Профессиональный конкурс "Учитель года - 2022"

Вазеева Светлана Фаритовна

Лауреат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_portfolio_vazeeva_s.f.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка к презентации

(Слайд 1-2) Я работаю в системе общего образования 26 лет, из них 8 лет в должности учителя русского языка и литературы. 

(Слайд 3) В 1988 году закончила Елабужский государственного педагогического института по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

С 1988 по 1992 – работала  в  г. Набережные Челны, МОУ школа № 45, учительницей начальных классов.

В 1992 году переведена учительницей начальных классов, МОУ «Калмашская СОШ» Тукаевского района, с 1994 -2005– работала учителем технологии.

 В 2006 году – приступила к работе учителем технологии и русского языка

 08 июля 2011 году   прошла профессиональную переподготовку в       ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» по программе «Русский язык и литература», защитила аттестационную работу на тему «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении» и получила диплом № 845714.

(Слайд 4) Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.
В своей работе я всегда опираюсь на три понятия "НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО".

Источником моего вдохновения являются:

1. Дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка. 

Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!"

2. Опыт и энтузиазм сестры и коллег.

3. Общение с наукой, "рытьё в книгах" ученых, великих мыслителей. Самыми близкими для меня остаются взгляды нашего великого русского филолога, мыслителя, общественного деятеля Д.С.Лихачева. Только вслушайтесь в его слова: 

"Изучайте историю и литературу... Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость".

"Учитесь любить учиться".

"Умейте не терять время, не заполняйте  разум мутными потоками глупой и бесцельной информацией. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков".

"Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить".

(Слайд 5): Для своей работы я выбрала такой девиз:

Находить время для работы – это условие успеха;

Находить время для чтения – это основа знаний;

Находить время для размышлений – это источник силы;

Находить время для творчества – это муза души;

Находить время для дружбы – это условие.

(Слайд 6) Любимых изречений много, но одно из них написано Лао-цзы: «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен».

(Слайд 7) 

 (Слайд 8) Особые слова хочется сказать о человеке, который является для меня примером во всём – это моя мама, Хайрутдинова Ильсияр Зигангировна. Всю свою жизнь она отдала детям.  Её коллеги говорят про маму «наша палочка-выручалочка», ей скоро 74 года, а она при первом зове бежит  в школу заменять заболевшего или ушедшего в декретный отпуск учительницу. Она всегда  для меня поддержка и опора.  Мама никогда не  скажет: "Это плохо".  Она  успокоит и посоветует, как бы она это сделала. У  мамы есть такое высказывание: "Никогда не теряй веры в возможности ребенка, а в свои возможности тем более ". Я и сегодня часто вспоминаю эти слова.

(Слайд 9) Все мы прекрасно знаем, что в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

  На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.

Следовательно, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. 

    - Почетная грамота исполнительного комитета Тукаевского муниципального района  «За высокие результаты ЕГЭ выпускников по русскому языку». 2014 г.

 (Слайд 10) Я стараюсь не просто дать ребятам знания, но и способствовать формированию и развитию у обучающихся познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В этом  году для  работы в школе была выбрана методическая тема:   «Повышение качества образования через эффективное использование современных технологий». Моя методическая тема: «Формирование лексических навыков речи учащихся». Темы очень тесно переплетаются. Здесь огромное значение имеет владение интернет технологиями и технологией сотрудничества. Много лет я применяю работу в творческих группах. Это позволяет привлечь к работе каждого ученика в классе. Сегодня я практикую и интернет-уроки. Эти уроки проходят в кабинете русского языка, который оснащен интерактивной доской.  Ребята получают свои задания: найти и прочитать рассказ,  сделать презентации по темам, составить тест по пройденным темам, пройти интернет-тест, ответы, которых можно найти на сайтах. Эти уроки помогают развить интерес и к изучаемой теме и учат работе с информацией, учат работе на компьютере, работе в интернете. В 2013 году в г.Казани прошла обучение по работе с Интерактивной доской, получила Сертификат от Panasonic, что «Прошла успешное обучение по работе с интерактивными досками» за подписью Масато Накамура Вице-президент Panasonic Россия.

(Слайд 11) Я работаю над проблемой:  «Личностно – ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы». Почему отдано предпочтение этой технологии обучения?

Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.

В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

(Слайд 12) Немножко скажу о достижениях моих учеников. К сожалению, сейчас их у меня не очень много. Каждый год участвуем (100% - охват) в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»,   Диплом 2 степени  в  Открытой  республиканской выставке-конкурсе «Золотая Рыбка», организованной «Центром детского творчества» Рыбно-Слободского района РТ (Кутуева Гузель, 2012 год), Грамота  призера муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по русской литературе (Адиева Айсылу – 8 класс, 2013год), Грамота призера муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по русской литературе (Гарипова Алиса – 11 класс, 2013/14 учебный год), Грамота  победителя муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по русскому языку (Хайруллина Гульназ – 10 класс, 2013год), Грамота  призера муниципального этапа Республиканского межведомственного конкурса  сочинений, посвященного истории органов прокуратуры России и зарубежных стран (Гарипова Алиса – 11 класс, 2014 год), Диплом участника общероссийской предметной олимпиады «Олимпус» (Зимняя сессия) по русскому языку (Хасаншина Алина -5 класс, Хуснутдинова Эсмира – 6 класс), Грамота  за II место в муниципальном конкурсе сочинений  “Подвиг героя бессмертен!” среди учащихся 10-11 классов (Аскарова Алия – 10 класс, 2014 год).

