Социальные медиа для организации проектной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности

Зиновьева Татьяна Александровна

Вхождение России в международное образовательное пространство, грядущие изменения в статусе учреждений образования и в содержании государственных образовательных стандартов требуют перехода к такой модели образовательного процесса, в которой профессиональная деятельность педагога и учебно-познавательная активность обучающихся переносятся из физического пространства корпусов школ в виртуальное информационное пространство Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sotsialnye_media.docx101.77 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: C:\Users\user\Desktop\Рисунок2.png

Социальные медиа для организации проектной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности

Стр. из

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___________

от  «___»__________2012г.

Проект

Социальные медиа для организации проектной, исследовательской,
поисковой, творческой деятельности

Руководитель:учитель информатики Зиновьева Т.А,

Исполнители: учителя информатики Зиновьева  Т.А., Старикова Е.Ю., учитель английского языка Бесхмельницкая С.Г.

Согласовано                                      

Заместитель директора по УВР

____________________________

от  «___»__________2012г.

Новокузнецк

2012


2. Содержание проекта

  1. Паспорт проекта………………………………….………………………..3
  2. Актуальность проекта  и анализ исходного состояния проблемы…….6
  3. Новизна материала………………………………………….…………….10
  4. Цели и задачи проекта……………………………………………………12
  5. Краткое описание проекта по этапам……………………………………13
  6. Ожидаемые результаты……………………………………………..……15
  7. Промежуточные результаты………………………………………….….16
  8. Целевые группы проекта (или аудитория проекта)……………………16
  9. Объем и содержание работ………………………………………………17
  10. Формы представления результатов………………………………….….19
  11. Список литературы………………………………………………………22

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Социальные медиа для организации проектной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности

Основные разработчики проекта

Учителя информатики: Зиновьева  Т.А., Старикова Е.Ю., учитель английского языка Бесхмельницкая С.Г.

Цели проекта

  1. Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса и интеграции в него информационно-коммуникационных технологий;
  2. Воспитание информационно-коммуникативной культуры для подготовки обучающихся к жизни в современном информационном обществе

Задачи проекта

  1. Исследование роли социальных медиа в образовании посредством взаимодействия обучающихся и учителей;
  2. Создание распределенной образовательной среды для эффективной организации в лицее проектно-исследовательской деятельности;
  3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу с одаренными, наиболее способными и мотивированными лицеистами;
  4. Создание открытого средства информирования обучающихся, персонала, родителей о текущей жизни образовательного учреждения;
  5. Реализовать телекоммуникационные проекты во внеурочной деятельности;
  6. Организовать дистанционное обучение для учителей, обучающихся;
  7. Обеспечить свободные контакты пользователей сети по всем вопросам образовательной сферы;
  8. Создать материальную (общелицейскую локальную сеть) и методическую базу для использования ИКТ в образовательном процессе

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный февраль-апрель 2012 год

2 этап Проектировочный 2011/2012

3 этап Практический 2012/2013-2015

4 этап Рефлексивно-обобщающий 2015/2016

Перечень основных мероприятий

  1. Создание группы учителей для реализации проекта
  2. Разработка плана по изучению сетевых сервисов социальных медиа;
  3. Разработка обучающих материалов для работы с сетевыми сервисами социальных медиа;
  4. Разработка системы организационных мероприятий по использованию сетевых сервисов социальных медиа;
  5. Прохождение педагогами дистанционного интерактивного курса  Метод проектов - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements;
  6. Создание видеоролика;
  7. Посещение консультаций по теме проекта руководителями и участниками проекта;
  8. Организация профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды;
  9. Создание среды для организации сетевой исследовательской деятельности

Исполнители проекта и основных мероприятий

Авторы проекта – учителя информатики Зиновьева Т.А., Старикова Е.Ю., учитель английского языка Бесхмельницкая С.Г.

Исполнители – учителя-предметники, учителя начальной школы, обучающиеся средней и старшей ступени обучения (5-11 классы)

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  1.  Создание персональной образовательной среды;
  2. Создание блогов учителей и их использование в образовательных целях:
  • структура занятия, с описанием четкого алгоритма действий участников, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучающимся;
  • пост (сообщение) в зависимости от типа занятия, содержащие ссылки на внешние ресурсы Интернет по изучаемой теме (информационные сайты, форумы, цифровые образовательные ресурсы и т. д.), с которыми обучающиеся работают самостоятельно;
  1. Создание блогов классов – странички классов (5-11 классов), использование созданного блога для общения обучающихся между собой, для отображения достижений класса, творческой деятельности;
  2. Создание мини-сайтов учителей, созданных с помощью онлайновой технологии Web-quest;
  3. Создание Wiki-проектов учителей и обучающихся;
  4. Создание интерактивных презентаций on-lineс помощью социального сервиса Prezi.com
  5. Самостоятельное создание сетевого учебного содержанияи публикация их в сети;
  6. Создание и редактирование собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов.

