Коррекция агрессии

Романова Елизавета Борисовна

Данная программа посвящена проблеме агрессии у подростков. В программе исследуются и корректируются личностные качества подростков с девиантным поведением.

Изменения, происходящие в нашем обществе, выносят целый ряд проблем, одна из которых является воспитание трудного ребенка. На сегодняшний день большинство детей встречаются с разного рода проблемами и трудностями. Среди которых нарушение поведения и его основное проявление агрессия и агрессивное поведение. Подростковый возраст  - кризисный период у детей прослеживается такое качество личности, как агрессивность, а также предельная неустойчивость настроения, колебания самооценки. То есть дети более агрессивны по отношению к окружающим их людям, а их самооценка зависит от обстоятельств и социально культурного окружения детей подросткового возраста. А происходит это потому, что у детей – подростков меняется общественный статус, позиции, положение в коллективе, проявляется интерес к самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_agressii.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Тема:

Коррекционно-развивающая программа по снижению уровня агрессии и формированию адекватной самооценки у подростков.

Название:

«Мир вокруг меня».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...5-6

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции агрессивного поведения подростков…………………………………………………………………………7-8

1.1. Проблема коррекции агрессивного поведения у подростков……………...7-8

1.2. Программа «Мир вокруг меня»……………………..……………………...9-18

1.2.1. Встреча 1………………………………………………………………………9

1.2.2. Встреча 2………………………………………………………………………9

1.2.3. Встреча 3………………………………………………………………….10-11

1.2.4. Встреча 4………………………………………………………………….11-12

1.2.5. Встреча 5……………………………………………………………………..12

1.2.6.Встреча 6……………………………………………………………………...13

1.2.7. Встреча 7…………………………………………………………………13-14

1.2.8. Встреча 8…………………………………………………………………14-15

1.2.9. Встреча 9 …………………………………………………………………….15

1.2.10. Встреча 10…………………………………………………………………..16

1.2.11. Встреча 11……………………………………………………………….16-17

1.2.12. Встреча 12…………………………………………………………………..17

1.2.13. Встреча 13…………………………………………………………………..17

1.3. Выводы……………………………………………………………………........18

Литература ………………………………………………………………………….19

План программы «Мир вокруг меня».

Встреча 1. ……………………………………………………………………………9

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы; установление контакта.

Упр-ние 1. «Вводное»

Упр-ние 2. «Круг знакомств»

Упр-ние 3. «Знакомство».

Встреча 2……………………………………………………………………………..9

Первичная диагностика.

Цель: диагностика (первичный замер личностных качеств подростков)

Встреча 3………………………………………………………………………...10-11

Цель: изучение структуры группы; включение участников в групповой процесс

Упр-ние «Несуществующее животное»

Встреча 4………………………………………………………………………...11-12

Цель: изучение самого себя

Упр-ние «Точка зрения»

Встреча 5……………………………………………………………………………12

Цель: стимуляция поведенческих изменений

Упр-ние 1. «Баба – Яга»

Упр-ние 2. «Пословица»

Встреча 6……………………………………………………………………………13

Цель: осознание собственного отношения к агрессивному поведению; развитие умений определить свои личностные черты и свойства характера

Ролевые игры

Встреча 7………………………………………………………………………...13-14

Цель: обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств

Упр-ние «Волшебный базар»

Встреча 8………………………………………………………………………...14-15

Цель: изучение самого себя; укрепить уверенность в себе; отреагирование гнева.

Упр-ние 1. «Я горжусь»

Упр-ние 2. «Я могу»

Упр-ние 3. «Изображение»

Встреча 9……………………………………………………………………………15

Цель: отреагирование негативного опыта; управление гневом

Упр-ние 1. «Памятник»

Упр-ние 2. «Апельсин»

Встреча 10…………………………………………………………………………..16

Цель: разрядка гнева и агрессии

Упр-ние «Змея»

Встреча 11……………………………………………………………………….16-17

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния

Упр-ние «Любимое место»

Встреча 12…………………………………………………………………………..17

Цель: диагностика (оценка динамики произошедших изменений)

Встреча 13…………………………………………………………………………..17

Цель: применение в жизни навыков самоконтроля и самопознания.

