Форма организации работы в спаренных классах

Гримберг Анастасия Андреевна

В некоторых школах из-за небольшого количества детей происходит объединение классов. Для кого- то это впервые, но наша школа работает в таких условиях уже два года. Опыт работы у нас, конечно же, небольшой. Одно могу сказать точно – работа в спаренных классах более сложная и трудная, чем та, где учитель работает с одним классом. Урок не всегда проходит так, как хотелось бы. В нашей школе обучаются классо-комплекта, это 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 классы. Все, наверное, со мной согласятся в том, что одновременно работать с двумя классами невозможно. Следовательно, основной формой организации работы на уроке в спаренных классах является самостоятельная работа. Около половины урока ученик вынужден заниматься самостоятельно. Успех учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от умения учителя рационально использовать ту часть урока, которая отводится на самостоятельную работу. У нас учащиеся с различными учебными способностями, это учитывается при организации самостоятельной работы, во время которой осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Учитель должен находить время для помощи самостоятельно работающим детям. Перед нами стоит задача научить детей работать самостоятельно. При подготовке задания для самостоятельной работы учитель должен представлять за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся. Во время самостоятельной работы осуществляется и дифференциация обучения, так как более сильным учащимся даётся дополнительное задание к тому, которое должны выполнить все ученики, а более слабым учащимся – более простое, чем, учащимся со средними способностями. 

На уроках в спаренных классах я использую все методы и приёмы обучения, характерные для работы в отдельном классе. Хотя большее предпочтение отдаю наглядному методу, широко использую раздаточный материал: карточки с заданиями, тесты. Чтобы повысить качество обучения необходимо постоянно разнообразить методы и приёмы учебного процесса. Поэтому я  изучила технологию критического мышления, проблемного обучения и игровую технологию и считаю, что использование элементов перечисленных технологий подходит для организации работы в спаренных классах. Я использую элементы этих технологий только год и мне понравилось. Например, в технологии критического мышления есть такой приём как «Корзина идей». Так, например, при изучении частей речи, таких как существительное, глагол, прилагательное, я пишу на доске заранее тему, а учащимся предлагаю на листочках записать всё, что они знают об этой части речи, потому что данные части речи им знакомы с начальных классов. Я в это время работаю с другим классом, а ученики, выполнив работу, обмениваются информацией с соседом по парте, а затем мы проверяем вместе. Этот приём хорошо использовать и на уроках закрепления, и на повторительно - обобщающих уроках. Очень часто я использую на уроке следующие приёмы технологии критического мышления: « Пометки  на полях» и после этого вида работы – таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать», опять  же эти приёмы работы можно использовать при изучении частей речи, а можно и при изучении какого – либо раздела, когда материал не нов для детей, но ещё и остаются пробелы в знаниях. Я использую эти приёмы  на уроках литературы, но его так же можно использовать на уроках истории, химии, биологии и т.д. Например, по литературе в 6 классе изучаем биографию Пушкина, рассматриваем статью учебника о писателе, я предлагаю учащимся самостоятельно прочитать статью и на полях напротив абзацев карандашом расставить знаки:  галочкой отмечается информация уже известная ученику, плюсом отмечается новая информация, минусом – информация, не совпадающая с представлениями ученика, знаком вопрос, отмечается то, что непонятно ученику и требует дополнительных сведений. Этот приём требует активного и внимательного чтения текста, потому что потом детям предлагается  составить маркировочную таблицу «ЗУХ», её колонки нужно заполнить своими словами: что было известно, что узнали, что хотите узнать.

Учащиеся выполнят эту работу самостоятельно, а у меня появляется время на работу  со вторым классом. Также я использую элементы игровой технологии: ребусы, кроссворды ( чаще всего по литературе) - я даю задание или разгадать кроссворд или самим составить, учу детей писать стихи по опорным словам, на определённую тему. Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, следовательно, я могу работать с другим классом. Практикую составление конспектов, выполнение заданий по карточкам, заполнение таблиц, тестирование, самостоятельное списывание, составление тезисных планов.

Ещё один важный момент – хорошо, когда спарены однопредметные уроки, а ещё лучше однотемные с различной глубиной её изучения. При проведении таких уроков меньше потери во времени, на некоторых этапах урока можно использовать один и тот же материал ( при повторении теории, во время беседы, при повторении разборов). В основном, эффективность работы в спаренных классах определяется самостоятельной работой, поэтому нужно изучать методику самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizatsii_raboty_v_sparennykh_klassakh.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации работы в спаренных классах

В некоторых школах из-за небольшого количества детей происходит объединение классов. Для кого- то это впервые, но наша школа работает в таких условиях уже два года. Опыт работы у нас, конечно же, небольшой. Одно могу сказать точно – работа в спаренных классах более сложная и трудная, чем та, где учитель работает с одним классом. Урок не всегда проходит так, как хотелось бы. В нашей школе обучаются классо-комплекта, это 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 классы. Все, наверное, со мной согласятся в том, что одновременно работать с двумя классами невозможно. Следовательно, основной формой организации работы на уроке в спаренных классах является самостоятельная работа. Около половины урока ученик вынужден заниматься самостоятельно. Успех учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от умения учителя рационально использовать ту часть урока, которая отводится на самостоятельную работу. У нас учащиеся с различными учебными способностями, это учитывается при организации самостоятельной работы, во время которой осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Учитель должен находить время для помощи самостоятельно работающим детям. Перед нами стоит задача научить детей работать самостоятельно. При подготовке задания для самостоятельной работы учитель должен представлять за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся. Во время самостоятельной работы осуществляется и дифференциация обучения, так как более сильным учащимся даётся дополнительное задание к тому, которое должны выполнить все ученики, а более слабым учащимся – более простое, чем, учащимся со средними способностями.  