Целевая (ые) группа(ы) проекта

Администрация лицея, педагоги, обучающиеся

  1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Вхождение России в международное образовательное пространство, грядущие изменения в статусе учреждений образования и в содержании государственных образовательных стандартов требуют перехода к такой модели образовательного процесса, в которой профессиональная деятельность педагога и учебно-познавательная активность обучающихся переносятся из физического пространства корпусов школ в виртуальное информационное пространство Интернет.

Необходим поиск инновационных методик использования коммуникационных средств социальных медиа в образовательных целях.

Сегодня очевидной реальностью Интернет являются социальные медиа (socialmedia), для которых определяющее значение имеет фактор со-продукции контента самими пользователями, когда каждый из них может выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса. Это отвечает потребности человека в саморазвитии личности, в её самовыражении, в самообразовании.

Социальные медиа привносят элементы реального мира в процесс школьного обучения, и, таким образом, готовят обучающихсядля жизни в современном обществе.Социальные медиа становятся сегодня частью системы образования в силу того, чтообучающимся необходимо общение в группе равных, граница которой не всегда совпадает с границей группы одноклассников.

Социальные медиа:

  • это набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой (делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой)
  • социальные медиа можно рассматривать как «группу Интернет-приложений», основанных на идеологической и технологической базе Web 2.0, которые позволяют создание и обмен контентом, созданным пользователями

Сетевые социальные сервисы:

Веб 2.0 с точки зрения пользователя:

  • возможность пользователям самим наполнять сайты содержимым;
  • постоянные ссылки на опубликованные материалы;
  • метки как средство решения классификационных задач  - метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска;
  • визуализация динамических отношений, которые существуют между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами.

В этом контексте становится актуальной проблема использования социальных медиа как среды интеграции информационных и педагогических технологий в сфере образования и развития на этой базе педагогики сотрудничества.

Социальные медиа в школах еще не являются полноценным средством решения традиционных проблем обучения. Тем не менее, они предоставляют возможности, которые вносят изменения в учебную практику.

Современные социальные медиа предоставляют учащимся возможность стать модераторами процесса своего обучения и управлять им самостоятельно.

В данном проекте исследуется роль социальных медиа как центробежного фактора, позволяющего обучающимся более активно заниматься исследованием возможностей социальных сетей для обучения, и не концентрироваться только на обычной школьной программе.

Проект адресован учителям, которые сами пока не являются опытными пользователями социальных сетей. Наиболее действенным способом достижения прогресса в будущем является определение специалистами и учителями ряда понятий и вторичных навыков, которые позволят учителям приблизительно оценивать уровень знаний обучающихся и разрабатывать для них соответствующие программы.

Проект ориентирован на решение следующих проблем:

  • Создание персональной образовательной среды для педагогов и обучающихся (персональная образовательная среда = информационное пространство + среда деятельности в Интернете);
  • Создание групп обучения, составление расписания занятий, согласованного с основным;
  • Создание сетевого сообщества (социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое сообщество);
  • Обучение сетевому этикету (способности надлежащим образом вести себя в сети, быть вежливым с другими пользователями) и безопасности (в отношении приватности, безопасности, защиты от мошенничества и хакерства);
  • Профилактика зависимости от компьютерных игр.
  1. Новизна материала

В создании открытых для редактирования документов в глобальной сети сегодня используется большое количество сервисов, различающихся по возможностям импорта на свои страницы текстовых, графических и аудиовизуальных материалов (Flicr, Picasa, Scribd, YouTube, SlideSharе, etc). Корпорация Google и многие другие создают сервисы для размещения тех материалов (файлов), которые пользователи ранее сохраняли на персональных компьютерах, Microsoft обещает возможность бесплатного размещения своих офисных программ нового поколения на браузерах пользователей.

Таким образом, профессиональная и социальная деятельность все более сосредотачивается в открытом информационном пространстве и опосредуется сетевыми средствами и технологиями.