Рефлексия

Введение

Данная программа посвящена проблеме агрессии у подростков. В программе исследуются и корректируются личностные качества подростков с девиантным поведением.

Изменения, происходящие в нашем обществе, выносят целый ряд проблем, одна из которых является воспитание трудного ребенка. На сегодняшний день большинство детей встречаются с разного рода проблемами и трудностями. Среди которых нарушение поведения и его основное проявление агрессия и агрессивное поведение. Подростковый возраст  - кризисный период у детей прослеживается такое качество личности, как агрессивность, а также предельная неустойчивость настроения, колебания самооценки. То есть дети более агрессивны по отношению к окружающим их людям, а их самооценка зависит от обстоятельств и социально культурного окружения детей подросткового возраста. А происходит это потому, что у детей – подростков меняется общественный статус, позиции, положение в коллективе, проявляется интерес к самому себе.

Снижение уровня агрессии среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективного образовательного и педагогического процесса.

Основными механизмами формирования агрессивного поведения, согласно социально – когнитивной теории А.Бандуры, является следующие: научение через наблюдение и научение через действие / через опыт. Согласно теории, любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложившиеся навыки, требующие специального научения. Также согласно социально – когнитивной теории, более эффективным способом сдерживания нежелательного поведения является обучение конструктивным, альтернативным формам поведения.

Таким образом, программа направлена на снижение уровня агрессивности и формирование адекватной самооценки.

Цель: обучение навыкам контроля агрессивных проявлений у подростков во взаимодействии с окружающими.

Задачи:

  1. Контролирование круга отрицательных эмоций и выявление причин их возникновения.
  2. Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния.
  3. Коррекция неадекватной самооценки
  4. Формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив.

Ожидаемый результат: предполагается, что результатом реализации программы будет приобретение навыков контроля агрессивного поведения; снижение уровня агрессии; формирование уверенности в себе, в своих возможностях; обучение наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессии; приобретение навыков самопознания; формирование позитивного отношения к себе.

Основные методы: дискуссия, исследовательские, обучающие, ролевые игры, релаксационные техники.

Условия формирования: группа может формироваться по запросам родителей, учителей и по желанию самих детей. Оптимальный количественный состав группы 17-23 человек, занятие длится 45 – 60  минут по 1 – 2  разу в неделю. Количество занятий и их внутренняя содержательная наполненность может изменяться с учетом особенностей контингента.

Технико-методическое оснащение: бланки ответов. Необходимость других материалов описывается в каждом конкретном занятии.

Этапы реализации программы:

- первичная диагностика: оценка уровня агрессивности и уровня самооценки  в классе (опросник Басса-Дарки, Дембо-Рубинштейн).

- содержание коррекционно-развивающей программы включает в себя игры, упражнения, дискуссии и др.

- оценка динамики произошедших изменений (вторичная диагностика): опросник Басса-Дарки, Дембо-Рубинштейн.

Глава 1. Теоретические аспекты коррекции агрессивного поведения у подростков.

  1. Проблема коррекции агрессии у подростков.

Наше общество вызывает целый ряд проблем одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведение. Девиантное поведение (в психологии) – поведение, отклоняющееся от социально – психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев).[4,9]

Типичным проявлением девиантного поведения является агрессивность. Агрессивность (по Бэрону Р. И Ричардсу Д.) – форма поведения, нацелена на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желаемого подобного обращения.[4,9]

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории подростков агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себя.

Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Среди ситуации, провоцирующих агрессивность подростков, выделяются следующие:

  1. привлечение к себе внимания сверстников;
  2. ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  3. защита и месть;
  4. стремление быть главным;
  5. стремление получить желанный предмет.[5,7]

Для того, чтобы результат работы с агрессивным подростком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случаи эффект от коррекционной работы будет неустойчивым.