На уроках в спаренных классах я использую все методы и приёмы обучения, характерные для работы в отдельном классе. Хотя большее предпочтение отдаю наглядному методу, широко использую раздаточный материал: карточки с заданиями, тесты. Чтобы повысить качество обучения необходимо постоянно разнообразить методы и приёмы учебного процесса. Поэтому я  изучила технологию критического мышления, проблемного обучения и игровую технологию и считаю, что использование элементов перечисленных технологий подходит для организации работы в спаренных классах. Я использую элементы этих технологий только год и мне понравилось. Например, в технологии критического мышления есть такой приём как «Корзина идей». Так, например, при изучении частей речи, таких как существительное, глагол, прилагательное, я пишу на доске заранее тему, а учащимся предлагаю на листочках записать всё, что они знают об этой части речи, потому что данные части речи им знакомы с начальных классов. Я в это время работаю с другим классом, а ученики, выполнив работу, обмениваются информацией с соседом по парте, а затем мы проверяем вместе. Этот приём хорошо использовать и на уроках закрепления, и на повторительно - обобщающих уроках. Очень часто я использую на уроке следующие приёмы технологии критического мышления: « Пометки  на полях» и после этого вида работы – таблицу «Знаю, узнал, хочу узнать», опять  же эти приёмы работы можно использовать при изучении частей речи, а можно и при изучении какого – либо раздела, когда материал не нов для детей, но ещё и остаются пробелы в знаниях. Я использую эти приёмы  на уроках литературы, но его так же можно использовать на уроках истории, химии, биологии и т.д. Например, по литературе в 6 классе изучаем биографию Пушкина, рассматриваем статью учебника о писателе, я предлагаю учащимся самостоятельно прочитать статью и на полях напротив абзацев карандашом расставить знаки:  галочкой отмечается информация уже известная ученику, плюсом отмечается новая информация, минусом – информация, не совпадающая с представлениями ученика, знаком вопрос, отмечается то, что непонятно ученику и требует дополнительных сведений. Этот приём требует активного и внимательного чтения текста, потому что потом детям предлагается  составить маркировочную таблицу «ЗУХ», её колонки нужно заполнить своими словами: что было известно, что узнали, что хотите узнать.

Учащиеся выполнят эту работу самостоятельно, а у меня появляется время на работу  со вторым классом. Также я использую элементы игровой технологии: ребусы, кроссворды ( чаще всего по литературе) - я даю задание или разгадать кроссворд или самим составить, учу детей писать стихи по опорным словам, на определённую тему. Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно, следовательно, я могу работать с другим классом. Практикую составление конспектов, выполнение заданий по карточкам, заполнение таблиц, тестирование, самостоятельное списывание, составление тезисных планов.

Ещё один важный момент – хорошо, когда спарены однопредметные уроки, а ещё лучше однотемные с различной глубиной её изучения. При проведении таких уроков меньше потери во времени, на некоторых этапах урока можно использовать один и тот же материал ( при повторении теории, во время беседы, при повторении разборов). В основном, эффективность работы в спаренных классах определяется самостоятельной работой, поэтому нужно изучать методику самостоятельной работы.


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Анастасия Андреевна, я ваш "друг по несчастью"...

Татьяна Михайловна Захарченко

Не приходилось работать в спаренных классах. Могу себе только представить, какой это труд и напряжение...я бы "упала" , наверное, на второй день...(((

Мандрикова Людмила Андреевна

Одна половина моего педагогического стажа отработана в больших школах (по 30 человек в классе), а вторая - в малокомплектной школе в спаренных классах (1, 3 или 2, 4)... И вторая половина НАМНОГО сложнее... Бедные педагоги, родители, а главное дети... Легко сказать - одни самостоятельно работают, а другие с учителем...ни уши, ни глаза детям не закроешь... А первоклассников в самостоятельное "плаванье" вообще "преступно" отпускать... Грустно и смешно - прошло больше 15 лет как в России в школы вернули (из 60-годов - когда нужно было просто научить детей писать и читать в началке) спаренные классы, но до сих пор (а ведь уже СКОЛЬКО лет по ФГОС учим!) нет ни одной программы, методички в помощь педагогам таких классов... А теперь еще в таких сложных классах по программе инвазивного обучения обучаются дети с РАЗНООБРАЗНЫМИ проблемами здоровья... :(
Накипело! Простите, Татьяна Михайловна - общаюсь с вами, потому что Вы всегда ко всему относитесь с пониманием! :)

Синявцева Елена Александровна

Очень Вам сочувствую. В колледже мы проходили практику и в малокомплектной школе. Это очень трудно. Держитесь!

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

И чего только в нашей стране чудес не увидишь. С такой формой работы я встречаюсь впервые.