Проблемы современной семьи и семейного воспитания.

Горобец Юлия Даудовна
Общество нуждается в здоровой, благополучной, счастливой семье.  К сожалению, современная реальность далека от идеала. Современная семья не защищена в достаточной степени в правовом отношении. Проявление домашнего насилия в той или иной форме сложно предотвратить. Лишение родительских прав, изоляция ребенка от родных, по сути – единственная мера его защиты. Множество правовых проблем связано с усыновлением. Отсутствует надлежащий государственный контроль за условиями жизни и воспитания, соблюдением прав и свобод российских детей, усыновленных иностранными гражданами.
Рост экономического фактора в повышении качества жизни серьезно затрагивает и проблемы воспитания, которые не позволяют обеспечить ребенку качественное развитие, лечение, образование, досуг и др.
 Проблемой современной российской семьи являются жилищные условия, трудоустройство женщины, имеющих маленьких детей. Особенно серьезные экономические проблемы переживают семьи, имеющие детей – инвалидов.
Снижение рождаемости, высокая смертность вынуждают правительство искать меры экономического стимулирования рождаемости (повышает пособия, увеличивает сроки ухода за ребенком,увеличивает материнский капитал), создавать условия для приобретения жилья под низкие проценты и с большой рассрочкой. 
Проблема детского сиротства остается одной из острейших в России,  растет беспризорность. Решение данной проблемы требует расширения социальных служб, подготовки штата педагогов для работы с особой категорией детей. Социальная помощь детям, оказавшимися вне семьи, осуществляется как через установление эффективного взаимодействия с семьей, восстановление семейных связей,  так и через создание новой среды обитания, которая бы создавала условия для продуктивного развития личности.
Серьезной психологической проблемой современной семьи становится отчуждение личности от семьи. Отчуждение (психологический уход), духовная отрешенность происходят чаще всего, когда возникает конфликт ценностей, когда представления об истинных ценностях одних противоречат представлениям других. Ослабление сплоченности семьи уменьшает силу ее нормативного воздействия, открывает двери для разного рода негативных влияний.
Непонимание нравственной ответственности за воспитание, низкая педагогическая культура родителей приводят к утрате духовного единства родителей с детьми, что неизбежно сказывается на духовно – нравственном развитии как отдельного члена семьи, так и общества в целом.
 Слабые супружеские связи между  родителями, отсутствие межпоколенных отношений не способствуют формированию духовно – нравственных ценностей  в сознании молодых людей. Только подлинная теплота и близость с родным человеком, ощущение неразрывности своей жизни с жизнью близких дают нравственную и духовную опору в жизни. Несмотря на серьезные проблемы, связанные с социальным положением современной семьи, ответственность за формирование нравственно здоровых отношений в семье лежит в первую очередь на родителях.
Проблемы современной семьи тесно связаны с педагогической  культурой родителей. 
«Любовь родительская,- писал П. Ф. Каптерев, - чувство драгоценное, но не может заменить собой педагогического умения и педагогической подготовки, которой часто лишены родители
В культурно - некомпетентной семье родители не умеют взаимодействовать со своими детьми и между собой для решения задач воспитания, образования и развития ребенка.
Анализируя различные типы семей, А.С.Макаренко настой¬чиво говорил об ответственности родителей за воспитание: «Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответ¬ственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит, на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организато¬ром вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может су¬ществовать и воспитатель». Сейчас эти проблемы особенно актуальны. Процесс воспитания проходит наиболее успешнее, если  у родителей хорошо сформирована педагогическая культура.