(Слайд 13) Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию.

1.Диплом «Учитель цифрового века», 2012/13 учебный год.

2.Сертификат Казанского (Приволжского) Федерального университета  за участие в работе научно-практического семинара для учителей русского языка и литературы по проблеме «Эффективные технологии, методы качественной подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку» (05.02.2013 г.)

3.Сертификат «За успешное прохождение «Часа кода 2014».

4. 12.03.2013 году прошла тренинг-тестирование в формате ЕГЭ по предмету русский язык и показала следующие результаты:  79 баллов.

5.В 2013-2014 учебном году прошла аттестацию и решением аттестационной комиссии 30 декабря 2013 году установлена I квалификационная категория по должности «Учитель».

(Слайд 14) ОГЭ

 (Слайд 15) Вот уже несколько лет я готовлю выпускников 9, 11 классов  к экзаменам. К моей большой радости все мои ученики успешно сдают экзамены. Результаты ЕГЭ и ГИА  по русскому языку выше республиканских показателей: 2011 год - 68б., 2012 – 65б., 2013 – 69б., 2014 – 72б. Все ребята на ЕГЭ подтвердили свои оценки, двоек не было. В диаграмме  вы видите, что результаты работы стабильные. В этом учебном году у меня есть выпускники 11 класса. Надеюсь, все справятся с экзаменом.

(Слайд 16) Я также не забываю и о внеклассной работе по предмету. В рамках предметных недель регулярно провожу  конкурсы чтецов, выставки иллюстраций к литературным произведениям, различные игры, КВНы, викторины, и, конечно, литературные гостиные, литературные вечера, выпускаются литературные газеты и творческие альбомы. Особенно мне нравится проводить вечера на военную тематику. Очень интересно, эмоционально, чувственно прошли литературный вечер воспоминаний "Далёкому мужеству верность храня" и литературная композиция "Песня, оборванная пулей".

(Слайд 17) Подводя итог, хочу сказать, что учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.

  • Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
  • Учитель должен  делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
  • Учитель не имеет права завидовать успехам коллег и смотреть на них свысока.

(Слайд 18) А для меня  «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

 Что значит школа для меня?
  Я всем отвечу однозначно: 
  «Жизнь школьная – моя судьба…
  Моя судьба…и не иначе».

      Мне нравится работать в школе. Работать с детьми -  это огромное  счастье.  Именно дети умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Общение с детьми доставляет мне удовольствие и радость. Я чувствую, что я нужна им, а они нужны мне.   Общение с детьми, как бальзам для души, как напиток бодрости и вечной молодости…

(Слайд 19)

Я хочу пожелать вам: "Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.  А самое главное, здоровья,  успехов в работе и теплоту семейного очага».

(Слайд 20)

Мои электронные данные.

Мои любимые писатели: М.Шолохов, М.Булгаков, М.Пришвин

Любимые поэты: Б.Пастернак, Р.Рождественский, А.Дементьев, С.Гершанова. О них мы с ребятами также ведем разговор на наших литературных вечерах. Но мне бы сегодня хотелось прочитать стихотворение нашего сальского поэта В. Костенко "Степь". (Слайд 28)

Степь, моя степь!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Я, как подруге, тебе лишь одной
Мысли свои доверяю. 
(Слайд 29)
Как не любить тебя, солнечный край,
В дни сентября или мая?!
И если на свете имеется рай,
То рай этот - степь родная! 
А в центре степи - небольшой городок
С домами разноэтажными,
Который не только в ложбину залег -
В сердце проник каждому. 
(Слайд 30)
Стая гусей кочевых пронеслась
Под солнца прямыми лучами.
Сальск - это степь!
Степь - это Сальск!
А мы - степняки - сальчане! 
Солнце горячее!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Будто бы другу, мой город родной,
Мысли тебе доверяю.

(Слайд 31) В своей работе я тесно взаимодействую с общественными организациями. 2009-2010гг участвовала в проекте РОО Союз "Женщины Дона" "Шире круг, общественная дипломатия в действии". (Слайд 32) В 2010г. принимала участие в межрегиональной проблемной дискуссии "Реализация современных подходов в деятельности органов и учреждений системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних. Возможности, проблемы, перспективы", в работе областной научно-практической Интернет-конференции РО ИПК и ПРО "Проектирование пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования".

(Учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.

  • Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
  • Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
  • Учитель не имеет права завидовать успехам коллег и смотреть на них свысока.

(Слайд 40) Я хочу пожелать вам: "Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы". (Слайд 41)