Обучение в состязательной среде как эффективная форма развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Гурьянова Светлана Анатольевна

В последнее время много разговоров о новой области знаний – педагогической инноватике, сфере науки, изучающей процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. При этом ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления. Один из компонентов системы управления инновационного обучения предполагает изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения, которое, в свою очередь, организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sostyazatelnoy_srede.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в состязательной среде как эффективная форма развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Гурьянова Светлана Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижнекамск,  Республика Татарстан

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в пробуждении личностного мотива, привитии интереса к обучению, тяги к самосовершенствованию. Однако решение задач обеспечивается многими факторами: содержанием обучения, методами и приемами работы учителя на уроках и внеклассных занятиях, развитием познавательного интереса к изучению предмета, использование компьютерных технологий, межпредметных и внутрипредметных связей, подачей материала в занимательной, игровой формах. В последнее время много разговоров о новой области знаний – педагогической инноватике, сфере науки, изучающей процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. При этом ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления. Один из компонентов системы управления инновационного обучения предполагает изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения, которое, в свою очередь, организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Использование в своей работе определенных концептуальных положений и особенностей системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческой личности И.П. Волкова, И.П. Иванова (где развитие творческой личности – приоритетная цель) помогает выявить, учесть и развить творческие способности, фронтально приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру. Общие черты рассматриваемых технологий: создание свободных групп, в которых ребенок чувствует себя раскованно, педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя, применение методик коллективной работы, игровой методики. Во внеклассной работе предлагается создание исторического поискового клуба, что уже предполагает начальную профессиональную подготовку, - здесь учащиеся обучаются правилам поисковой, исследовательской деятельности. В нашей школе есть музей имени татарского поэта-фронтовика Фатиха Карима. В котором ребята принимают активное участие в качестве экскурсоводов, а также продолжают исследование военного пути великого поэта – земляка, поддерживают связи со школой города Багратионовск, где захоронен Фатих Карим. Участники клуба могут соревноваться также в творчестве между собой, в написании исторических очерков и эссе. Теперь главная задача педагога – не дать такого рода состязанию выродиться в жесткую конкуренцию и к стремлению к первенству любой ценой.

Следующий прием обучения, о котором хотелось бы сказать, это игра, тоже своего рода соревнование. Любая игра способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций и приемов, которые в свою очередь выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, к учебной деятельности. В процессе активной индивидуальной и коллективной деятельности учащихся через труд и поиск, через соревнование и дидактическую игру, без которой,  по выражению В.А. Сухомлинского: « Нет и не может быть полноценного умственного развития» в «ходе которой», по справедливому замечанию В.Ф. Шаталова, даже «молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть. В играх, случается, становиться такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить не в состоянии».

Большинству игр присущи четыре главные черты, выделенные С.А. Шмаковым:

- Свободная развивающая деятельность. Здесь важно желание самого ребенка. Важно, чтобы он получил удовольствие от самого процесса деятельности. А не только от результата.

- Творческий характер этой деятельности. Это импровизация. Создание «поля творчества».

- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество. Состязательность.

- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Логическую и временную последовательность её развития. [3]

Мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

По мнению ведущих психологов, методистов, «ведущим звеном нарастания творческого потенциала учащихся является создание специальных условий для целенаправленного перехода в учебном процессе их творческой деятельности в исследовательскую. Занятия по ликвидации пробелов знаний и коррекции умственных действий строятся  скорее на типовых учебных задачах, на поисках творческих, проблемно-исследовательских, экспериментально-исследовательских задач. Это требование весьма важно: учащиеся могут почувствовать вкус успеха», обретая уверенность в своих силах. [2] Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т.е. формировать каждого ребенка как самостоятельную творческую личность.

Главной загадкой творческого процесса является момент открытия, озарения, эврики.  В этот узел стягивается все: и противоречивая напряженность поискового мышления, и насыщенность психики переживаниями, и проникающая в неизвестное интуиция, и скрытая работа бессознательного.[1 ] Поэтому на уроках для развития творческого мышления использую разные формы творческих заданий: эссе, сочинения, доклады, лабораторные работы, исследования на основе собственных наблюдений, защита творческой индивидуальной работы, составление ребусов, викторин.

Таким образом, любой ученик имеет возможность проявить себя, стремясь при этом быть лучше, оригинальнее. Многие из детей предлагают свои темы для изучения, свои пути решения каких-либо исторических задач, подталкивая к работе пассивных учащихся. Самостоятельность, инициатива и творческий подход – всё это является основой исследовательской деятельности учащихся.

Список используемой и цитируемой литературы

1.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.- Педагогика, 1996, №2

2.Настольная книга учителя истории. - М., 2007.

3.Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.