Интернет-форумы, блоги, микроблоги (твитеры), вики, видеохостинги, социальные сети, виртуальные игры, проекты и миры – все это формы социальных медиа, которые можно и нужно использовать в качестве средств образовательного процесса. В частности, блоги (сетевые дневники) представляют собой многоцелевой неисчерпаемый источник публикаций, чтения и комментирования, причем механизм функционирования этих и других социальных медиа позволяет вести общение в удобном для каждого пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна или которую он может себе позволить. Эти качества представляют несомненный интерес для народного образования.

Социальные медиа в настоящее время зачастую используются однобоко. Обучающиеся развивают односторонние манеры общения в сети, которые в долгосрочной перспективе оказываются бесполезными или неэффективными. Другими словами, необходимо систематическое обучение для того, чтобы сделать молодежь более осведомленной в вопросах использования социальных медиа.

Проект отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и характеризует наиболее высокую степень новизны.

Проект предполагает изучение основных сервисов социальных медиа и дальнейшее использование их педагогами и обучающимися.

Учителя-предметники уже приступили к работе над данной темой еще до того как обозначилась тема проекта. На текущий период есть уже наработки по данной теме:

  • Работа педагогов и обучающихся с электронным журналом - открытая и закрытая среда для педагогической деятельности, ссылка на электронный журнал размещена на сайте лицея;
  • Создано руководство к использованию Орловым И. (10Б класс) по теме: «Создание блогов с помощью сервиса Google–Blogger»;
  • Созданы блоги 5Г, 10Б классов, ссылки на данные блоги размещены на сайте лицея (2011-2012 уч. год);
  • На сайте лицея созданы странички учителей, которые уже работают с социальными сервисами;
  • Созданы блоги учителей информатики Зиновьевой Т.А., Стариковой Е.Ю., находятся в стадии наполнения информацией (2011-2012 уч. год)
  • Помещены Wiki-проекты учителей информатики Зиновьевой Т.А., Стариковой Е.Ю., ссылки на проекты размещены на сайте лицея;
  • Бесхмельницкой С.Г. создан мини-сайт (Web-guest – современная сетевая технология, основанная на проектном методе) по теме:
    «
    Теперь я знаю алфавит! », ссылка на проект размещена на сайте лицея (2010-2011 уч. год);
  • Бобаченко С.В. создала on-line-презентацию в социальном сервисе Prezi.com по теме: «Живопись эпохи Ренесанса и модернизма», «Из истории освоения космоса» и свой сайт, который находится в стадии наполнения.
  1.  Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является:

  1. Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса и интеграции в него информационно-коммуникационных технологий;
  2. Воспитание информационно-коммуникативной культуры для подготовки обучающихся к жизни в современном информационном обществе.

К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся:

  1. Исследование роли социальных медиа в образовании посредством взаимодействия обучающихся и учителей;
  2. Создание распределенной образовательной среды для эффективной организации в лицее проектно-исследовательской деятельности;
  3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу с одаренными, наиболее способными и мотивированными лицеистами;
  4. Создание открытого средства информирования обучающихся, персонала, родителей о текущей жизни образовательного учреждения;
  5. Реализовать телекоммуникационные проекты во внеурочной деятельности;
  6. Организовать дистанционное обучение для учителей, обучающихся;
  7. Обеспечить свободные контакты пользователей сети по всем вопросам образовательной сферы;
  8. Создать материальную (общелицейскую локальную сеть) и методическую базу для использования ИКТ в образовательном процессе.

7. Краткое описание проекта по этапам:

1 этап Подготовительныйфевраль-апрель 2012 год:

  1. Формирование творческой группы, проектного замысла и оформление его в текст проекта.В данный момент в творческую группу входят: Морозова Л.Д., Щиклина Т.Н., Зиновьева Т.А., Старикова Е.Ю., Бесхмельницкая С.Г.;
  2. Погружение - изучение материала по теме: «Социальные медиа в образовании»;
  3. Создание обучающей презентации по теме «Социальные медиа», помещение её на сайт лицея;
  4. Создание групп обучения.

