Как влияет современная культура на становление подрастающего человека в образовательном процессе?

Гончарова Ольга Владимировна

Культура – понятие чрезвычайно широкое, поэтому чтобы охарактеризовать современную культуру и проанализировать её проблемы потребовалось бы написать не один философский трактат.  Однако есть несколько аспектов влияния современной культуры на подрастающее поколение, которые являются, на мой взгляд, наиболее важными и даже иногда тревожными. Меня это волнует и как учителя, и как будущую мать, и как члена общества.

Станислав Лем считал, что «современная цивилизация – это обмен ценностей на удобства». Эта цитата очень хорошо иллюстрирует то, что происходит в современном обществе. Сейчас существует огромное количество возможностей получить информацию, но проблема заключается в том, что в этом колоссальном потоке очень трудно выделить главное, истинно ценное и важное. Широкий доступ может способствовать развитию кругозора учащихся, но чаще ребята «зависают» в различных играх и социальных сетях (которые, на мой взгляд, сейчас не столько выполняют коммуникативную функцию, сколько развлекательную, предоставляя все больше развлечений и приложений для пользователей). Этот способ времяпрепровождения кто-то метко назвал «жвачка для мозгов». По этому поводу инициативные ученики моего класса сняли в этом году социальный видео ролик, в котором призывают окружающих оторваться от планшетов и телефонов. С другой стороны, не стоит априори считать «сидение» в гаджетах чем-то отрицательным. Перед каждым всегда стоит выбор: провести это время продуктивно (искать дополнительную информацию по интересующей теме, пользоваться словарями и т.д.) или без какой-либо пользы для себя.

Это «зомбированное» состояние молодого поколения подтверждают исследования,  которые утверждают, что «его (молодого поколения) смысловой горизонт узок, поскольку ценностное пространство задано простыми координатами – по преимуществу развлекательными медиа, масскультурой и глянцем, магическим миражем «больших денег» как самым  общим показателем успеха и статуса  в нынешних условиях массовидного общества» (Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М.: Московская школа политических исследований, 2011).

Сотни телевизионных каналов, миллионы сайтов в интернете. Кусочки информации способствуют развитию клипового или фрагментарного мышления у ребят, на уроках им становится труднее воспринимать большие отрывки информации. Это сказывается на работе учителя с классом. Даже в старших классах лекционная форма работы не всегда оказывается эффективной. В средних классах современный урок зачастую оказывается невозможным без частой смены видов и форм деятельности. Отсутствует общая картина мира, нет связи между фактами и событиями. Классический пример, когда ребятам задается вопрос: «Кто раньше жил: Александр Сергеевич Пушкин или Чарльз Дарвин?», они, конечно, отвечают «Дарвин».

Можно также выделить такое явление, которое можно было бы назвать кризис идеалов. В царской России нормы нравственности диктовала церковь, в советский период  идеология представляла нравственные идеалы и пропагандировала образы в кино и литературе, сейчас же не существует единого ориентира, общего  яркого положительного образа для подражания. Подрастающее поколение находит себе идеалы как среди положительных героев, так среди и отрицательных. Ими могут стать вампиры, волшебники, спортсмены, политики, звезды эстрады и актеры. Подражая им, ребята не только копируют их образы, но и их систему ценностей. Следует добавить, что негативные черты легче перенять, чем положительные. С данным явлением я напрямую сталкивалась в своей практики классного руководителя. В связи с этим возрастает важность задачи учителей  и родителей задавать правильные ориентиры подрастающему поколению в плане его духовного развития. Причины данного кризиса лежат глубоко в исторических, экономических и социальных процессах нашего общества.

Еще одна тенденция современной культуры – это появление большого количества новых форм искусства. Наряду с развивающимся театром, кино, живописью и т.д. появляются инсталляции, видеоарт, компьютерное искусство и такая форма как перфоманс. Открываются музеи современного искусства, например, только в Санкт-Петербурге на Василевском острове  появилось сразу два новых музея: «Эрарта» и «Новый музей современного искусства». Здесь возникает вопрос доступности. Безусловно, всё вышеперечисленное доступно для жителей нашего города, но менее доступно для жителей дальних уголков. Возникает еще одна проблема: как привлекать детей к культуре? Кто этим должен заниматься: семья, школа? Если никто, то ребенок в итоге может остаться вне духовного развития. 

Мне кажется, что не  следует воспринимать текущие веяния времени как нечто негативное. Общество меняется и диктует новые требования. Именно поэтому сейчас так активно внедряются новые стандарты в системе образования. Современная культура формирует новое сознание у подрастающего поколения. Не смотря на это, роль учителей, родителей и старшего поколения остается прежней – активно способствовать формированию целостной личности подрастающего ребенка.