Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников

Асабова Ирина Геннадьевна

В жизни школьника познавательные процессы играют исключительную роль. Обеспечивая восприятие, переработку и усвоение новой информации, они выступают непосредственной основой операционного состава всех познавательных и учебных действий школьника. Высокий уровень их развития (наряду со сформированной мотивацией и способностью к волевой саморегуляции) является важной предпосылкой успешного осуществления учебной деятельности, глубокого, прочного и творческого усвоения материала, а за счет этого и предпосылкой благоприятного развития личности в целом.

Недостаточный уровень развития познавательных процессов, несформированность отдельных их компонентов выступает одной из наиболее частых причин неуспеваемости школьников, всевозможных трудностей в их учебной деятельности. Если эти трудности вовремя не устраняются и становятся хроническими, то нередко возникают многообразные нарушения в поведении и общении школьников, происходят различные деформации в развитии личности (низкая самооценка, постоянная фрустрированность, негативное отношение к школе, ненормальные компенсации, противоправное поведение и др.), которые могут в дальнейшее стабилизироваться и приобретать относительную самостоятельность (т.е. утрачивать связь с непосредственной причиной их возникновения - трудностями в учебе - и развиваться по собственной логике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7._igry_na_razvitie_poznavat_prots.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: 

В жизни школьника познавательные процессы играют исключительную роль. Обеспечивая восприятие, переработку и усвоение новой информации, они выступают непосредственной основой операционного состава всех познавательных и учебных действий школьника. Высокий уровень их развития (наряду со сформированной мотивацией и способностью к волевой саморегуляции) является важной предпосылкой успешного осуществления учебной деятельности, глубокого, прочного и творческого усвоения материала, а за счет этого и предпосылкой благоприятного развития личности в целом.

Недостаточный уровень развития познавательных процессов, несформированность отдельных их компонентов выступает одной из наиболее частых причин неуспеваемости школьников, всевозможных трудностей в их учебной деятельности. Если эти трудности вовремя не устраняются и становятся хроническими, то нередко возникают многообразные нарушения в поведении и общении школьников, происходят различные деформации в развитии личности (низкая самооценка, постоянная фрустрированность, негативное отношение к школе, ненормальные компенсации, противоправное поведение и др.), которые могут в дальнейшее стабилизироваться и приобретать относительную самостоятельность (т.е. утрачивать связь с непосредственной причиной их возникновения - трудностями в учебе - и развиваться по собственной логике).

Для обеспечения высокого уровня осуществления учебной деятельности школьников, предупреждения и устранения неуспеваемости и различных личностных деформаций детей каждый школьный психолог должен в совершенстве владеть хотя бы некоторыми основными, наиболее элементарными приемами развитии, коррекции и совершенствования познавательных процессов школьника.

Одним из основных познавательных процессов в структуре учебной деятельности является мышление. Оно обеспечивает понимание учебного материала в результате многообразной его проработки и установления смысловых связей как внутри него, так и с другие материалом. В процессе такой смысловой проработки материала возникают и предпосылки творчества - способность создавать нечто принципиально новое за счет обнаружения в нем скрытых или внесения в него новых связей.

Часто в учебном процессе мышление оказывается тесно связанным с воображением, благодаря которому ребенок имеет возможность "увидеть" образы недоступных для глаза предметов, удаленных от него во времени или в пространстве событий. Исключительно важная роль принадлежит воображению и в процессах творчества, так как именно оно обеспечивает порождение принципиально новых образов и картин, не существующих в реальной жизни.

Основой для полноценного усвоения, сохранения и использования учебного материала является память. В зависимости от содержания запоминаемого материала выделяют разные виды памяти: словесно-логическую, образную, эмоциональную и двигательную. Для усвоения большинства школьных предметов необходима развитая словесно-логическая память с образными и эмоциональными компонентами, обеспечивающая усвоение содержания уроков и создающая предпосылки для легкого, быстрого и эффективного усвоения учебных текстов.

Заметную роль в деятельности школьника играет и двигательная память, лежащая в основе быстрого и прочного усвоения практических умений, что особенно важно на уроках физкультуры, труда и производственного обучения.

