мотив ключ к успешности познавательной учебной деятельности учащихся

Сабатаева Алла Анатольевна

 

Мотив как ключ к успешности

в познавательной учебной деятельности учащихся.

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения 

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». 

В.А.Сухомлинский 

 

 

     Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

     Российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является его учебная деятельность. В результате происходят значительные изменения в самом обучающемся. В частности, активный и целенаправленный характер учебной деятельности (УД) изменяет его психические свойства и поведение, а также морально-этические и ценностно-смысловые ориентиры.

     Именно ценностно-смысловая ориентация учащихся способствует формированию личностных универсальных учебных действий (УУД – А. Г. Асмолов). Применительно к УД, действие смыслообразования направлено на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. По мнению академика А. Г. Асмолова, деятельность нужно рассматривать как систему действий, нацеленных на результат.

     Учитывая всё это, можно утверждать, что развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. То есть, учащиеся должны научиться устанавливать связь между целью УД и её мотивом, другими словами, между результатом (продуктом учения), побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученика нужно научить задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

     Именно поэтому особую значимость приобретает формирование учебной мотивации как одно из средств организации УД на этапе проектирования: ради чего деятельность? (мотив социализации развития личности) и что даёт деятельность? (определение целей – ориентиров).

     Можно выделить несколько приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся и, тем самым, приводящих к успешному результату УД.

1/. Приём новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мнению психологов, человека не может заинтересовать абсолютно новое, неизвестное, и то, что абсолютно известно. Человеку интересно то новое, что уже как-то известно.

2/. Приём динамичности, т.е. показ процессов и явлений в динамике, в развитии. И здесь неоценимую помощь оказывают современные ЭОР, созданные для каждого практически школьного предмета.

3/. Приём создания проблемной ситуации. В зависимости от особенностей психолого-возрастного развития учащихся и содержания учебного материала можно выделить различные способы создания проблемных ситуаций.

Во-первых, формулирование проблемного вопроса, когда у учащихся возникает противоречие между своим опытом и новой информацией, которая противоречит этому опыту.

Во-вторых, создание проблемной ситуации на основе высказываний учёных и мыслителей.

В-третьих, создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.

В-четвёртых, выполнение творческих заданий: проектов, тестов, презентаций, рефератов.

     Наиболее известными и часто применяемыми приёмами формирования мотивации познавательной УД учащихся практически на всех без исключения предметах является использование загадок, кроссвордов, ребусов, стихов и отрывков из художественной литературы.

     В конечном итоге, мотивация как единство познавательных мотивов и мотивов достижения, должна целенаправленно формировать у учащихся действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. А реализация этого действия происходит одновременно с ценностно-смысловой ориентацией учащихся, а также с ориентацией в социальных ролях и межличностных отношениях. И воспитание подрастающего поколения, по мнению академика А. Г. Асмолова, рассматривается как процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие смыслообразующие мотивы поведения.

    Таким образом, новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является, на мой взгляд, реализация развивающего потенциала образования.

     Актуальной и новой задачей современного образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, член-корреспондент РАО, профессор МГУ, руководитель группы учёных-психологов, разработавших систему УУД для ФГОС общего образования) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. «Создавая линию УУД, мы идём по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления – то, что необходимо сделать в мире, где поток информации безграничен». (А. Г. Асмолов).

     «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» (Джон Дьюи). И с этим трудно не согласиться, так как развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестаёт быть единственным источником знаний и информации для школьника. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Поэтому перед школой стоит архиважная задача научить школьников правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужное и уметь правильно его использовать для решения различных задач.

 

 

 

Используемая литература.

1/. А. Г. Асмолов «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». М., «Просвещение», 2010г.

2/. Н. Л. Галеева «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М., 2006г.

3/. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», № 7, 2011г.