах. Мои ученики принимают активное участие во Всероссийских конкурсах, с энтузиазмом готовятся к различным школьным мероприятиям по предмету. И пусть результаты пока не очень высоки, мы знаем и верим, что наши победы впереди, ведь только «под лежачий камень вода не течет».
Дети – это наше будущее! «…Все, что заложим, всё к нам вернётся, доброе сея, пожнём мы добро. Сердце пусть радостью вновь улыбнется, встретив родник с родника своего». Я еще и классный руководитель. Это – человек, который ближе всех стоит к сердцу и душе ученика. Порой он знает о детях, их проблемах и радостях, больше чем родители. Именно к нему они идут за советом и помощью, доверяют свои секреты. Вспоминая школу, любой из нас говорит не только о предметах, оценках, одноклассниках, но и об учителях. И всегда в ряду любимых преподавателей на особом месте стоит классный руководитель. Моя профессия предоставляет мне возможность еще раз пройти по пути взросления вместе с ребятами. Я благодарна судьбе за то, что она  предоставила мне шанс стать Педагогом, и может быть мой труд помог и еще поможет  кому-то сделать правильный выбор, найти своё призвание и стать хорошим человеком! Говорят, что каждому человеку в жизни выпадает счастливый случай, мне он выпал при выборе профессии.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Книга в жизни современного ребенка.

 

    Трудно переоценить значение книги в жизни человека, в том числе и ребенка. Ведь книга имеет большое познавательное значение. И это не обязательно энциклопедия. Читая художественные произведения, мы встречаем в них изображение исторических событий, знакомимся с жизнью людей в разных уголках нашей большой планеты, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Причем художественное изображение людей и событий оставляет в памяти более глубокий след, так как художественные образы оказывают воздействие не только на сознание, но и на чувства человека. Прочитав, например, «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина, мы никогда не забудем, каким был предводитель крестьянского восстания – Пугачев, какая его постигла судьба, так как, читая повесть, мы сопереживали герою, восторгались его смелостью и великодушием. Книга, действительно, источник знаний, как говорил А.М.Горький.

    Кроме того, художественное слово пробуждает в нас «чувства добрые». Книга воспитывает человека, ей мы обязаны «всем хорошим в нас». В детстве – это сказки. Читая эти произведения устного народного творчества, ребенок проникается симпатией к добрым мужественным, трудолюбивым героям и негативно относится к глупым, ленивым, трусливым. Таким образом, в детях ненавязчиво формируются такие качества, как трудолюбие, доброта, отзывчивость, настойчивость в достижении цели, терпение. Взрослея, мы читаем другие, более серьезные. Они тоже продолжают воспитывать нас.

       Хорошая книга также и мудрый советчик. Она помогает нам разобраться в «пестрой путанице мыслей», как говорил А.М.Горький. Книга  подскажет нам, как поступить, если мы окажемся в такой же ситуации, как ее герои. Поэтому чем больше человек читает, тем он становиться мудрее.

      Кроме того, начитанный человек – еще интересный собеседник. Ему есть о чем  сказать и рассказать окружающим.С ним поэтому хочется общаться, его хочется слушать и слушать. Тем более, что помимо того что такой человек много знает, он обладает еще и метким, выразительным, образным словом.

       Невозможно, наверное, оценить всю пользу, которую может принести человеку чтение хороших книг, книг писателей -  классиков. Поэтому с раннего детства надо приучать ребенка к чтению.

  В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребенка должно занимать существенное место в воспитании.

Выбор книг для детей очень разнообразен: художественные, научно-популярные, фантастические и др. Чтобы успешно руководить детским чтением, надо знать литературу, создаваемую для детей. Квалифицированную информацию о ней родители могут получить в детской библиотеке.

Как же в семье следует приобщать ребенка к чтению, к книге?

Ребенок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребёнок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.        

Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг, выпуска красочных бюллетеней об интересных книгах.