Списанные в настоящих методических указаниях, игры для развития мышления и воображения и упражнения для развития словесно-логической и двигательной памяти не требуют никаких специальных приборов и приспособлений, для них достаточно иметь только бумагу, ручку и карандаш. При этом следует иметь в виду, что они обеспечивают развитие лишь относительно элементарного уровня мышления, воображения и памяти, лишь наиболее важных их характеристик, но отнюдь не всех. Они ни в коей мере не должны подменять других путей развития познавательных процессов, особенно через рациональную организацию учебно-познавательной деятельности на уроках.

Эти комплексы упражнений неоднократно корректировались и дополнялись, и, возможно, являются во многом несовершенными. Творчески работающий школьный психолог может их улучшить и дополнить новыми.

Имеющийся у нас опыт проведения этих игр и упражнений в ряде школ г.Харькова и Харьковской области позволяет считать, что приведенные комплексы являются на сегодняшний день теми реальными, конкретными и практически действенными средствами, с помощью которых школьный психолог может за сравнительно короткое время добиться более или менее заметных положительных изменений в уровне развития познавательных процессов школьников и создать тем самым предпосылки для повышения их успеваемости, творческого повышения их успеваемости, творческого отношения к познанию и развития личности в целом.

КОМПЛЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Предлагаемый комплекс включает в себя следующие интеллектуальные игры (некоторые из этих игр основаны на известных методиках исследования мышления и воображения).

Способы применения предмета. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например "книга". Надо, назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, что укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предаете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности. Эта игра может также послужить хорошей основой для дискуссии о нравственности.

Перечень возможных причин. Описывается какая-либо необычная ситуация, например: "Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута". Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными ("забыл закрыть дверь", "залезли воры"), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета марсиан!), Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении любого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.

Сокращение рассказа. Предъявляется отпечатанным или зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение, например рассказ, приведенный выше или такой: "Жителя английского города Барингтон Д.Уайта за последние два года грабили восемь раз. Дошло до того, что он просто стал бояться ходить по улице. А когда недавно, выйдя из магазина, Уайт зашел в телефон-автомат, чтобы вызвать такси, он обнаружил, что неизвестные заперли будку. "Пошли за сообщниками или ждут возможности напасть, чтобы снова ограбить", - в панике подумал Уайт и тут же набрал номер полиции, умоляя побыстрее приехать и спасти его. Прибывший на место патруль обнаружил, что беднягу никто запирать и не думал. Просто будка открывалась вовнутрь, а Джон ломился наружу".

Содержание рассказа надо передать максимально сжать, используя лишь одно - два -. три предложения, и в них - ни одного лишнего слова. При этом суть, основное содержание рассказа, конечно же, должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохраняется основное содержание. Играть можно, разбившись на пары, предлагая совместно найденные решения. Возможна и совместная доработка, усовершенствование удачных вариантов.

Эта игра особенно полезна для тех, у кого мышление не отличается четкостью и высокой организованностью, цепляется за мелочи, не доходя до главного, или постоянно смешивает главное со второстепенным. Сна учит предельно четко фиксировать только суть события, а все второстепенное без жалости отсекать.

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Передача закодированных слов по "испорченному телефону". Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например "самолет". Его задача - быстро закодировать его с помощью пары других предметов (например, "синица" - летает, с крыльями, хвостом, и "напильник" - металлический, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй игрок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предположить, что это "граната" (шероховатая, металлическая, тяжелая - от "напильника", округлая, продолговатая, летает по воздуху - от "синицы"), и передает это слово третьему игроку. Третий кодирует принятое сообщение по-своему (например, "метательный диск" - гранату метают, и "обвал в горах" - грохот и облако пыли) и в таком виде передает его четвертому. Четвертый раскодирует, и т.д.

Передача каждого сообщения осуществляется письменно на узких полосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить "простой" игроков, уже передавших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь прохождения первого слова по всей цепочке, называет парному игроку новое слово, которое он должен закодировать для второго игрока и т.д. Для подготовки сообщения вводится ограничение времени, не уложившийся в него "штрафуется" выходом из середины цепочки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком.

В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на -бумажных полосках, подробно обсуждается. Ребята обосновывают, почему именно одни отгадывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлагают собственные, более удачные', по их мнению, варианты ответа.

Поиск ассоциаций. Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: "Самолет взлетает - пристегните ремни". Нужно за ограниченное время выписать в столбик как можно больше ассоциаций, которые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными ("стюардесса", "автомобильные ремни"), так и достаточно нестандартными ("перед началом любого дела подстрахуйся";"а птица в полете ничем не пристегивается" и др.), но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой (слишком отдаленные и индивидуальные ассоциации наподобие "У моего соседа бортмеханика Петрова черные усы" не засчитываются). Побеждает тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других игроков.

В этой игре развивается ассоциативный фундамент воображения, улучшаются такие качества ассоциативного потока, как его широта, глубина, скорость и управляемость, лежащие в основе многих видов творчества.

Передача ассоциаций по цепочке. Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому из них полоску бумаги с написанной на ней фразой, например "Во время грозы следует закрывать окно". Игрок должен на другой полоске быстро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму, тот записывает на своей полоске свою ассоциацию и передает третьему и т.д. В результате может образоваться, например, такая ассоциативная цепочка: "Шаровая! молния, влетевшая в комнату. - Сильный пожар в доме. - Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет). - Спартак (футбольная команда; но может быть воспринят и как предводитель восстания рабов)" и т.д.

При обсуждении итогов игроки анализируют полученную ассоциативную цепочку и предлагают в каждом случае другие, более оригинальные ассоциации, которые могли бы вывести на совершенно неожиданные темы.

Поиск сравнений. Описывается некоторый предает или ситуация, например "Зеркало сверкало в лунную ночь, как..." Нужно подобрать как можно больше сравнений (другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными ("как поверхность озера") и довольно неожиданными ("как экран телевизора во время показа рок-парада", "как белое платье девушки, идущей на первое свидание"). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения.

Передача сравнений по цепочке. Первый игрок, получив от ведущего полоску с описание какого-либо явления, например "Рядом прогромыхал поезд", должен в течение короткого времени подобрать к нему сравнение и, записав его на другой полоске (опустив слово "как", например "барабанная дробь"), передать второму игроку, который в свою очередь, должен подобрать сравнение к этому явлению (например, "шум в ушах при головной боли") и т.д. При обсуждении результатов игрокам предлагается в каждом случае подбирать альтернативные, более оригинальные сравнения; поощряется также и коллективное творчество.

Окончание предложений или коротких рассказов. Зачитывается  начало предложения или первые две-три фразы рассказа, например: "Вернувшись домой, я решил первым делом помыть руки, открыл кран, и тут вдруг...". Задача игроков - составить, как можно больше различных вариантов его окончания. Варианты должны быть короткими (не более двух - трех предложений) и содержать в себе описание необычных, иногда фантастических событий. Так, в нашем примере фразу можно закончить тем, что кто-то необычный, зашипев, вылез из крана, или кто-то очень большой положил действующему персонажу руку на плечо, или что открытие крана вызвало какие-то странные события в доме и т.п. В процессе обсуждения результатов наряду с определением наилучшего окончания рассказа вырабатывается и некоторый синтетический вариант, объединяющий в себе достоинства нескольких единичных ответов.

Эта игра развивает способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из" центральных в обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (материал прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки нового материала (осмысленна нового опирается на актуализацию и использование сохраняющихся в памяти знаний). В ряде случаев именно плохая память является причиной неуспеваемости школьников: изучаемый материал плохо запоминается, что препятствует полноценному усвоению и нового материала.

Память является достаточно сложной и многоуровневой психической функцией. В ней можно выделить уровень запечатления следов в нервной системе и уровень способов переработки воспринимаемого материала. В многочисленных исследованиях как в советской психологии (П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, Л.А.Смирнов и др.), так ив зарубежных (Ф.Бартлетт, Ф.Крейк, Р.Локхарт, Э.Тульвинг и др.) убедительно показано, что именно способы преобразования материала в процессе запоминания выступают основным фактором, определяющим эффективность запоминания. Другими словами, что и как мы запоминаем, зависит от того, какие способы работы с запоминаемым материалом мы применяем: чем более они сложны, содержательны, осмысленны и разнообразны, тем лучшей оказывается память. Хороша такая память, которая оснащена многообразными способами действия с материалом.

