Обобщение педагогического опыта

Аверкин Иван Андреевич

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта

учителя физики и математики

МОБУ «Тархановская ООШ» Ичалковского района Республики Мордовия»  Аверкина Ивана Андреевича

 

Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ технологий на уроках математики»

 

 

 

 

 

2015г.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Актуальность опыта.
  3. Теоретическая база опыта.
    1. Основные понятия.
    2. Главные правила осуществления учебной деятельности.
    3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста.
  4. Технология опыта через призму педагогических технологий, используемых в преподавании математики.
  5. Результативность опыта.
  6. Вывод.
  7. Перечень литературы, используемой при обобщении опыта.

  1. Введение

С совершенствованием индустрии человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые, предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А, значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже, а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще.

Вместе с тем, развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал.

Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.

Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.

Творчество - необходимый аспект учебно-воспитательного процесса. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. Это способствует повышению мотивации к учению у детей, и стимулирует работу педагога. «Уча других - учишься сам» (Сенека). Учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок.



2. Актуальность опыта

Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:

  • между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
  • между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Учитывая все выше сказанное, мною поставлены следующие цели и задачи:

  • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Использование ИКТ технологий на уроках математики».
  • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
  • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.


Новизна опыта

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я  адаптировал наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта  выражается в составлении мной системы  уроков по темам, которая входит в разрабатываемый мной сайт учителя физики и математики.


3. Теоретическая база опыта

3.1. Основные понятия

Подход – это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Системный подход к построению образовательного процесса является методической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». (Ильина Т.А. «Системно-структурный подход к организации обучения» М., 1972г. с.16)

Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающая в любой педагогической системе.

Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.

Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.

Научение – факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.

Гибкость обучения – это умение искать и при необходимости использовать разные приемы и методы обучения, быстро переходя от одного к другому.

Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.

Творческое мышление – мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

3.2. Главные правила осуществления учебной деятельности

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принцип коммуникативности (связи)

Познать систему означает прежде всего изучить ее внутренние и внешние связи.

Принцип структурности

Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов.

Принцип управляемости и целенаправленности

Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.

Принцип связи с жизнью и производственной практикой

Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

Принцип научности

Является ведущим ориентиром при приведении  содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего  при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.

Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Принцип доступности и посильности

Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития

Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его деятельности. Если положительные стороны характера, деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д.

3.3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-то научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Это определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из предметов становятся более любимыми, интерес к другим снижается.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих занимать интересной работой, самостоятельным творческим трудом.

Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, у него огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Подросток стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей,  стимул новых стремлений к деятельности.


  1. технология опыта через призму Педагогических технологий, используемых в преподавании МаТЕМАТИКИ

Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Хочу сразу сказать, что  ИТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Сегодня время диктует, чтобы выпускники были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить весь класс, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

 

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

 

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

 

Широкий же спектр наглядных мультимедийных объектов, на мой взгляд, особо интересен на уроках геометрии и стереометрии, позволяя представить пространственные фигуры в трехмерном измерении, рассмотреть их сечения и т.д.

Данные уроки эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности (использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок).

Конструируя уроки с применением ИКТ-технологий, реализую условия дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его. Так, И. М. Осмоловская утверждает, что «учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах – это дифференцированное обучение. А индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика». Таким образом, важной задачей для педагогов является реализация дифференциации в школе. Этот принцип же лежит и в основе каждого урока в системе «КМ-Школы», чем и привлекателен для меня.

Так, сначала излагается материал всем. Затем ученикам с высокими учебными возможностями предлагается поработать на ПК, отрабатывая навыки решения задач на тренажёре, а с остальными разбирается материал вторично, уточняются отдельные моменты, еще раз аргументируются основные положения.

На этом этапе ученики со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы, обобщают и систематизируют знания. Учащиеся с высокими учебными возможностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания.

Помимо этого на каждом уроке имеется возможность провести тестирование по полученным знаниям, так как структура математического материала представляет собой взаимосвязанную цепь понятий и овладение ими требует множества контрольных мероприятий.

Оперативный контроль осуществляется с помощью методов взаимоконтроля, самоконтроля, тестирования.

В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания учащихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок. После выполнения заданий тестов автоматически выставляется отметка, которая заносится в электронный журнал, что позволяет предметнику существенно экономить время.

Об уровне усвоения знаний и способов деятельности можно судить по качеству выполнения учащимися тестовых заданий вариативного и эвристических типов. Успешное выполнение тестовых заданий указанных типов позволяет судить об оперативности и осознанности знаний не только в сходных ситуациях, но и в изменённых. Поэтому на уроках выявления уровня усвоения знаний и умений по теме можно включать задания, которые требуют применения знаний в изменённых условиях, позволяя осуществлять подготовку учащихся к ЕГЭ.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Помимо этого создать на уроке ситуацию успеха, при которой любой ученик (вне зависимости от своих учебных способностей) смог бы проявить себя, свои силы и возможности, показав одноклассникам, что и он владеет определёнными навыками и творческим потенциалом, можно через участие в проектной деятельности.