2 этап Проектировочный 2011/2012

  1. Разработка творческой группой программ для обучения по заданной теме, расписания занятий;
  2. Формирование группы педагогов для обучения по заданной теме;
  3. Определение педагогами ряда понятий и вторичных навыков, которые позволят им приблизительно оценивать уровень знаний обучающихся и разрабатывать для них соответствующие программы;
  4. Формирование групп из числа обучающихся – создание школы Блоггеров обучающихся;
  5. Формирование групп из числа педагогов – создание школы Блоггеров педагогов;
  6. Формирование групп из числа педагогов для обучения работе с социальным сервисомPrezi.com (создание интерактивных презентаций on-lineс помощью социального сервиса), с технологией Web-quest
  7. Разработка творческой группой сценариев выступлений и мультимедийного сопровождения, видеороликов;
  8. Подготовка творческой группы к выступлениям.
  9. Организация профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды (ИОС).
  10. Создание среды для организации сетевой исследовательской деятельности обучающихся.

3 этап Практический 2012/2013-2015

  1. Изучение возможностей социальных сервисов Веб 2.0;
  2. Создание блогов учителями-предметниками, учителями начальной школы, размещение ссылок на блоги на сайте лицея;
  3. Создание блогов обучающимися, размещение ссылок на блоги на сайте лицея;
  4. Создание педагогами Wiki-проектов и размещение ссылок на них на сайте лицея;
  5. Создание обучающимися Wiki-проектов и размещение ссылок на них на сайте лицея;
  6. Создание мини-сайтов учителей, с помощью онлайновой технологии Web-quest;
  7. Создание интерактивных презентаций on-line с помощью социального сервиса Prezi.com
  8. Изучение и использование Социальных сервисов Веб 2.0 - средства для хранения закладок (http://www.bobrdobr.ru– БобрДобр (русский интерфейс)).
  9. Изучение и использование социального сервиса Цветные полоски (http://utx.ambience.ru/) – народная классификация записей внутри Живого Журнала (автор может помечать свои записи и свои комментарии на записи других пользователей сервиса специальными тегами, которые выглядят на экране как цветные полоски);
  10. Изучение и использование социального сетевого фотосервиса – средства сети Интернет, которые позволяют хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями и организовывать обсуждение ресурсов. (http://Flickr.com – Фликр (английский интерфейс), http://flamber.ru – Фламбер (русский интерфейс);
  11. Изучение и использование социального видеосервиса – сайты в Интернете, позволяющие бесплатно хранить, просматривать, комментировать, редактировать видеофрагменты. (http://youtube.com – Ютьюб (английский интерфейс), http://www.rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс), http://video.mail.ru/ – Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс), http://vision.rambler.ru/ – RamblerVision (русскоязычный интерфейс)).

4 этап Рефлексивно-обобщающий 2015/2016

  1. Подведение итогов реализации проекта;
  2. Осуществление выдвиженияобучающихся для участия в научно-исследовательской работе;
  3. Обобщениеопыта реализации проекта, распространения и внедрения в учебный процесс, подготовка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности педагогов в лицее.

8.Ожидаемые результаты

В результате реализации данного проекта осуществляется создание:

  • Персональной образовательной среды;
  • Блогов учителей и их использование в образовательных целях (структура занятия, с описанием четкого алгоритма действий участников, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к учащимся); пост (сообщение) в зависимости от типа занятия, может содержать ссылки на внешние ресурсы Интернет по изучаемой теме (информационные сайты, форумы, цифровые образовательные ресурсы и т. д.), с которыми учащиеся работают самостоятельно;
  • Блогов классов – странички классов (5-11 классов). Использование созданного блога для общения обучающихся между собой, для отображения достижений класса, творческой деятельности.
  • Мини-сайтов учителей, созданных с помощью онлайновой технологии Web-quest;
  • Интерактивных презентаций on-line с помощью социального сервиса Prezi.com;
  • Wiki-проектов учителей и обучающихся;
  • Сетевого учебного содержания и публикация их в сети;
  • Собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов.

В результате чего происходит повышение показателя удовлетворенности качеством образовательного процесса обучающихся, их родителей и социального окружения.

  1. Промежуточные результаты
  1. Обучающая презентация по теме «Социальные медиа»;
  2. Блоги учителей;
  3. Блоги классов (странички классов). Конкурс страничек класса.
  1. Целевые группы проекта (или аудитория проекта)
  • администрация лицея;
  • учителя-предметники;
  • учителя начальной школы;
  • научные руководители учебно-научно-исследовательских проектов;
  • классные руководители;
  • обучающиеся (5-11 классов).

  1. Объем и содержание работ

Задача

Мероприятия

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Результат

Задача 2

Создание проектного замысла

Создание творческой группы проекта

Февраль 2012

Морозова Л.Д., Щиклина Т.Н.