Существуют определенные упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности на негативную ситуацию.

Выделяются следующие упражнения:

  1. комкать и рвать бумагу;
  2. бить подушку или боксерскую грушу;
  3. топать ногами;
  4. громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
  5. пинать ногой подушку или консервную банку;
  6. написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  7. втирать пластилин в картонку или бумагу.[3,5]

Но, в коррекционной работе с агрессивными подростками использовались не только эти методы. Ребенку предлагалось помощь в отреагировании негативной ситуации в целом, и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Подростки склонные к отклоняющемуся поведению значит, склонны и к типичному его проявлению агрессивности. Причина заключается в неустойчивости настроения, поведения, колебаний самооценки. Самооценка (по Реану А.А.) – центральное образование личности.

Для формирования адекватной самооценки подростков с агрессивным поведением необходимо научить его анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.[1,3,5]

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую подросток должен выполнять сам, но с помощью взрослого. Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе.[1]

Таким образом, программа направлена на коррекцию агрессивного поведения и неадекватной самооценки у подростков с девиантным поведением, а также на развитие навыков самоконтроля и самопознания.

 

1.2. Программа «Мир вокруг меня»

Встреча  1.

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта с детьми.

Упражнение 1. «Вводное»

  Вводное упражнение, где происходит расширение информации подростков о проблеме агрессивного поведения, устанавливаются правила группы.

- регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота).

- групповые нормы (задаются ведущим группы).

- групповые ритуалы (ограничения, санкции за нарушение групповых норм).

Устанавливаются ритуалы и нормы по результатам группового обсуждения и согласия большинства.

Упражнение 2. «Круг знакомства»

Группа садится на стулья, которые расположены кругом. Даётся задание разделиться на пары, и в течение 5 мин каждая пара должна узнать друг о друге  как можно больше (имя собеседника, его увлечения и т.д.). По окончании времени каждая пара представляет друг друга. После представления последней пары начинается обсуждение: трудно или легко было узнавать о собеседнике, представлять его другим, что узнали нового об одноклассниках.

Упражнение 3. «Знакомство»

Цель: помочь детям в невербальной и вербальной формах выразить чувства, связанные с собственным именем; формирование позитивного отношения к своему имени.

Процедура: Ведущий объясняет детям способ запоминания новых имен: «Нужно представить, что имя напечатано у человека на лбу, и одновременно сказать: «Привет (доброе утро, добрый день) , . . . . [имя]!». Дети встают в круг, поочередно называют свои имена и стараются запомнить имена других участников группы, затем приветствуют друг друга. Ведущий предлагает детям представить и обсудить (разыграть сценку), что могло бы произойти, если бы всех людей стали звать одинаково.[4]

Встреча 2.

Цель: провести первичную диагностику с помощью опросника Басса-Дарки и Дембо-Рубинштейн.

Методическое оснащение:

- опросника Басса-Дарки

- опросник Дембо-Рубинштейн.

- бланки ответов.

Встреча  3.

Упражнение 1 «Несуществующее животное».

Цель: Включение участников тренинга в групповой процесс, «включение» интеграционных процессов, изучение структуры группы.

Материалы: стандартные листы белой бумаги и простые карандаши, 5-6 половинок и один целый лист ватмана.

Процедура: « Возьмите по листу бумаги и простому карандашу и расположитесь так, чтобы было удобно рисовать. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его  несуществующим названием. Приступайте к рисованию. Проявите выдумку и фантазию. Если возникает желание раскрасить животное, вы можете пользоваться цветными карандашами».

После окончания  рисования группа образует общий круг. Каждый рассказывает о своём животном: как оно называется, где живёт, чем питается, с кем дружит и другие (рисунок необходимо держать перед собой.) Группа задаёт уточняющие вопросы.

