Статья «О духовно-нравственном воспитании учащихся в общеобразовательной школе посредством изучения музыки».

Егорова Татьяна Фёдоровна

Из опыта работы учителя музыки Невского района г. Санкт-Петербурга Егоровой Т.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_vystuplenie_uchitelya_muzyki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «О духовно-нравственном воспитании учащихся в общеобразовательной школе посредством изучения музыки»». Из опыта работы учителя музыки Невского района г. Санкт-Петербурга Егоровой Т.Ф.

В нашей школе уроки музыки ведутся по программе  Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. Именно эта программа по предмету «Музыка»  составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. Многие из педагогов ведут уроки по программе Д.Б. Кабалевского именно потому, что только этим педагогом, композитором, музыкантом была написана такая программа с поурочными планами и соответствующей фонотекой. Но время идет, меняется отношение ко многому, что раньше запрещалось и отвергалось. Было время, когда учителям давали право вносить свои коррективы в программы, утвержденные министерством образования, менять песенный репертуар, добавлять разработки уроков по региональному национальному компоненту, т.е. приобщать учащихся к любви своей малой Родины посредством музыки.

Данная программа не подразумевает жёстко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно- педагогической  идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. То есть учитель имеет возможность применить к программе творческий подход.

Выбор данной программы обусловлен наиболее точным, на мой взгляд, отражением в ней изменившихся социокультурных условий деятельности современных образовательных учреждений, их соответствием потребности педагога-музыканта в обновлении содержания и возможностью использования в рамках этих программ новых технологий массового музыкального образования. Цель  программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения, в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

 

Во все  века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В современных программах пласт по изучению духовной музыки недостаточно представлен. Нет методических рекомендаций по использованию духовной музыки в нравственном воспитании подростков (за исключением программы Сергеевой, Критской, Шмагиной).

            Многие современные  подростки способны лишь нажимать клавиши музыкальной и компьютерной аппаратуры и внимать музыкальному безвкусию. Мы, педагоги, должны исправить это, просветить и очистить ум и духовное зрение, возобновить практику церковного искусства.

Проблема нравственности будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество. Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка, особенно музыка духовного содержания. Она учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят. Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование и развитие личности ребёнка. Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе нестареющие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров - знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности, певучести звучания; и, наконец, это наша отечественная культура и история России. Русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции православной церкви. Её песнопения, с характерной мелодикой,  ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние.  Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

 Приоритетным в программе является введение учащихся в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

 Критерии отбора музыкального материала для слушания и исполнения учащимися были сформулированы Д.Б. Кабалевским и лежат в основе программы Г. П. Сергеевой – это художественная ценность, воспитательная значимость музыкальных произведений и педагогическая целесообразность. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой. Планирование уроков музыки составлено с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта,   при этом, при планировании тем уроков, мною  сделан большой акцент на изучение духовной (церковной музыки), православных традиций и их роли в становлении русской музыкальной культуры. Например: тема урока в 1 классе-« Мелодия-« душа» музыки, в том числе и духовной»; тема урока в 5 классе-«Русские православные традиции музыки и живописи»;6 класс-« Мир образов церковной православной музыки»; 8 класс-«Мир человеческих чувств. Тема мужественного противостояния  невзгодам жизни. Православные молитвы».

Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят  вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2–4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», в программе для 5 класса рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств, в программе 6 класса уделяется внимание многообразию музыкальных образов, запечатлённых в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально- симфонической музыки, в 7 классе учащимся ставится задача размышлять на  вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров, в 8 и 9 классе рассматривается роль искусства  в сохранении духовного опыта человечества.

Изучив и ознакомившись с новой программой и новыми стандартами общего образования по искусству, я пришла к выводу, что это именно то, чего все педагоги так давно ждали.

Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

 Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, что позволяет успешно интегрировать предмет «Музыка» с другими предметами, в частности, с предметом «Духовно-нравственная культура России», дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

Изучая музыку на уроках, ученики должны понять, что она является лишь частью всего духовного наследия. Они должны  придти к осознанию того, что настоящим подлинным искусством является лишь то, что прошло испытание временем, то, что актуально и сегодня, то, что заключает в себе вечные темы  любви, добра и красоты.

В заключение хотела бы сказать, что, анализируя научные исследования последователей Д.Б. Кабалевского, программы Г.П. Сергеевой,  свой личный опыт преподавания  музыки,  пришла к выводу о том, что уроки музыки необходимо насыщать другими видами искусства, такими как литература, изобразительное искусство, духовно- нравственная культура России и др.

Уверена, что интеграция искусств на уроках музыки позволит поднять духовную культуру учащихся на более высокий уровень.