мотивация на повышение творческого потенциала субъектов ВОП

Задача 2

Оформление проекта в текст

Знакомство с положением

Март 2012

Зиновьева Т.А., Старикова Е.Ю.

усвоение навыка проектной деятельности

Задача 2

Целеполагание

Разработка цели и задач проекта

Март 2012

Морозова Л.Д., Щиклина Т.Н. Зиновьева Т.А., Старикова Е.Ю.

усвоение навыка целеполагания

Задача 2

Разработка этапов проекта

Разработка мероприятий

Март 2012

Морозова Л.Д., Щиклина Т.Н. Зиновьева Т.А., Старикова Е.Ю.

усвоение навыка проектной деятельности, выработка стратегии планирования

Задача 3

Разработка обучающих материалов для работы с сетевыми сервисами социальных медиа

Создание презентаций, инструкций, алгоритмов работы с сетевыми сервисами

2011-2012 г.г.

Творческая группа

Обучающие презентации, инструктивно-правовая база

Задача 4

Создание мини-сайтов учителей, созданных с помощью онлайновой технологии Web-quest

Формирование группы педагогов для обучения, разработка программы

Сентябрь- октябрь, 2012

Бесхмельницкая С.Г. Учителя - предметники

Четкое и логичное представление информации, информация имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Сайт готовый к размещению на сайте лицея

Задача 1

Создание школы Блоггера

Формирование групп из числа обучающихся; утверждение списка группы, расписания занятий

Ноябрь, 2012

Морозова Л.Д., Старикова Е.Ю., учащиеся 11-ых классов

развитие творческого потенциала участников проекта, формирование навыка работы в коллективе

Задача 4

Создание блогов классов

Разработка программы, наполнение блогов материалом, обновление имеющейся информации

Ноябрь 2012 – май 2013

Классные руководители, ответственные за блог класса

Блог, готовый  к размещению на сайте лицея

Задача 3 Задача 4

Изучение сервиса «Web 2.0»

2013

Руководитель проекта

Wiki- проекты

Задача 4

Создание интерактивных презентаций on-line с помощью социального сервиса Prezi.com

Разработка программы, формирование группы, обучение

2013

Руководитель проекта

Мультимедийныепрезентации к урокам

Задача 5

Дистанционное обучение педагогов

Участие в работе вебинаров, дистанционных курсов, видеоконференций

2015г.

Педагоги

Сертификат

Задача 5

Дистанционное обучение обучающихся

Обучение на дому с использованием программы Skype; выполнение заданий проектной и исследовательской деятельности

2015г.

Учителя предметники научные руководители

Уметь взаимодействовать с любым партнером на расстоянии; выработать навыки делового партнерского общения

Задача 9

Создать материальную и методическую базу для использования ИКТ в образовательном процессе

Приобретение технических и программных средств, наличие доступа  в Интернет

2015г.

Администрация лицея

Компьютер, подключенный к сети Интернет в каждом кабинете

Задача 5

Повышение квалификации педагогов

Прохождение дистанционного интерактивного курса  «Метод проектов»

2012-2013 г.г.

Руководитель проекта, педагоги

Получение сертификатов

Задача 9

Создать среду для организации сетевой исследовательской деятельности обучающихся

Разработка системы организационных мероприятий по использованию сетевых сервисов социальных медиа

2015г.

Научные руководители, классные руководители

Уметь самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле);
находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы

  1. Формы представления результатов

Педагоги планируют разработку информационно-образовательных продуктов по окончанию проекта:

  • Учебно-методические материалы (методические рекомендации в своих блогах, методические разработки педагога Wiki-проектов);        
  • Учебно-программные материалы, размещение в блогах, в Wiki (программы элективных, факультативных курсов; календарно-тематические планы и др.);
  • Аналитические отчёты по каждому этапу проекта, научные статьи, презентации, видеоролики.

Список литературы:

  1. Быховский Я.С, Коровко А.В., ПатаракинЕ.Д:Учебно-методическое пособие «Учим и учимся с Веб 2.0 Быстрый старт.Руководство к действию», издательство «ИНТУИТ.РУ», Москва, 2007
  2. Е. Д. Патаракин «Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0», ООО «Доминико», Москва,2009
  3. Е. Д. Патаракин Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителюиздательство «ИНТУИТ.РУ», Москва, 2007
  4. Идиатулин, В.С. Когнитивная технология обучения // Открытое образование. – 2006. – №1. – С. 12–19.