« Вы познакомились с историей каждого животного. Теперь встаньте, походите по комнате, ещё раз посмотрите на окружающих вас животных. А теперь объединитесь в «стадо» с теми животными, с которыми вам хочется объединиться. Сядьте своими группами в кружочки так, чтобы не мешать друг другу. Объясните в своих сообществах: что стало причиной объединения ваших животных, что в них общего, чем они отличаются? Придумайте какой-нибудь девиз или лозунг, который хоть как-то характеризовал бы ваше сообщество. Выберите «вожака», который будет представлять ваше сообщество и сообщит остальным о причинах вашего объединения, сходствах и различиях, лозунге и девизе. Затем «вожак» знакомит другие сообщества с информацией о своей группе».

Если кто то из членов группы не испытывает желание с кем то объединяться, то не надо его принуждать к объединению. Пусть он останется в одиночестве. С ним рекомендуется следующая работа: дать ему возможность послушать все группы и обратиться к нему в самом конце с вопросом: « Хотел бы он сейчас влиться в какое-нибудь сообщество?» В случае отрицательного ответа (нет необходимости) дальше работать в направлении интеграции. Если получен положительный ответ, то следует вопрос к тому сообществу, в которое собирается влиться этот подросток: «Согласны вы его принять в своё сообщество?» Если «да»- то подросток вливается в сообщество, если «нет»- всё остаётся по-прежнему. Этот момент очень важен с точки зрения дифференциации группы и актуализации интеграционной мотивации отдельных членов группы.

«Теперь вы знаете, что вас объединяет. Оставайтесь в своих сообществах. Возьмите половинки листов ватмана и постарайтесь нарисовать одно животное, которое получилось бы из фантастического слияния всех животных вашего сообщества. В рисовании участвуют все. Вы можете рисовать, что вам хочется и как вам хочется, вносить любые дополнения и изменения. Этот рисунок- плод вашего коллективного творчества. Также придумайте ему несуществующее название.

Обсудите в группе, что это за животное, какие черты характера оно имеет, что любит и что ненавидит. Снова определите «вожака», который об этом расскажет остальным»

Группа делится информацией, и дети могут задавать друг другу уточняющие вопросы.

«Теперь подойдите к столу, на котором лежит большой лист ватмана и карандаши. Представьте, что все ваши животные невероятным образом слились в одно. Рисуйте все».[8]

Встреча 4.

Упражнение 1 «Точка зрения».

Цель: стимуляция изучения самого себя; способствование  поведенческим изменениям; формирование способности отстаивать собственную точку зрения через выражение протеста и  возражения собеседнику.

Процедура: Члены группы стоят. Стулья стоят вдоль противоположных стен. Тренер зачитывает инструкцию.

«Сейчас вам будут зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласны с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласны,- у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: согласен - не согласен. Прослушайте эти мнения:

-Все недобрые поступки не остаются безнаказанными.

-Людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза другим.

-Любого преступника можно освободить благодаря ловкой защите адвоката.

-Каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности.

-Соблюдение законов является обязательным для всех.

-Если устанавливаемое правило не нравиться его можно нарушить.

-Люди должны уважать права друг друга.

-Человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть»

После того как участники разделятся на группы, начинается обсуждение. Ведущий обращается к одной группе и просит каждого из её членов обосновать свой выбор:                  « Объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения?»

Во время высказываний членов одной микрогруппы тренер должен находиться в нейтральной позиции, то есть занять место с краю между группами и следить за тем, чтоб участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить члену другой микрогруппы. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы и слово первой («Что вы можете возразить на аргументы  своих оппонентов? »). И так продолжается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих групп. Если в процессе изменяется точка зрения  кого-то из участников, то в конце обсуждения необходимо предоставить возможность тем, кто этого желает, перейти в противоположную группу. Если вся группа заняла одну позицию, всё равно нужно попросить каждого  из участников обосновать своё решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.[8]

После выполнения упражнения проводят общее обсуждение по стандартной процедуре.

Встреча 5.

