Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система человека"

Авезова Ольга Георгиевна

Эту разработку можно использовать при изучении темы: "Опороно-двигательная система  человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_avezovoy_o.g.docx56.48 КБ

Предварительный просмотр:

444

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

Методическая разработка

по биологии

к разделу  «Опорно-двигательная система»

 (учебник   Колесов Д.В.,Маш Р.Д., Беляев И.Н.)

 8 класс

 

Составитель: учитель биологии

Авезова Ольга Георгиевна

Нижний Новгород

2014

Пояснительная записка

Опорно-двигательная система выполняет важные для организма функции. Скелет обеспечивает опору, а мышцы - движения. Состояние данной системы влияет на общее состояние человека, на определенные органы и системы. В наше время, когда развивается техника и наука, большая часть людей страдает гиподинамией. Отсюда увеличение числа заболеваний, особенно связанных с ОДС.

Поэтому перед человеком стоит задача: сохранить ОДС в хорошем рабочем состоянии. Кроме того, мой вопрос актуален для изучения, т.к. чтобы оказать помощь человеку нужно знать его строение. 

Установлено, что большинство нарушений ОДС происходит в дошкольный и школьный период. Статистика показывает, что среди нарушений преобладают сколиоз и плоскостопие.

Нарушений ОДС с каждым годом всё больше. Большими темпами прогрессирует нарушение осанки. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание здоровью школьников, ведь многие последствия нарушений ОДС – необратимы.

Цель методической разработки:   

1.Обратить внимание учащихся на проблемы сохранения и сбережения здоровья.

2.Познакомить с  основными методами самоконтроля и коррекции ОДС.

3.Способствовать формированию у учащихся здорового образа жизни.

 Задачи методической разработки: 

Образовательная:

  • Познакомить учащихся со значением опорно-двигательного аппарата, особенностями строения и функциями, исследовать  взаимосвязь строения и выполняемых функций;

Развивающая:

  • Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление: умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы; распознавать часть опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле (модели, скелете) основные части скелета; применять полученные знания в жизни.

Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережного отношения к своему здоровью;

раскрыть влияния  занятий спортом и физическим трудом на формирование и развитие организма подростка.

Методы и формы организации деятельности учащихся

При подготовке к урокам биологии я работаю углубленно над внедрением инновационных технологий и различных методов и форм организации деятельности учащихся. Прежде всего, я стараюсь использовать компьютерные технологии, которые открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения. Внедрение информационных технологий может содействовать реорганизации обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения. 

Практика показывает, что изучение биологии с использованием компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Предлагаемые разработки уроков на основе методики развивающего обучения с применением компьютерных технологий, делают урок современным, научным, насыщенным. Это, несомненно, повышает интерес к предмету.

Создание здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей ребёнка.

Использование основных критерий рациональной организации урока:

  • Чередование видов учебной деятельности
  • Использование эмоциональных  разрядок
  • Следить за посадкой учащихся
  • Проведение физкультминутки в середине урока.

Качественное поощрение учащихся за всю деятельность на уроке

2) Работа с интерактивной доской. 
С помощью интерактивной доски можно:

  • демонстрировать презентации;
  • создавать модели;
  • активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала; 
  • улучшать темп и течение занятия;
  • на ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. 

3) Работа с учебником.

 Урок биологии – возможность для формирования умений работы с учебником. Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.

Характер и формы работы с учебником

Репродуктивно-поисковая

Сравнительно-аналитическая

Творческая

Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы к прочитанному

Ответы на вопросы

Анализ рисунков

Тексты с ошибками

Заполнение таблиц


Тексты с пропущенными словами

Работа с терминами


Рассказ по заданным словам

Составление схем


Составление тестов

Опорные конспекты


Кроссворды

Составление планов


Опережающие домашние задания

Составление конспектов



Комментированное чтение

Таблицы и схемы

Вопросы к прочитанному

Домашние задания предполагают различные виды деятельности учеников, способствующие творческому развитию детей и успешному процессу обучения,    воспитания и развития:

творческие задания (сочинение, рисунок, доклад, реферат, составление тестов, разработка проектов и др.); 

подготовка презентаций;

-задания по работе с учебником (его текстом, иллюстрациями), которые не перегружают учеников, а помогают им лучше разобраться в изучаемом материале, легче его запомнить, воспитывают в них тщательность, аккуратность, систематичность в работе. Они способствуют не только усвоению знаний, но и формированию умений по работе с учебником, а также некоторых интеллектуальных умений;

составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого рода задания способствует росту мастерства, интереса предмета и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы. Кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы;

опережающие домашние задания. Суть состоит в том, что ученикам для самостоятельного изучения дают материал, который на уроке не объясняется. Учитель указывает страницы учебника и дополнительной литературы и отмечает главную особенность домашней работы – понять материал, а не запомнить его. Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы к учителю. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению с учителем для более глубокого изучения данного материала.