 

5. Результативность опыта

 

Стабильные или повышенные проценты качества и успеваемости.

Школьный мониторинг качества знаний учащихся по математике показал следующие результаты:

Алгебра:

2010-2011 учебный год

9 класс-50 %

2011-2012 учебный год

10 класс -67%о

2012-2013 учебный год

11 класс -50%

2013-2014 учебный год

9 класс-50 %

10 класс - 100 %

2014-2015 учебный год

10 класс - 50 %

11 класс - 100 %

Геометрия:

2011-2012 учебный год

9 класс-50 %

2011-2012 учебный год

10 класс -33%о

2012-2013 учебный год

11 класс -50%

2013-2014 учебный год

9 класс-50 %

10 класс - 100 %

2014-2015 учебный год

10 класс - 50 %

11 класс - 100 %

Школьный мониторинг качества знаний учащихся по физике показал следующие результаты:

Физика:

2010-2011 учебный год: 7 класс-100 %

8 класс-67 %

9 класс-67 %

10 класс-50 %

11 класс-70 %

2011-2012 учебный год: 7 класс-50 %

8 класс-100 %

9 класс-67 %

10 класс-67 %

11 класс-50 %

2012-2013 учебный год: 7 класс-50 %

8 класс-50 %

9 класс-100 %

10 класс-67%

11 класс-67 %

2013-2014 учебный год:7 класс-67 %

8 класс-50 %

9 класс-50 %

10 класс-100 %

11 класс-67 %

2014-2015 учебный год: 7 класс-100 %

8 класс-67 %

9 класс-50 %

10 класс-50 %

11 класс-100 %

 

 

Участие учащихся в районных  и региональных конкурсах.

Год

Наименование конкурса, олимпиады

Участники

Результат

2010-2011

Районный конкурс по физике среди учащихся 7, 8, 9-х классов общеобразовательных учреждений  Ичалковского района

Яманов Виктор

9 класс

1 место

2011-2012

Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ-2012»

Корчагина Екатерина

8 класс

призер отборочного тура олимпиады

Чиняев Константин

11 класс

призер отборочного тура олимпиады

2012-2013

Районная  дистанционная олимпиада  по физике среди учащихся  7-9 классов

Корчагина Екатерина

9 класс

участие

Антипова Наталья

8 класс

участие

Чиняева Кристина

8 класс

участие

Районный этап республиканского заочного конкурса исследовательских работ и творческие проектов «Интеллект будущего», возрастная группа: 5-8 класс

Антипова Анна

7 класс

1 место

Республиканский этап республиканского заочного конкурса исследовательских работ и творческие проектов «Интеллект будущего», возрастная группа: 5-8 класс

Антипова Анна

7 класс

участие

2013-2014

Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ-2014»

Заседателева Екатерина, 11 класс

призер отборочного тура олимпиады

 

 

 Собственные разработки:

Представление педагогического опыта 

1)Применение компьютерных программ Maple и Advanced Grapher на уроках математики http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/01/primenenie-kompyuternyh-programm-maple-i-advanced-grapher-na

2) Свойства арифметического корня n-ой степени http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/07/svoystva-arifmeticheskogo-kornya-n-oy-stepeni

3)Построение графиков функций путем преобразования

http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/01/postroenie-grafikov-funktsiy-putem /

4) Тест на тему Знаки тригонометрических функций в текстовом и электронном виде (программа Краб http://numi.ru/fullview.php?id=14556

5) Тест по математике на тему «Решение задач на проценты. Тренировочные задачи для подготовки к ГИА» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98716689

6) Конкурс по физике по теме "Физика для всех" http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98717891

7) Урок закрепления материала по теме Действия с многочленами http://www.openclass.ru/node/487616

8) Итоговый тест по предмету "Физика" http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98718221

 

Конспект открытого урока «Действия с многочленами» http://www.openclass.ru/node/37616

 


6. Вывод

Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Я обратил внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета информатики и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Опыт работы могут использовать учителя математики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне преподавания математики.

Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень сформированности познавательной компетентности учащихся. 

 

 


7. Перечень литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=435
  3. http://thl.narod.ru
  4. http://vashabnp.info/_ld/1/119_cwP.doc
  5. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997
  6.  Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.
  7. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
  8. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.
  9. Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
  10. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.
  11. Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
  12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
  13. Цвырко О.Л., Цвырко Н.И. Компьютеры на уроках математики. - материалы Обл. научн. конф. "Применение компьютеров в системе образования". г.Тюмень, 1994.
  14. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.
  15. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
  16. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. -1995. - №3.
  17. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

 

 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Профессионально и в то же время доступно изложен материал. Чувствуется, что это действительно ОПЫТ работы, осознанный и наработанный, а не скопированный. Спасибо