Нередко высокий уровень сформированности способов преобразования материала в процессе его изучения может компенсировать недостаточный уровень запечатления следов в нервной системе, который в значительной степени определяется врожденными факторами. Простая аналогия: предположим, перед ними два человека. Один из них физически сильнее, другой - слабее. Однако более слабый в совершенстве овладел приемами вольной и классической борьбы, самбо и дзюдо. Понятно, что преимуществе окажется на стороне, второго владеющего приемами.

Изучение слабоуспевающих школьников показывает, что многие из них попросту не владеют (или недостаточно владеют) основными способами смыслового запоминания материала, у них отсутствуют умение и навыки их применения в учебно-познавательной деятельности. Таким образом, именно способы запоминания чаще всего оказываются наиболее слабым звеном памяти.

Описанный ниже комплекс упражнений направлен на формирование и совершенствование способов логической памяти, лежащей в основе запоминания текстов, теорем, формул, определений понятий и другого учебного материала. В основе многообразных способов словесно-логической памяти лежит установление всевозможных смысловых связей в изучаемом материале.

Упражнения проводятся с группой школьников из пяти-шести человек. Каждое упражнение "прокручивается" многократно на различном материале. На первом занятии проводится беседа, в которой сообщается ребятам о возможности быстрого усовершенствования их памяти, и вводятся первые три игры. На последующих занятиях эти игры повторяются, и постепенно вводятся новые.

Обязательным условием эффективности этих упражнений является обсуждение применяемых школьниками способов запоминания и установленных ими смысловых связей в материале. Такое обсуждение является основой для взаимообмена этими способами (и тем самым для расширения диапазона используемых при запоминании приемов), а также для саморегулирования каждым учеником Применяемых им приемов, обнаружения слабых и сильных сторон своей памяти.

Анализ бессмысленных слов. Учащемуся предъявляется несколько квазислов длиной 20-25 букв, наподобие следующего: комолистреношивертон

Медленно просматривая каждое слово, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. Например, "комол" - сокращение от "комсомол", или объединение двух коротких слов с буквой "о" в середине: ком и мол; сочетание "комолист" можно ассоциировать со словами "вокалист" или "голосист" или интерпретировать как сложное слово: "ком" (или "кому") + "лист"; "стрено" - связать со словами "стрела" или "встреча", а "стренош" - со словом "стреножить"; "шиверт" с выражением "шиворот - навыворот", а "шивертон" - со словом "камертон". При анализе слова в целом, можно заметить что во всех случаях после согласной следует гласная, за исключением сходных сочетаний "стр" в середине и "рт" в конце, а также что из гласных в этом слове есть только буквы "о", "и", "е", которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совершается также через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаружения слабых мест смыслового запоминания каждого учащегося и их коррекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные географические и биологические термины и т.п., а также формирует общую установку на соотнесение нового изучаемого материала с элементами уже известных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов. Учащемуся предлагаются наборы слов из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, например: "кит" - "сигарета", "слива"-"лампа", "жук" - "облако" и т.п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать некоторые образы, необычные картинки, в которых бы причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например: плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от неё подымается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Вторые слова. Надо вспомнить самостоятельно и записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и заверяется анализом причин допущенных ошибок.

Это упражнение направлено на совершенствование приема создания ярких образов при запоминании текстового материала.

Составление схематических рисунков. Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информацией об отдельных элементах, связях между ними, последовательности влияний друг на друга и т.д. Например: "если действие первого и второго явлений на третье оказывается совместным, то сочетание признака А 1-го явления и признака Б 2-го приводит к изменению свойства В в 3-м явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит и к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и 5, которые, взаимодействуя друг с другом, усиливаются. Это приводит к тому, что явление 3 разрушительно действует на явление 4. Это происходит так: новые свойства Д и Е 3-го явления порождают в 4-м явлении свойство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву".

Медленно читая текст, следует составить схематический рисунок, отражающий описанные в нем процессы (например, рис. 4). Затем, спустя несколько минут или часов, надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполнение этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычленять в нем наиболее существенные связи и использовать зрительные представления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов. Это упражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Рекомендуется взять научно-популярную книгу, представляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует ежедневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетрадке его план. Например, прочитав один-два абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя - тремя словами первый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т.д.