На данный раздел по программе отводится 8 часов.

Планирование раздела «Опорно-двигательная система»

Урок 1. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

Урок 2. Скелет человека. Осевой скелет.

Урок 3. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.

Урок 4.Строение мышц. Практическая работа «Мышцы человеческого тела

Урок 5.Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа «Утомление при статической работе».

Урок 6.Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие».

Урок 7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Урок 8. Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система».

Весь теоретический и практический материал изучается на семи уроках. На 8-м уроке систематизируются и обобщаются знания по теме, проводится обобщающий урок с использованием компьютера и интерактивной доски по выявлению уровня усвоения основных понятий темы, установлению причинно-следственных связей. 

На первом уроке ставится проблема: «Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных?»; обсуждается план изучения материала, определяются темы индивидуальных и групповых исследовательских работ восьмиклассников. Формы организации учебной деятельности на первых трех уроках: самостоятельная поисковая работа с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью; организация лабораторной работы по изучению строения и химического состава костей. 

Вашему вниманию предлагаются презентации всех уроков данной темы, которые включают  в себя необходимые знания учащихся, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья, и  формирования проблемно-исследовательских навыков работы.

В теме «Опорно-двигательная система» очень важным, на мой взгляд, является обобщающий урок, где происходит обобщение знаний о связи между строением и функциями скелета и мышц, а также осуществляется контроль за уровнем усвоения темы. Целесообразно на данном уроке применение различных форм обучения.

 

Кроме того, при изучении данного раздела программы нужно применять задания:

- способствующие развитию логического мышления; 
- на соответствие;
- задания дифференцированного характера; 
- цифровой диктант.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

  • повышение качества образования учащихся,
  • формирование проблемно-исследовательских навыков работы,
  • увеличение познавательного интереса по вопросам здоровьесбережения.

Результативность работы:

  • уроки нравятся детям
  • наблюдается положительная динамика качества знаний
  • рост творческих способностей учащихся
  • развитие коммуникативных умений
  • дети заботятся о своем здоровье, понимая, что любое заболевание легче    предупредить, чем его лечить.

Заключение

Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе. К ним следует отнести владение актуальными знаниями с учетом современных достижений науки, умение систематизировать, анализировать и активно использовать на практике полученную информацию, умение пользоваться информационно-коммуникационными возможностями общества.

Повышение эффективности и качества знаний – главная задача учителя. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов. Нужно создавать такую обстановку на уроке, чтобы все ученики работали с интересом в течение всего отведенного времени. Описанные в работе формы и методы работы помогут привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия нового материала. Эффективность работы в данном случае достигается сочетанием различных приёмов работы.

Итак, для достижения желаемого результата необходимо, чтобы самостоятельная работа учащихся проходила под руководством и контролем учителя и носила систематический и целенаправленный характер. При этом по мере развития учащихся, помощь со стороны учителя должна уменьшаться, а требования к самостоятельности – возрастать.

Методы и формы работы на уроках биологии, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, стимулируют интерес к предмету, содействуют развитию интеллектуальных и практических умений, углубляют теоретические знания, оказывают воспитывающее воздействие. В результате повышается качество знаний учащихся, их успеваемость.

Источники информации:

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010

2. Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев.- М.:Дрофа, 2009

3. Рохлов В.С.Биология. Человек и его здоровье.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов /под ред.Д.И.Трайтака.-М.:Мнемозина, 2010

4. Федорова М.З.Экология человека: культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина. - М.:Вентана-Граф, 2013

5.Воронина Г.А.Экология здоровья:8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Г.А.Воронина, М.З.Федорова.-М.:Вентана-Граф,2013

6.Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.:дрофа,2010

7.Колесов Д.В.Биология. Человек. 8 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс»/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.:Дрофа, 2010

8. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; - ВАКО, 2005

9. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2003

10. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Дрофа.

11.Электронное пособие «Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс.