«Приёмы и методы работы с вычислительной техникой и компьютерными программами»

Голубева Вера Николаевна

Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Это законы времени.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

*      овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,

*      ориентироваться в возросшем потоке информации, уме­ть ее находить, перерабатывать и использовать.

Для реализации поставленных задач современному учителю необходимо овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, иметь методическую подготовку по их применению в учебном процессе.

Основам работы на компьютере можно обучиться на специализированных курсах, а в накоплении личного опыта ключевым моментом становится только ваше желание к самосовершенствованию, к самопознанию и выраженная мотивация к реализации своего творческого потенциала.

Очень просто отказаться от использования компьютера на уроке, ссылаясь на нехватку времени, возраст учеников, да и, честно говоря, на собственную некомпетентность в этом вопросе. Конечно, можно работать по старинке: доска, мел, самодельные карточки из картона…. Признаю, учителю «высшего пилотажа» этого достаточно для работы в классе. Остальное «сделают» его многолетний опыт, горящие глаза, вдохновенная речь, иными словами то, что мы называем «творческим полетом». Но вопрос в том, считаете ли вы себя учителем «высшего пилотажа»? А что делать начинающим молодым педагогам?! Выход есть – осваивайте компьютер!

Я не призываю все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, да и цели другие. Открытые уроки, которые мы проводим для гостей, родителей, своих коллег – вот поле деятельности, где у нас есть возможность показать широкие возможности своего педагогического мастерства.

И компьютерные технологии на таких уроках - наши главные помощники! Но… компьютер имеет смысл применять лишь в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео-сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение и панацею от не заинтересованности учеников ни в коем случае нельзя.

Убеждена, что применение компьютера на уроках развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной, развивать психологические процессы (внимание, мышление, память, воображение, восприятие).

Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу:

*      повышение мотивации к учебе,

*      углубление знаний,

*      развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых.

Однако, компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и я не поддерживаю тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно.

Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках  продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. Считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки. А значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту. Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона, телевизора, автомобиля.

Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. Это значит, что использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Но чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались учителя-предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, они вынуждены за короткий срок освоить фактически новую для них специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая  — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету.

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Сегодня одним из таких средств стал компьютер. В образовательном процессе он мож ет быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса, то есть возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

  • побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
  • возможность конструирования материала для конкретного урока;
  • возможность сочетания разных программных средств;
  • возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:

  • для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
  • какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
  • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
  • как организовать занятия с использованием компьютера.

Использование компьютера определяет три типа уроков: 1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование); 2) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс); 3) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет). Проведение уроков второго и третьего типа ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

Каковы же формы и направления использования ИКТ учителем?

Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для своих уроков я создаю учебные мини-пособия, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Ученики работают с ними как на уроке, так и дома. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office: текстового редактора Word и программы для создания презентаций PowerPoint. Редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные. Сохраняя материалы в электронном виде, мы получаем возможность редактировать их, многократно копировать и печатать (размножать).

В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel. Чаще всего учителя-гуманитарии обходят эту программу стороной, а зря. Наберитесь терпения, научитесь вводить формулы в ячейки и создавать гиперссылки, и перед вами откроются неограниченные возможности. Многие учителя нашей гимназии поняли, что не нужно сидеть с ручкой и калькулятором, чтобы сдать отчет по успеваемости. Нужно только один раз создать страничку в Excel, ввести необходимые формулы, и компьютер сам вычислит по вашим данным все, что необходимо. Информация журнала доступна ученику и построена таким образом, чтобы он видел результаты своей работы и мог определить итоги деятельности в удобное для него время. Она может быть распечатана и предоставлена родителям, размещена на сайте образовательного учреждения. Программа Excel позволяет преобразовать данные журнала в диаграммы или графики и использовать их в дальнейшем для мониторинга успеваемости и степени обученности учащихся.

В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Все они имеют неоспоримые достоинства, но главным их недостатком, на мой взгляд, является невозможность систематического использования на уроках. Этому есть несколько причин: представленная информация не всегда соответствует возрасту учащихся и задачам урока; во многих учебниках невозможно задать произвольный порядок представления учебной информации учителем в зависимости от его целей; не всегда есть возможность практического применения знаний и их контроля.

Оптимизм вызывает появление электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Это уже не текстографические, а интерактивные, мультимедийно насыщенные ресурсы. Отдельные учебные модули обеспечивают получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений. ЭОР позволяют читать текст, просматривать графики, таблицы, диаграммы, схемы, слушать звуковые записи и просматривать изображения. Но при этом в них расширен сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Пользователь может копировать информацию и создавать свои композиции, управлять интерактивной композицией, совершать выбор из множества представленных элементов, манипулировать объектами, устанавливая их соотношение и иерархию. Пользователи могут свободно скачать с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке.

В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, вполне доступная каждому учителю и ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов. Среди них:

1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Логическое построение материала в слайдах способствует его лучшему усвоению. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.

2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.

3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.

4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

 Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Презентация незаменима, когда нужно сгруппировать разрозненный материал, представить редкие материалы или небольшие объекты. Весь материал хранится на компьютере. Его можно корректировать и компоновать по своему усмотрению. И, что немаловажно, он не требует места в шкафу или лаборантской.

Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Например, при закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по созданию слайдов. Это создаст на уроке благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.

В-шестых, компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет. Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.

В-седьмых, компьютер позволяет использовать интерактивные доски с программным обеспечением. Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать с ней поработать. Например, доска Interwrite Board дает возможность работать на любом уроке и в любой программе, выходить в Интернет, использовать любые электронные материалы. Учитель и ученик работают, стоя у доски, а не сидя за компьютером, что делает их работу естественной и понятной зрителям, способствует практически идеальной концентрации внимания. Доска позволяет уйти от чисто презентационной формы подачи материала и перейти к его освоению через интерактивное взаимодействие с компьютером. Для проверки текущего уровня знаний учащихся в электронных учебниках разработаны специальные интерактивные задания. Например, кроссворды, контурные карты, тестирование. Система управления заданиями дает возможность проверить ответы, посмотреть комментарии, просчитать оценочные баллы.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).

      Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это  попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень  компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.  Это способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к предмету.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

     ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того,   создаёт стихию заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также  доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.