Маргарита Жукова. Школьный театр:актёры и роли.

Жукова Маргарита Викторовна

 

Задачи школьной театральной студии очень отличаются от задач «взрослых» профессиональных театров. Наша главная цель – не столько создание спектакля, как конечного продукта, сколько сам процесс творчества, удовлетворение потребности в самореализации. Эта потребность есть в каждом человеке, но далеко не все могут найти возможности для её осуществления. Школьная театральная студия – одна из таких возможностей. Поэтому от педагога требуется целенаправленно создавать условия для комфортного самочувствия всех его подопечных.

Выстраивание благожелательных отношений внутри коллектива студии – это, пожалуй, одна из важнейших задач её руководителя. Но ведь в спектакле нет одинаковых ролей, между актёрами неизбежно возникнет конкуренция – каждый хочет быть на сцене самым главным, самым красивым… И если для актёра-профессионала это является стимулом к саморазвитию, школьник, не получив желанную роль, может просто покинуть студию, обидившись на весь свет. Все девочки мечтают быть принцессами, за этим они и приходят в студию, и лишить любую из них такой возможности (даже если для этого будут вполне объективные причины – неготовность к главной роли, неподходящий для роли рост, комплекция и т. п.) зачастую означает нанести ей глубокую психологическую травму.

Для того чтобы в театре не было конуренции, соперничества при распределении ролей, мы, работая над спектаклем, очень долго не закрепляем роль за определённым исполнителем. Каждый может играть, кого захочет. Так построить работу позволяет этюдный метод.

Как это происходит у нас?

Задаётся тема этюда, тематически близкая выбранному для постановки материалу. Например, при работе над постановкой по рассказам О. Генри предлагалось сыграть сценку: голодный ковбой приходит в салун и просит чего-нибудь поесть у хозяйки салуна, возможно, компот. Хозяйка даёт ему банку и ложку, он с жадностью набрасывается на еду, а в это время в салун заходит девушка, племянница хозяйки, которая наблюдает, как ковбой увлечённо поглощает пищу, что приводит её в умиление. Далее происходит знакомство девушки и ковбоя.

Все, кто хочет, могут сыграть эту сценку. Анализируем результаты, обсуждаем, как тому или иному актёру даётся роль, причём главное слово принадлежит ему самому: «У меня, мне кажется, хорошо получается вот это, а вот здесь я не могу найти нужную интонацию, а вот тут я хочу сыграть, как N – он это делает отлично!».

И так каждый фрагмент сценария будущей постановки мы вначале разыгрываем в виде этюдов, что делает процесс работы над спектаклем увлекательным и неповторимым. Работая над этюдами, дети «примеряют» роли на себя. Происходит, во многом на интуитивном уровне, выбор наиболее подходящих исполнителей. Каждый чувствует, какая роль ему даётся лучше, а какая – его другу. И в результате распределение ролей для премьерного спектакля происходит достаточно безболезненно.

По сути, над каждой ролью работает не отдельно её исполнитель, а вся труппа в целом, успех одного – это успех всех. Спектакль – это наше общее дело, и каждый отдаёт ему все свои способности, силы и талант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фестиваль "Свой среди чужих"12.16 КБ

Предварительный просмотр:

21 марта театральная студия «Estrella» побывала в очередной раз на городском фестивале «Свой среди чужих», который проходил в АППО.  Что же это за фестиваль? И каковы его правила? Об этом хочется вам рассказать.

Первое правило – педагоги  на фестивале не имеют право вмешиваться в происходящее, все решения принимают сами дети.

 Второе правило – дети должны принять в свою команду абсолютно нового человека из другого коллектива, дать ему роль и объяснить суть его индивидуального выступления, причем на это дается всего 15 минут. В отличие от других конкурсов, где  дети почти не общаются с другими коллективами, здесь  создается площадка для обмена опытом,  для знакомства с другими коллективами, другими ребятами. Здесь ребёнок имеет право задать любой вопрос другому коллективу и сам ответить на вопросы других.

С первых же минут подготовки дети доказали, что они мастера своего дела, не смотря на сложную поставленную задачу. Работа в команде была на высоте, также дети показали свое умение общаться, желание творить и учиться чему - то новому. Чувства восторга наполняли их, а нам, педагогам, хотелось постоянно аплодировать юным дарованиям.

На этом фестивале коллектив средней группы театра «Estrella» выступал с отрывком из спектакля «Брысь, или истории кота Филофея».  Их слаженная и творческая работа, умение работать в коллективе была отмечена жюри, и они получили 1 место. Старшая группа театра «Estrella» выступала с отрывком из «Кентервильского привидения», их работа  также понравилась жюри, их подготовка «чужого», работа нашего «чужого», а им в этом году снова была Ева Зубова, – были на высоте. Ребята заняли 2 место.