Упражнение 1 «Баба - Яга»

Цель: коррекция эмоций злости, тренировка способностей воздействие детей друг друга.

Процедура: Члены группы сидят на стульях в кругу, лицом друг к другу. Ведущий просит показать, какое бывает  выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, учителя и др.), когда они злятся на вас. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки).

Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).[5]

Упражнение 2 «Пословица»

Цель: Прояснение внутренней позиции; формирование навыков высказывания собственного мнения и принятие обратных  связей; стимуляция поведенческих изменений.

Процедура: Члены группы стоят. Стулья стоят вдоль противоположных стен. Тренер знакомит участников  с инструкцией.

«Вы знаете, что многовековой опыт людей сосредоточен в пословицах и поговорках. Сейчас вам будут зачитаны некоторые из них. Те, кто согласен с их содержанием, сядьте на стулья у правой стены, а кто не согласен,- у левой. В центре не должно оставаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: согласен - не согласен. Послушайте эти пословицы:

-Нет такого человека, чтобы век прожить без греха

-Всякая неправда – грех.

-От судьбы не уйдёшь.

-Риск - благородное дело.

-Денег наживешь - без нужды проживешь.

 -И с умом воровать – беды не избежать.

-Раз украл – на век вором стал.

-Кто сильнее, тот и правее.

-Умная ложь, лучше глупой правды.

-Сам признался, сам на себя и петлю надел»

Дети делятся на группы, и начинается обсуждение. Тренер обращается к одной из групп, просит объяснить, как они, понимают эту пословицу, что она значит. После этого работа продолжается по процедуре указанной в   занятии 4.[8]

Встреча 6.

Упражнение 1. Ролевые игры

Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

Ролевая игра.

Участникам предлагается 2 конфликтные ситуации.

Игра №1 «Билет на самолет»

В кассе имеется 1 билет, а желающих на билет много. Две роли: кассир и покупатели. Каждый желающий пассажир должен привести такой аргумент, чтобы билет был продан именно ему.

Игра №2 «Место в поезде».

Роли: 3 пассажира, проводник, начальник поезда. У двух пассажиров билеты на 1 место. Участникам необходимо либо отстоять свое место, либо найти компромиссное решение проблемы.[6]

Упражнение 2 «Разговор цветов»

Цель: развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей.

Процедура: Ведущий говорит: «Давайте представим, что цветы, растущие у  Садовника на клумбе, беседуют между собой, например, о том, что скоро начнется сильный дождь. Я распределяю роли, а вы постарайтесь хорошо их сыграть – подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациями, выражением лица, жестами».

Примечание: роли распределяются с учетом личностных качеств детей: застенчивому ребенку предлагается роль хвастливого мака; ребенку с завышенной самооценкой, с проявлениями агрессии – роль скромной незабудки; нерешительному – роль смелого вьюнка и т.п.[5]

Встреча 7.

Упражнение 1. «Волшебный базар».

Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценки и принятие собственных негативных качеств.

1.Разогревающее упражнение.

Процедура: Назовите ваши положительные и отрицательные качества на первую букву своего имени. Большой групповой круг. Каждый называет одно качество и передает ход другому по кругу.

2.Основное упражнение.

Материалы: большие стандартные листы бумаги и маленькие размером визитки (из расчета 10 на каждого члена группы), фломастеры, булавки.

Процедура: Группа в кругу, дается инструкция: «Ваши учителя жалуются на то, что вы себя плохо ведете, и что у вас масса плохих качеств, которые им очень не нравятся. Но, мне кажется, каждый человек в праве сам решать и давать оценку своим качествам. Согласны? (Получить обратную связь от группы). Но как бы там не было, у нас у всех, вероятно есть такие качества, которые нам помогают или, наоборот, мешают жить. Поэтому сейчас предлагаю сыграть в игру, которая называется «Волшебный базар». Особенность этого базара состоит в том, что на нем торгуются и обмениваются человеческими качествами.

