План работы с детьми-инвалидами педагога-психолога ГБОУ Школа №41 Романовой Е.Б. на 2014-2015 учебный год.

Романова Елизавета Борисовна

Цель:  Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Задачи:

 

1.               Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2.              Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3.              Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

 

 

Направления в работе

                      Цель

     Сроки

1.

Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов.

Сбор сведений об особенностях развития учащихся.

     Сентябрь

 

2.

Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

     Сентябрь

3.

Наблюдение за учащимися, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.

     Сентябрь,      

      октябрь.

4.

Исследование учащихся с помощью различных психологических методик.

 

 

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ  негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении;  наличие страхов, комплексов,  модели поведения «жертва».

      Октябрь,

       апрель.

5.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

      Октябрь,

       апрель.

6.

Комплексное диагностического обследования в процессе индивидуального консультирования семей.
 

-Исследование семейной атмосферы(межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

     Октябрь,

       апрель.

7.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

Каждого ребенку разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые  доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.

 

      Октябрь

8.

Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.

 

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

 В течение года.

9.

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями.

Профессиональное самоопределение  включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.
 

    Декабрь

10.

Проведение родительского всеобуча, практикума - сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.

- Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей  при овладении чувственной коммуникацией.
- Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

 

В течение года.

11.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

В течение года.

12.

Психологическое консультирование учащихся, их родителей и учителей.

 

 

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

В течение года.

 

   Совет родителям, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1.            Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2.            Не ожидайте слишком многого сразу.

3.            Будьте реалистичны.

4.            Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5.            Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

6.            Будьте проще.

7.            Проявляйте гибкость.

8.            Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

9.            Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

10.        Наладьте общение:

а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делайте акцент на хорошем;

е) делайте замечания спокойным тоном;

ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывайте о значении языка тела;

и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

11.        Назовите врага по имени.

12.        Делите радость и боль.

 

Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.