Спустя несколько дней или недель нужно открыть тетрадку с планом и попробовать как можно точнее восстановить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обратить на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего содержания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно проанализировать причины всех трудностей, возникших в процессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глубоким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной формулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на собственном опыте убедиться в том, насколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспроизведения. Вначале такой анализ затруднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоятельно.

В зависимости от степени легкости - трудности выполнения этого упражнения можно регулировать сложность текста и интервалы между составлением плана и его воспроизведением.

Это упражнение формирует умение производить четкий смысловой анализ текста с целью составления его плана, развивает способность "упаковывать" достаточно большой объем информации в несколько коротких пунктов плана, а затем расшифровывать "спрессованные" в них сведения.

Описанные упражнения желательно выполнять систематически: ежедневно или не менее двух-трех раз в неделю. Первоначальное становление, последующее совершенствование и заключительная автоматизация основных приемов смысловой проработки материала приводят к существенному улучшению логической памяти учащихся. При этом у некоторых из них параллельно с освоением способов логического запоминания происходит формирование отсутствующего прежде вкуса к умственной работе и восстановление утраченного ранее интереса к учебно-познавательной деятельности.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Воспроизведение направления движений. К стене прикрепляют лист ватмана на расстоянии примерно 50 см от пола. Ученик садится на стул лицом к листу, руки на коленях. Плотно закрыв глаза, он прикасается фломастером наугад к любому месту ватмана (например, к левой верхней части), оставляя на нем точку. Затем быстро опустив руку на колени (т.е. вернувшись в исходное положение), он берет фломастер другого цвета и старается попасть им в ту же самую точку. Интервал между двумя прикасаниями должен составлять не более 3-4 с.

Проделывается еще две-три серии таких прикосновений к различным частям листа. После этого ученик открывает глаза и смотрит на результаты воспроизведения движений. Фиксируются типичные отклонения ошибок (преимущественно вверх или вниз, к краям или к середине) и их величина, измеряемая миллиметровой линейкой. Это исходный уровень его двигательной памяти на направления.

Затем перед ним ставится задача совершать с закрытыми глазами движения к самым разным участкам листа и сразу же после каждого движения стараться точно повторить его, или, что то же самое: ставить точки фломастером одного цвета и сразу же попадать в них фломастером другого цвета. Результаты время от времени контролируются учеником и с помощью преподавателя он определяет характерные для него типичные ошибки, на устранение которых ему рекомендуется обращать особое внимание. Наибольшее время должна занимать тренировка в отношении наиболее трудно запоминаемых направлений движений (те, при которых расстояния между точками максимальны). Точность двигательной памяти на направления считается достигнутой, когда расстояния между парами точек на всех участках листа станут минимальными.

Затем переходят к тренировке объема памяти путем запоминания и воспроизведения серий движений: сперва двух, потом трех и т.д. Для этого ученику предлагают расставить с закрытыми глазами несколько точек в разных частях ватмана. В промежутках междк движениями надо обязательно опускать руку в исходное положение, так как направление каждого отдельного движения запоминается по отношению именно к нему. Через 2-3 с после выполнения серии движений предлагается в точности их повторить, стараясь попасть фломастером другого цвета в те же самые точки и в той же последовательности. По мере улучшения результатов при запоминании двух-трех направлений постепенно увеличивается количество расставляемых точек и доводится до максимально возможного для каждого ученика.

Для тренировки устойчивости памяти ученик проделывает те же действия, что и при тренировке точности и объема, только перед воспроизведением сделанных движений (повторным проставлением точек) ему предлагается совершить несколько размашистых движений рукой (вверх, влево, вправо) и потрясти ею. В начале такие двигательные помехи обычно ухудшают достигнутый результат, но затем он постепенно восстанавливается, и тем самым моторная память приобретает устойчивость по отношению к интерференции.

Прочность памяти тренируется путем постепенного увеличения времени между запоминанием и воспроизведением серий движений - от нескольких десятков секунд до нескольких минут, а возможно и часов.