Учитель учителей (о роли методического объедиения учителей)

Буянова Светлана Васильевна

 

Эссе «Учитель учителей»

    

     Когда говорят «методическое объединение», то представляется команда единомышленников, увлеченных своей профессией. И как в любой команде, в МО, как его коротко называют, есть свои лидеры, опытные педагоги, есть  учителя, ищущие свой неповторимый путь в профессию, а рядом с ними молодые, неопытные, но уже подающие надежды специалисты. Зачем в школе МО, может это лишняя надстройка над учителем?

      Ответить на вопрос помогут замечательные слова Шалвы  Амонашвили, известного грузинского педагога: «Человека должен вдохновить человек». Известно, что незнание, некомпетентность порождают робость в педагоге, неуверенность в себе, поэтому все новое его попросту пугает.  А на уровне методического объединения, в кругу «своих», легче убедить учителя в необходимости смены педагогического мышления в связи с изменившимся социальным заказом общества, обратить его внимание на новые технологии, использование которых даст желаемый результат.      «Обучать - значит вдвойне учиться» - эта замечательная фраза принадлежит  Ж. Жуберу.  В рамках методического объединения это вдвойне актуально, потому что здесь происходит процесс взаимного обучения. 

      Особая роль в работе методического объединения, конечно, принадлежит его руководителю. Это и есть тот человек, который вдохновит педагога. Китайская мудрость гласит: «Если ты смотришь вперед на столетия, выращивай людей».  Напрашивается сравнение методиста с садовником, ухаживающим за клумбой. Идея, заданная клумбой, состоит в желании нести людям красоту, умиротворенность, гармонию, а главное, пробуждать желание совершенствоваться. Цветы на клумбе разные, и уход за ними предполагается индивидуальный. Так и в методическом объединении, где его руководитель, методист, заранее просчитывает, как сформировать педагогическое сообщество, соответствующее современным стандартам профессиональной компетентности.

    Есть одно очень важное условие. Если руководитель МО тоже вместе со всеми постоянно учится (не боится сказать, что чего-то не знает и не умеет, но утверждает, что научится), процесс профессионального роста для всех будет  необходимым и интересным.

    Большинство ученых необходимым средством  развития профессиональной компетентности педагогов считает продуктивную деятельность педагогического коллектива, когда учителя постоянно ощущают свою вовлеченность в управление изменениями, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образовательной деятельности.  Речь идет об управлении качеством образования на уровне методического объединения.

Обеспечить это управление - и есть самая главная задача методиста.

   С нашей точки зрения, методист есть учитель учителей. А это, в свою очередь, большая ответственность за будущие судьбы наших детей и преданность своему педагогическому делу.