К вопросу об экологическом образовании школьников

Хлобыстова Карина Александровна

 

  «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Эти слова Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» известны каждому школьнику.   Результат такого утилитарного отношения человечества к природе в течение многих десятилетий  сегодня очевиден.

     В новом ХХI веке не вызывает сомнений, что достижение целей устойчивого развития невозможно без коренного изменения всего мироощущения человека, без формирования экологической культуры. Однако, воспитываемый веками - потребительский подход к природе - очень трудно изменить.  Также необходимо отметить, что в настоящее время все чаще понятия «экология» и «охрана природы» употребляются как синонимы.

     В этом случае особое значение приобретает экологическое образование, которое призвано участвовать в  создании нравственной и интеллектуальной основы будущего. Экология как школьный предмет, к сожалению, не введен в перечень обязательных федеральных и региональных дисциплин. В то время как  буквально несколько лет назад «экология» была включена в учебные планы практически всех образовательных учреждений. Это свидетельствует о явном недопонимании его роли.

  Тем приятнее отмечать, что в нашей самой молодой школе г. Владимира глубоко убеждены в том, что  задача современной школы - воспитание подрастающего поколения с новым, системным экологическим мышлением.

    В школе сложилась своя система, базирующаяся на смешанной модели экологического образования, которая предусматривает экологизацию содержания традиционных учебных предметов (прежде всего, естественно - научного цикла) и ведение предмета «Экология» до 2006 года в 9 классе, затем в школе III ступени (68 часов). Коррекция содержания предметов физики, химии, географии и биологии являлась темой работы методического объединения учителей естественно - научного цикла. В течение пяти лет учащиеся 6-8 классов посещают  кружки «Экология комнатных растений», «Экология животных».  Ведется факультативный курс «Экология парка». Выбор последнего объясняется возможностью проведения занятий в естественной среде, на базе близлежащих парков и скверов.

Особое место  в воспитании  теоретически и практически экологически грамотной личности   отводится учебному кабинету. В связи с отсутствием кабинета экологии вся урочная и внеурочная деятельность осуществляется на базе кабинета биологии.   По моему мнению,  в перечне учебного оборудования, предлагаемого школам фирмами производителями, наблюдается явный крен в сторону биологии, в то время как экологической  составляющей уделяется недостаточно  внимания. Несмотря на то, что кабинет биологии в школе относительно молодой (функционирует с 2001 года), он в значительной степени укомплектован необходимыми материалами, изготовленными, прежде всего, руками педагогов, школьников и родителей. В том числе:

- учебными таблицами, иллюстрирующими основные экологические  понятия (абиотические, биотические  и антропогенные факторы среды, среды обитания живых организмов, экологическая характеристика вида и популяции и др.)

- структурно – логическими схемами (приспособленность организмов к сезонным изменениям в природе, проблемы рационального использования видов и сохранение их многообразия, структура и  разнообразие экологических систем, влияние деятельности человека на биосферу, виды защитных окрасок у животных,  примеры приспособлений у живых организмов и т.д.)

- дидактическими материалами (опорные схемы, инструктивные карты, тестовые задания, в том числе  по темам: «экологические законы», «трофические цепи и сети», «экологические пирамиды», «структура популяции, биоценоза, экосистемы и биосферы» и т.д.)

Особое место в кабинете отводится методической и научно – популярной литературе, т.к. во вторую половину дня кабинет открыт для учащихся и  является «мастерской» для написания рефератов, сообщений, исследовательских работ.

 В условиях недостатка учебного оборудования особое внимание уделялось формированию коллекции  растений. Рационально подобранные живые объекты отчасти позволили компенсировать недостаток учебного оборудования в условиях становления школы.  Активная работа в этом направлении была отмечена в смотре - конкурсе «Зеленый класс», проходившего в рамках II городского педагогического  марафона учебных предметов. В настоящее время в кабинете более 60 видов растений различных экологических групп (гелиофиты, сциофиты, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты). Созданы оптимальные условия для их жизни (аквариумы, влажные камеры, подсветка и т.д.)  Животный мир представлен простейшими, брюхоногими моллюсками,  насекомыми,  рыбами, пресмыкающимися. Что позволяет успешно реализовывать практическую составляющую курса.

          В то же время необходимо помнить, что экология не является «кабинетной наукой».  Параллельно с изучением теоретических основ экологии осуществляется работа по развитию  навыков общения с природой. Поэтому особое внимание в нашем образовательном учреждении уделяется практической деятельности школьников (как экологической, так и природоохранной). В школе соблюдается традиция  проведения субботников, экологических десантов по благоустройству территории микрорайона, взята под охрану территория родника в районе ул. Диктора Левитана.

         Активная жизненная позиция, в том числе и экологическая, формируется у учащихся только при условии использования деятельностного подхода  как средства становления и развития субъекности личности. В связи с этим, в настоящее время считаю наиболее эффективной формой экологического образования экологические проекты, которые призваны перенести теоретические научные знания в плоскость практической природоохранной деятельности

Считаю целесообразным предложит, учащимся выпускного класса рассмотрение проблем урбаэкологии:  атмосферного загрязнения среды, водоснабжения и загрязнения поверхностных и грунтовых вод, шумового загрязнения, утилизации промышленных и твердых бытовых отходов, оптимизации городской среды. Эти и другие темы учащиеся рассматривают  в виде  долгосрочных и краткосрочных индивидуальных и групповых учебных проектов: «Снег – индикатор чистоты воздуха», «Проблема утилизации ТБО в г. Владимире», «Исследование качества воды родников», «Анализ социальных условий проживания учащихся школы», «Город – источник шума» и т.д.

Результаты исследований представляются в виде мультимедийных  презентаций, видеороликов, видеофильмов, аудиоматериалов. В коллекции кабинета  более 30 пособий, подготовленных учащимися старших классов.

       Эти работы активно используются педагогами  и учащимися школы для проведения уроков, внеклассных мероприятий (классных часов) на природоохранные темы, в том числе в рамках недели биологии и экологии. Кроме того, очевидно, что, разрабатывая проекты, учащиеся приобретают навыки сотрудничества, исследовательской деятельности, формируется аналитическая культура.

 

 Результаты социологического мониторинга, проводимого инициативной группой старшеклассников, позволяют сделать вывод, что вопросы экологии и охраны природы, для учащихся нашей школы, являются одними из приоритетных среди человеческих ценностей. И если актуальность экологических проблем современности  понимается молодым поколением, то нам, взрослым, пора задуматься о переводе экологического образования на новый, более высокий уровень, при этом сохраняя имеющийся опыт.