Конечно, успешному приобщению детей к чтению помогает наличие в семье библиотеки для детей и взрослых, совместное приобретение детских книжек. Приучение ребенка к бережному отношению к книге также способствует формированию у него благоговейного отношения к чтению, книге.

Малыш не умеет читать, ходит за родителями и просит почитать. Нельзя отмахиваться от ребенка выговаривать: «Как же ты мне надоел со своими книжками, читай да читай, как будто у меня других дел нет». Такой раздражительный тон отца или матери по поводу просьбы сына или дочери может задержать процесс воспитания у ребенка любви к книгам, а иногда и отлучить его от чтения на долгое время.

А. С. Макаренко большое значение в развитии детского воображения и широких представлений о жизни придавал рассматриванию иллюстраций. Рассматривая картинки, дети много спрашивают, выясняют подробности, усваивают зависимости  и причинно-следственные связи. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для, формирования чувств ребенка: не надо спешить утешать ребенка, если он из жалости к собачке расплакался. Некоторые родители, утешая ребенка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так что не следует по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребенка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло случиться, что ребенок ударил кошку, собаку.

Во время чтения ребенок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребенок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление, будет делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребенок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть? Уметь читать и хотеть читать — это не одно и то же. К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книжкой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребенок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают еще неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения с небольшими домашними сувенирами (поделками из природных материалов и др.). Ребенок, у которого еще не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи.

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребенку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сестры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения в совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.

При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребенка-культуры чувств, умения радоваться, печалиться. Для этого важно соблюдать возрастной подход при выборе книг для чтения детей, не разрешать читать книги не по возрасту. Ребенок может не понять книгу и составить о ней неправильное мнение. Говоря о культуре чтения, следует помнить и о том, что книга создается в результате большого труда многих людей: автора, художника, редактора, типографских рабочих — и что этот труд надо беречь. Введение в школах бесплатных учебников требует большой работы и школы, и родителей по воспитанию любви и бережного отношения к книгам, к учебникам.

Таким образом,  встреча ребенка с книгой в раннем детстве, любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствуют формированию характера человека, помогают ему в выборе жизненного идеала, уберегают от пустого времяпрепровождения.






Предварительный просмотр:

Педагог как организатор проектной деятельности.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала.

   Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? 
   Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. 
   Для чего нужен метод проектов? 
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. 
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. 
• Принимать самостоятельные аргументированные решения. 
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. 
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Использование метода проектов – наиболее перспективное направление организации практико-ориентированной учебы. Проектная деятельность школьников является одним из важнейших факторов обновления школы, либерализации, демократизации и индивидуализации образования.

     В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. 

Я со своими учениками  работала над разными проектами : «Параллельные прямые», «Решение систем уравнений», «Симметрия в пространстве»,  «Треугольник и окружность», «Уравнения с одним неизвестным», «Теорема Пифагора» «Многогранники. Вычисление площади поверхности многогранников», «Пирамида. Нахождение площади поверхности пирамиды», «Анализ методов решения иррациональных уравнений»и другие.

 Эти проекты сыграли неоценимую роль во время итогового повторения изученного на уроках алгебры и геометрии материала. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказалась очень важным моментом для участников. Детей воодушевляли рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.

     Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята смогли со всей изобретательностью, смекалкой проявить свои творческие дарования, учились и перенимали друг у друга то, чего не умели сами, делились своим опытом с товарищами.

      Таким образом, представляя на презентациях ученические проекты во время итогового повторения, я добилась сразу нескольких целей:  учащимися с интересом был повторен изученный материал. Во время работы над проектами они смогли узнать много нового и познакомить с новыми и интересными сведениями  и фактами своих товарищей; школьники учились работать с дополнительной литературой и занимались поиском новой информации в Интернете; учились грамотно и эстетично готовить презентацию проекта, учились работать в коллективе.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.  У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. 

    Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся, на них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни. Учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

      Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.