Я-учитель

Валиуллин Илшат Гусманович

 Учитель

Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб,
А эмоций - просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.
И ведет как штурман корабельный
Свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, российский наш учитель,
Заслуживший славу и почет!
(Автор: А. Москвичов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_uchitel.doc46.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_metodicheskogo_seminara.pdf1.94 МБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я –УЧИТЕЛЬ»

                                                                                  Если вы удачно выберете труд

                                                                                     и вложите в него свою душу,

                                                                                   то счастье само вас отыщет.

                                                                                                              К.Д. Ушинский 

          Я - учитель   географии высшей квалификационной категории сельской общеобразовательной школы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду, а  сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ.  Профессия  учителя — одна из самых ответственных. Он ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Я, как учитель,  работаю на завтрашний день, воспитывая человека своей страны, активных,  заинтересованных обучающихся XXI века…

           Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать полученные знания так, чтобы стать успешным в жизни, найти свое место под Солнцем.  По-моему, в наше время дети даже сильнее нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. В нас они должны видеть друга, советчика, вдохновителя. А школа должна стать для наших учеников и их родителей вторым домом, где их всегда ждут, понимают, поддерживают.  Я рад, что мне это удается воплотить в жизнь.

        Безусловно, что современная жизнь требует от нас, учителей, жизнестойкости, подвижности, т.е. идти в ногу со времени. Люди по  разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие... Я же вижу - педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Я стараюсь  делать все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и,  по возможности,  самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Ученики становятся уверенные в себе и,  в дальнейшем, с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.

     Я представитель династии педагогов 3- го поколения (общий педагогический стаж более 200 лет). Мы часто, собираясь за столом, всей семьей обсуждаем вопросы воспитания и обучения. Стаж  моей педагогической работы, конечно, небольшой - 14 лет.  По воле судьбы мне пришлось работать и в других отраслях народного хозяйства. Но никогда я не забуду свой первый урок, сверкающие  глаза моих учеников.  И тогда я понял,  что мое место - это школа, класс, ученики.    

      Я считаю, что после распада СССР вместе со страной рухнула одна из сильнейших систем образования мира, которое привело к многочисленным реформам в системе образования. Да, на сегодняшний день нельзя сравнивать учителя XX века  и учителя XXI века.    Воспитание и обучение в XXI веке требует  иного подхода к молодому поколению.

           Проработав в школе более 10-ти лет, я полностью согласен со словами Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». 
         
Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий в жизни современного общества и умея получать информацию с помощью цифровых технологий, я навсегда останусь человеком книжной  культуры, потому что я вырос на книгах великих писателей… 
  « Искусство обучать – искусство разбудить в юных душах любознательность, чтобы затем удовлетворить ее... Знания, которые заталкивают силой, душат и закупоривают умы. Надо, чтобы их глотали с аппетитом». (Анатоль Франс) Мудрое высказывание, сказанное с тонким юмором. Полностью  разделяю его убеждение. 
     
Мне всегда было комфортно в моей профессии. Самое главное понимать, что тебе оказали большое доверие и родители, и ученики, что на тебя возложена огромная ответственность. Именно это мне  не позволяет спокойно спать по ночам, именно это не позволяет «душе лениться». Постоянно находиться в тонусе... Постоянно задавать себе вопрос «А имею ли я право?»   Не поучать, не диктовать свою волю ученикам, а объяснять, прививать, быть рядом, помогать! И хорошо, если с тобой советуются, если к тебе обращаются за помощью, значит,  доверяют, а это дорогого стоит. 
   
Я люблю свой  предмет за то, что он многолик. Предмет «география» собрал в себе все остальные. Существует в методике такое понятие, как «межпредметные связи». Благодаря этому простор для творчества  у меня огромен. «Пробуй, проектируй...». Есть пространство, где можно проявить свои способности и творчество и учителю, и, естественно, ученику. 

Мы часто рассуждаем о том, какими людьми  хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать. А еще для меня удивителен следующий парадокс. С одной стороны, все ждут модернизации в нашей стране, а, с другой, пропагандируется идея, что «троечники» лучше устраиваются в жизни. Не совсем понятно, кого же мы должны воспитывать – человека, который всю жизнь будет устраивать лишь личную судьбу или человека, который приложит все усилия для изменения судьбы своей страны. Рассказывая детям о великих географах-первооткрывателях и исследователях новых земель, я всегда привожу им в пример то, как  трудно они жили, как мало они имели, какие испытания они прошли,  чтобы остаться в нашей памяти на века. «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!»  Так хочется, чтобы мои ученики жили с этим убеждением в сердце.  На каждом уроке я стараюсь  с ними пройти путь, полный тайн и открытий, рассказать моим воспитанникам о замечательной планете Земля, открыть перед ними неведомые разделы интереснейшего предмета «география», помочь понять причины природных явлений, познать себя и окружающий мир, зажечь радостные огоньки в глазах тех, кто преодолел себя и смог справиться с масштабом и азимутом, параллелями и меридианами, географической долготой и широтой, кто не заблудился в дебрях речной системы, подружился с горизонталями, изотермами, циклонами и антициклонами, кого не остановили белизна самых высоких гор и зной пустыни, кто не замерз в Антарктиде и, пусть виртуально, но смог полюбоваться в Арктике северным сиянием. Все это – мир географии, в котором познаются законы географической оболочки, законы человеческих отношений, законы отношений человека с природой. 

  Учитель географии расстаётся со своими учениками. Но выпускник школы не расстаётся с потребностью в географических знаниях, необходимых ему  в течение всей его жизни, знаниях, полученных в школе… ( И.П.Герасимов)

                            Мне хочется, чтобы в наших школах всегда царило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому стараюсь  своим примером показать– не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете.  Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

     «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.  А спокойствие – душевная подлость» - так говорил великий писатель, гуманист, педагог и философ  ХIХ века Л.Н.Толстой. Учитель и спокойствие, по-моему, несовместимые вещи. Считаю, что учитель должен постоянно развиваться: углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию. Ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.

         Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра. Мое жизненное кредо выражается в следующих строках:

 

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.


Предварительный просмотр: