Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

Воронцова Наталья Ждановна

Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский

 

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воронцова Наталья Ждановна,

Воспитатель ГПД, МБОУ «СОШ с. Заветное»

 Энгельсского муниципального района

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».

Я.А.Коменский

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

 Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни». Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности в области исследовательской деятельности.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде.

Применение проектных технологий в социально-педагогической работе, включающей детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как своего села, так и страны в целом, на мой взгляд,  является инновационной составляющей социально-педагогического образования и воспитания в нашей школе.      

Технология социального проектирования имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. И у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном полезном деле, попробовать свои силы.

Подросток в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. И возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования.

В нашей школе развито волонтерское движение – учащиеся продолжатели дел Тимура и его команды. В преддверии 70 – годовщины Победы обучающиеся на протяжении всего учебного года не оставляли своим вниманием ветеранов и тружеников тыла села; готовились и участвовали в мероприятии по открытию на территории школы памятного камня; участвуют в поддержании чистоты и порядка на территории села.

Для работы по формированию социального опыта обучающихся разрабатывается программа, которая ставит следующие цели: формирование у учащихся активной гражданской позиции, создание  основы для проведения социального проектирования и исследовательской деятельности в социальной сфере.

В своей работе воспитателя в течении года использую технологию проектирования.

При реализации я ставлю  следующие задачи:

Сформировать и углубить знания о методологии и особенностях социального проектирования.

Развить навыки индивидуальной и коллективной проектной работы в процессе подготовки сообщений, творческих работ, проектов по социально значимым вопросам.

Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.

Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования  дает значимые результаты.

Работа над проектом позволяет почувствовать ребёнку, значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в селе, открыть новые возможности.

Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. 

Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.

 Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации.

Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну.

Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта.

Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.

Применение проектной деятельности в школьной практике, с одной стороны, чревато перекосами в учебной программе (ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания) или воспитательной системе (может присутствовать антивоспитательный момент). С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д

Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений.

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут». (Януш Корчак)

Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.

Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель – труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия.

Подводя итог можно сказать, что технология социального проектирования это все-таки шаг вперед.

Сегодня много говорится о компетентностном подходе, это правильно, но одними теоретическими занятиями ключевые компетентности не вырабатываются. Компетентность – это знания и умения, умноженные на отрефлексированную практику их применения. Разработка и реализация проекта, со всей совокупностью входящих в них видов деятельности, создают необходимые условия не только для приобретения необходимых в жизни знаний и умений, но и для их практического применения, обсуждения, совершенствования и закрепления. Информационная и коммуникативные компетентности, умения анализировать и решать проблемы, находить выигрышные решения в ситуации с высокой степенью неопределенности, умения грамотно ставить цели и с успехом их достигать,   развитые творческие способности, отработанные навыки эффективного сотрудничества – все это развивается и совершенствуется в ходе занятий проектной деятельностью, создавая базу для адекватного ответа на вызовы современной жизни и позволяя выпускникам школы успешно адаптироваться в новых для них условиях послешкольного пространства.

Занятия проектной деятельностью – это реальное воспитание подрастающего поколения. Можно сколь угодно долго говорить ребятам о необходимости быть нравственными, открытыми, целеустремленными,  помогать слабым, не бояться трудностей, рассуждать о толерантности и гуманистических идеалах, рассказывать о героях и, при этом, выпускать морально незрелых, эгоистичных, имеющих узкие  меркантильные интересы и не готовых к полноценной самостоятельной жизни молодых людей.

В процессе подготовки и реализации проекта воспитание осуществляется постоянно, действенно и не на словах, не на картинках, а настоящими серьезными делами, в которых ребята сами участвуют,  самостоятельно преодолевают трудности, получают осязаемые общественно значимые результаты,  познают различные стороны жизни, проверяют и развивают на практике свои способности, личные качества, формируют характер и нравственные качества, отрабатывают навыки эффективного сотрудничества и взаимодействия с другими людьми.  

Именно таким и должно быть сегодня воспитание подрастающего поколения. Одних только слов уже мало, необходимо дать широкие возможности ребятам прочувствовать все составляющие воспитания на себе, пропустить через себя, самим осознать, через свой опыт, свою рефлексию, через свои ошибки и свои достижения. Педагог должен стать организатором этого процесса, мудрым наставником, незримо, внимательно и заботливо сопровождая ребят в их проектной жизни. Необходимо создать в образовательном пространстве реальные условия для реального воспитания – воспитания не только словом, но и настоящим делом.

И еще одно.  Проектирование – это дизайнер менталитета. Хаос, обрывки мыслей, туманные  идеи, низкую мотивацию, второсортные вчерашние решения и никому не нужные результаты с помощью проектирования можно трансформировать в стройное, структурированное мышление, ясность мыслей и четкость формулировок,  серьезные современные цели, управляемое творчество, оригинальные и сильные предложения, высокомотивированные действия и востребованные, достойные результаты!

Готовы ли меняться мы сами, совершенствовать образовательный процесс, чтобы наши ученики становились современными эффективными людьми? Настоящие учителя уже выбрали ответ и стараются активно внедрять проектную деятельность в школьное образование. Эффекты внедрения проектирования в образовательный процесс сегодня отчетливо видны. Но потенциал грамотно организованной проектной деятельности намного выше.

Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Реализация данной цели и последующая совместная деятельность педагогов и обучающихся по разработке и реализации школьных проектов позволят значительно повысить эффективность использования проектной деятельности в школе и  обеспечить мощную дидактическую базу для формирования  у школьников ключевых компетентностей и нравственных качеств, отвечающих требованиям сегодняшней и завтрашней жизни.

И в заключение хочу привести слова известного американского менеджера Сэма Дипа: «Неважно, чем вы занимаетесь и для кого вы это делаете, но вы должны уметь общаться с людьми, планировать свои дела, решать возникающие проблемы, интервьюировать, управлять своим временем, работать с различными группами, разрешать имеющиеся разногласия, выполнять свою работу качественно, уметь управлять собой и управлять другими».