Основы этического воспитания персонала в условиях коррекционного образовательного учреждения.

Nadezda Gref

Основы этического воспитания персонала в условиях коррекционного образовательного учреждения.

ГБОУ школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга

Невзорова Серафима Юрьевна, педагог-психолог,

Греф Надежда Григорьевна, воспитатель.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать для достижения педагогических целей, необходима согласованность усилий всех его участников. Особенно это актуально в коррекционном учреждении, где персонал взаимодействует с обучающимися, имеющими особыми образовательные потребности и возможности.

Отдельный  акцент хочется сделать на персонале, который обучает детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) выполнять культурно-гигиенические навыки и помогает им в выполнении обыденных процедур (умывание, еда, посещение туалета, одевание). Возможно, кто-то посчитает эти вопросы недостаточно важными, однако, эти насущные моменты касаются каждого ребенка с ТМНР, и являются достаточно тревожными в силу своей щекотливости, требующие особой тактичности со стороны взрослого. Такт – это нравственное поведение. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Надо помнить, что педагог профессионально ответственен за душевное здоровье ученика, поэтому в зоне его ответственности лежит работа по обучению помощников, санитаров, воспитателей (персонала, контактирующего с обучающимся с ТМНР) тактическим принципам взаимодействия с ребенком.

Если с помощниками, санитарами не проводить специальной работы о вопросах этики в режимных моментах с детьми с ТМНР, это может губительно сказываться на самочувствии детей.

Так, дети с ТМНР, самостоятельно себя не обслуживающие, могут подвергнуться критическим замечаниям со стороны взрослых, думающих, что дети с умственной отсталостью не понимают их «красноречия».  Несмотря на отставание в развитии, дети с диагнозом ДЦП и легкой (или умеренной) степенью вполне адекватно оценивают критику взрослых о себе (даже если замечания персонала не направлены на них, а взрослые лишь обсуждают вслух особенности того / иного ребенка).

Таким образом, дети, находясь в ситуации вынужденного взаимодействия с помощниками, санитарами, не задумывающихся о последствии своих неделикатных суждений, отказываются есть, пить и тем более посещать туалет.

Дети с ТМНР нелегко привыкают к людям, их обслуживающим, в силу своих особенностей (тяжело перестраиваются, с трудом переключаются, привыкают к определенным стереотипам). Дети с ТМНР переживают свою несамостоятельность в посещении туалета, им достаточно тягостно совершать процесс облегчения при посторонних людях. Санитарам приходится пересаживать детей с инвалидной коляски на унитаз. К несчастью, санитары, помощники, воспитатели часто недооценивают стеснительность, стыдливость детей в решении «туалетного» вопроса. Взрослые сидят рядом с ребенком в туалете, разговаривают друг с другом, бестактно анализируют то, что происходит с ребенком, делают замечания, если ребенок долго сидит на унитазе.  Наверное, любому из нас было бы трудно в такой ситуации,  а дети с ТМНР не всегда могут последовать зову природы быстро, им приходиться долго сосредотачиваться, часто не получается с первого раза, когда рядом находится «толстокожий» помощник. Дети с ТМНР, опасаясь критики санитара, могут долго терпеть и, вследствие этого, намочить штаны. Санитары, не обращая внимания на смущение ребенка, могут прямолинейно, а может, и грубо высказываясь в адрес ребенка, еще больше усугублять эмоциональное состояние детей.

Таким образом, в превентивных целях одной из первых с вновь прибывшими сотрудниками должна проводиться консультация по этическим вопросам взаимодействия персонала с детьми с ТМНР, где надо рассказать о том, как надо обращаться с детьми, чтобы им было достаточно комфортно, чтобы дети не чувствовали себя неодушевленным объектом.

Для себя мы сформулировали следующие этические принципы взаимодействия с детьми с ТМНР.:

ü    если ты пришел работать с детьми с ТМНР, веди себя так же, как с обычными здоровыми детьми, даже если кажется, что ребенок ничего не понимает, не слышит, не видит. Поверь, он чувствует твое отношение.

ü    перед тем как повезти ребенка с ТМНР на коляске (или отвести за руку), посмотри ему в глаза, сообщи, куда вы направляетесь. Так ребенок будет чувствовать себя в безопасности

ü    если ребенок не может самостоятельно есть, корми его, не отвлекаясь на разговоры с др. людьми, говори ласково, даже если ребенок опрокинул еду, облился. Так ребенок научится доверять окружающим его взрослым

ü    если ребенок не может самостоятельно посетить туалет, высади его и отойди в сторонку; не разговаривай ни с ним, ни с др. людьми рядом. Дай ребенку столько времени, сколько ему необходимо. Будь снисходителен, если у ребенка ничего не получилось. Не акцентируй на этом внимания. В следующий ребенок быстрее расслабится, и у него все получится.

ü    Будь тактичен и чуток по отношению к ребенку, которого надо переодеть. Он не может сдерживаться, но он чувствует негативное отношение, и может замкнуться. У ребенка с ДЦП, восприниятие негатива в свой адрес  часто сопровождается непроизвольной спастикой, что затрудняет переодевание, мытье ребенка. Деликатно промолчав, ты облегчишь свою работу по переодеванию, подмыванию ребенка с ДЦП.

Казалось бы, мы рассмотрели вопросы взаимодействия с детьми с ТМНР, не имеющих отношения к их интеллектуальному развитию, коррекции двигательных нарушений – того, о чем в основном беспокоятся родители и педагоги. Однако, вопросы этики при общении с детьми с ТМНР, на наш взгляд, являются основополагающими для комфортного пребывания ребенка в школе. Если ребенок чувствует, что его принимают таким, какой он есть, чувствует позитив со стороны окружающих его людей – это залог его доверия к педагогам, основа его желания идти на контакт, развиваться, взаимодействовать с взрослыми.

Ребёнок – это бутон, наша задача - помочь ему раскрыться.