Возьмите по листу бумаги и фломастеру и вверху листа большими буквами напишите «КУПЛЮ», ниже разборчиво, чтобы могли прочитать торговцы, крупными буквами напишите качества, которые вы хотели бы приобрести. Приколите этот листок с помощью булавки на грудь.

Теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которое вы хотели бы продать или обменять на базаре. Вы на «волшебном базаре». Походите по рынку и присмотритесь к товару, познакомьтесь, кому какие качества нужны кто, чем торгует. Ведите себя свободно, торгуйтесь. Здесь нет никаких ограничений. Вы можете обменять свой товар на 1,2,3 качества, делать двойной или тройной обмен. Но нельзя просто отдавать качества, ничего не получив взамен. Обязательно надо обменяться качествами. Если вас что-то не устраивает, ищите другой вариант.»  

Тренер в процессе игры постоянно стимулирует активность на рынке. Игра прекращается либо тогда, когда рынок самостоятельно «распадется», либо на усмотрение руководителя, который берет на себя роль директора и со словами «6 часов! Рынок закрывается», заканчивает торги.[3,8]

После окончания упражнения группа делится впечатлениями от игры: легко или трудно было найти у себя качества,  которые хотелось бы избавиться? Что удалось, что не удалось реализовать на рынке и почему? Какая роль больше понравилась покупателя или продавца? Что чувствовали, о чем думали, когда играли ту или иную роль?  

Затем обсуждение общего упражнения (что понравилось, что не понравилось).  

Встреча 8.

Упражнение 1. «Я горжусь. . . . »

Цель: формирование принятие качеств своего характера.

Процедура: Подростки закрывают глаза, а ведущий просит их написать на листе бумаги красивыми большими буквами: «Я горжусь, что Я. . . . .». После

этого как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им дописать это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.[9]

Упражнение 2 «Изображение»

Цель: отреагирование гнева.

Процедура: Попросите детей сесть в произвольную позу. Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у вас наибольшее чувство гнева. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях тела они наиболее сильные. Затем попросите их встать и пусть дети совершают движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.[5]

Упражнение 3 «Я могу»

Цель: помочь подросткам расширить представление о себе, укрепить уверенность в своих возможностях; учить осознавать и выражать свои мысли и желания.

Процедура: Ведущий предлагает детям сесть в круги, поочередно продолжать фразу «Я могу. ..  », говорить что –то хорошее о себе. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети прийти на помощь и подсказать продолжение фразы. [5]

Встреча 9.

Упражнение 1 «Памятник»

Цель: Ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами; отреагирование негативного опыта.

Материалы: Карточки с названиями чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, удивление, благородность, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: Ребятам раздаются карточки с названиями чувств. Им необходимо ознакомиться с ними, но не называть окружающим. По середине ставиться стул, который является постаментом. Каждому из участников необходимо забраться на него и изобразить «памятник» тому чувству, которое  ему досталось. Группа должна отгадать, какому чувству «памятник». «Памятник» разрушается только после того, как каждый участник выскажется.

Задача участников программы заключается в том, что им необходимо объяснить, как они понимают слова, указанные на карточках. Попытаться описать, что значат эти качества, в каких жизненных ситуациях они могут возникать. Вспомнить какие – нибудь ситуации из жизни, когда возникали эти чувства. Рассказать об этом. [6]

Упражнение 2 «Апельсин»

Цель: обучение ребенка управлять своим гневом.

Процедура: Члены группы сидят на стуле, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Необходимо попросить детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут в руки апельсин и начнут выжимать их него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожмите кулак, откатите апельсин, ручка теплая . . . , мягкая. . . , отдыхает. . . ». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза. [6,7]

Встреча 10.

Упражнение 1 «Змея»

Цель: Выбор наиболее приемлемого способа  разрядки гнева и агрессии, отреагтрование негативных эмоций.

Процедура: Детям предлагается послушать притчу: «Жила была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и  змея решила жить простодушно, не причиняя ущерба кому – либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что  происходит, и, выслушав, жалобы Змее сказал:  «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдание и боль, но я не говорил, чтоб ты иногда не шипела и не отпугивала их».

Мораль:  не ничего страшно в том, чтоб шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что ты можешь постоять за себя и знаете, как противостоять злу, не причиняя зло в ответ

В процессе нашей работы ребята познакомились с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессии.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вздохните 3 – 4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку, где выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты.  Выберите любую из них и остановитесь у нее. Постарайтесь вспомнить какую – нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что вы делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку.

Если вы закончили это упражнение, дайте знак – кивните головой. 3 – 4 раза вздохните и откройте глаза. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении?  Что понравилось, что не понравилось? Кто из окружающих вошел в галерею? На ком вы остановились?  Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства, в начале и в конце упражнения? [8]

Встреча 11.

Упражнение 1 «Любимое место»

Цель: Восстановление позитивного эмоционального состояния.

Материалы: лист белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, сделайте 2 – 3 вздоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь и вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуйте уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы.  Несколько минуть понаблюдайте за этим местом, побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли  и чувства. Сделайте 2 – 3 глубоких вздоха и откройте глаза. Возьмите бумагу и цветные карандаши, постарайтесь нарисовать это место.

Теперь покажите картинку своего безопасного места и расскажите о нем: «где это, что там происходит? Поделитесь с группой чувствами, которые испытали тогда, когда мысленно находились в этом месте. О чем думали? Если такое место сейчас? Чем оно похоже на то место, которое вы видели, чем отличается?». [6,7]

Встреча 12.

Цель: провести вторичную диагностику с помощью опросника Баса-Дарки и Дембо-Рубинштейн.

Методическое оснащение:

- опросника Басса-Дарки

- опросник Дембо-Рубинштейн.

- бланки ответов.

Встреча 13.

Заключительное занятие. Каждый член группы делится впечатлениями от того, кому что понравилось и не понравилось за время совместной работы. Обсуждение того, кто чему научился, «+» и «-» во всей работе, кто что будет применять в жизни или уже применяет.

Устраивается чаепитие для членов группы и психологов совместное.

После каждого упражнения каждый день проводилась рефлексия.

  1. Выводы

Коррекционно – развивающая программа «Мир вокруг меня» включает в себя 13 встреч, которые проводились по 1 – 2 раза в неделю. В программу включены обучающие, ролевые игры, релаксационные техники и др.

 Программа носит системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенностью ребенка. Ребятам предлагается помощь в отреагировании негативной ситуации в целом и избавится от целого комплекса травмирующих переживаний.

Упражнения и задания, которые входят в программу, направлены на изучение самого себя; на развитие умений определять свои личностные качества; на обучение позитивной оценки и принятия собственных негативных качеств; на управление своим агрессивным поведением, гневом, т.е. формирование навыков самоконтроля.

Таким образом, можно подвести итог, что дети подросткового возраста склонны к девиантному поведению. А подростки склонны, к отклоняющемуся поведению значит, склонны и к типичным его проявлениям агрессивности. Причина заключается в неустойчивости настроения, поведения, колебаний самооценки. Данная коррекционно – развивающая программа направлена на снижение уровня агрессивности и формирование адекватной самооценки.

Литература

  1. Александровский Ю.А.  Познай и преодолей себя. – М., 1999.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.; 1998.
  3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Издание 4 – е. М.: Издательство Магистр,1999.
  4. Змановская Е.В. Девиантология. – М., 2003.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / Изд. 2 – е – Ростов н / Д: Феникс, 2008.
  6. Прихожан А.М., Толстых И.И. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.
  7. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под. ред. И.В.Дубровской,  А.Г.Рузсковой М., 1990.
  8. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: -  М., ВЛАДОС, 2004.
  9. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е., изд., испр. – М.: Академия,2005.
  10.  Хьел, Зиглер. Теории личности. 2005.