Проектная технология при изучении истории и обществознания.

Гурьянова Светлана Анатольевна

Эссе по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_po_tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_guryanovoy_s.a.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

 Проектная технология при изучении истории и обществознания.

Гурьяновой Светланы Анатольевны,

учителя истории и обществознании

МБОУ «СОШ №27 с углубленным

изучением отдельных предметов»

НМР г. Нижнекамска

Слово «проект»  является сегодня необычайно популярным. В целом это понятие означает «запланированное действие», которое реализуется в определенном времени и завершается измеримым результатом.

Но всякая ли деятельность обучающихся является проектной? Что можно считать продуктом проекта?

Проектная методика организует учащихся вокруг ведущей проблемы.  Участники проекта усваивают характерные её элементы, изучают и становятся «первооткрывателями». Это формирует самооценку и  готовность применять полученные в школе знания и умения к решению реальных жизненных проблем.  Проектная деятельность развивает способность детей самостоятельно учиться, умению сотрудничать в группе.

Только включение в активную учебно-познавательную деятельность даёт устойчивый положительный результат. С этой целью я начала  использовать проектную технологию на уроках истории и обществознания в 5 классах.

В основе метода проектов лежит развитие познавательного интереса; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую ребята выполняют в течение определённого времени.

В моей практике проект – это задание, сформулированное в виде проблемы, решение которой ребята могут представить в виде презентации, сообщений, отчёта.  Презентуя продукт своей деятельности, ребята рассказывают о своих идеях, их обсуждении, почему отвергли одни и приняли другие, какие трудности возникали в ходе работы, как они преодолевались (рефлексия деятельности).

В процессе работы над проектом у ребят  вырабатываются и развиваются различные специфические умения и навыки:

  • проблематизация – выделение проблем, формулировка главной проблемы, постановка задач, вытекающих из проблемы;
  • целеполагание и планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • презентация хода деятельности и результата, умение подготовить материал для неё;
  • поиск нужной информации, выделение и усвоение необходимого материала;
  • применение знаний на практике в новых ситуациях, выбор, освоение методов и способов изготовления продукта проектирования;
  • проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотез, детализация и обобщение).

Для меня эта технология ценна ещё и тем, что конечный результат - это разнообразный по форме и содержанию материал, который я могу использовать при изучении и популяризации истории или обществознания на уроках и внеклассных занятиях.  Проекты могут быть самые разные: исследовательские, приключенческо-игровые, информационные, творческие и практико-ориентированные.

При организации работы по проекту мы выполняем следующие виды деятельности:

  • познавательная - организация и проведение опроса,  его анализ. Например: проведите в классе опрос «Школьная форма «за» и «против»;
  • эстетическая - развитие способности выражать свои чувства, эмоции, настроение в плакатах, рисунках. Например: проект на тему: «Первобытный зоопарк» или «Копилка мастера» по истории, фотовыставка «Моя семья» по обществознанию;
  • коммуникативная - общение, являющееся условиями познания, выработки человеком системы ценностей. Например: проект  сценки «Дворовая компания», сценарий телепередачи, проведение игры «Что? Где? Когда?».

При реализации проекта каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату. Данная форма организации деятельности, по моему мнению, несомненно, заслуживает внимания, так как позволяет решать различные, жизненные и просто интересные задачи. Работая над проектом, ребята делают с увлечением то, что интересно для них сейчас, что будет полезно для них и других в будущем. Успешно реализованный ученический проект при соответствующей поддержке взрослых способствует решению перспективных задач, стоящих перед школой сегодня и всех конкретных задач, обозначенных им.

У этой технологии есть несомненные преимущества. Участие в разнообразных видах проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника. Здесь отрабатывается взаимодействие между партнерами, что способствует социализации ребят. Школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, друзей, родителей и знакомых, чувствует себя успешным. Метод проектов позволяет организовать четкую систему учебно-воспитательной работы, т.е. создать единое образовательно-воспитательное пространство.

Анализ работы показал, что использование проектной технологии способствует формированию интереса к  предмету, ведёт к углублению и расширению знаний учащихся, активизирует познавательную деятельность. И самое важное - повышает эффективность и результативность  преподавания.

Изучив данную технологию и начав работу над её реализацией, я пришла к следующим выводам.  На мой взгляд, главное, что с помощью этой технологии можно создать ситуацию на уроке, в ходе которой  ученик использует в процессе научного познания все чувства, самое главное ему начинает нравиться учиться и не просто учиться, а учиться  самому!