Эссе "Педагогическая философия"

Бижова Татьяна Васильевна

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию эссе "Педагогическая философия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bizhova_tatyana_vasilevn1.docx17.88 КБ
Файл esse.docx19.21 КБ
Файл statya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Бижова Татьяна Васильевна

Эссе «Моя педагогическая философия»

Школа…..Сейчас, по прошествии многих лет, работая учителем в школе, невольно задумываешься: почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча? Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена одинаково? Но редкие «авторские» исключения все же существуют.

Почему школа такая?  18 век принес Европе не виданное ранее движение. Ломалось все: вековые традиции государственного устройства, семейные устои, мораль и нравственность, способы передвижения, добывания и хранения пищи – огромные массы людей меняли способ жизни. 18 век принес ртутный термометр, вакцинацию против оспы, открыл теорию вероятностей и дифференциальное исчисление. Стали появляться фабрики. Школа появилась, чтобы разрешить социальное противоречие: фабрикантам приходилось брать на работу воспитанных в доиндустриальную эпоху людей, ибо других работников просто не было; и они не хотели этого делать, ибо «людей, миновавших период полового созревания и занимавшихся ранее сельскохозяйственным трудом или каким- либо другим ремеслом, почти невозможно превратить в полезные производству рабочие руки».  [1]

Индустриализация предъявляла новые требования к работникам. Среди простых горожан третьего сословия стала распространяться грамотность. Вопросы образования стали серьезно волновать общество. Вольтер прямо выступил против образования «черни», Дидро – за бесплатную, открытую всем слоям школу.

Однако развитие событий было предопределено. На лимонном дереве вырастает лимон, в индустриальном обществе выросла  школа – фабрика. Ее цели были ясны:  научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить считать и писать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети стали сырьем, которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы получить человека «индустриального».

С усложнением производства растет и объем необходимого образования. Дети начинают ходить в школу все с более раннего возраста, учебный день и учебный год становятся все длиннее. Постепенно в школе все большее место занимают арифметика и естественные науки. В 19 и 20 веках школа значительно усложнилась, в ней отразились успехи науки, изменение культурной, технической, бытовой среды. Но школа осталась при этом преимущественно школой - фабрикой.

Впрочем, намерения отдельных людей часто не совпадают с движением общества в целом. В любые исторические времена были учителя, которые сопротивлялись образовательному конвейеру. Выпадали из потока и самые талантливые дети.[2] Несоответствие школьной программы и технологии обучения запросам талантливых людей стало причиной возникновения мифов о проявившейся в школе тупости некоторых классиков науки: Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна и других. Чем сложнее культурная среда, тем больше появляется шансов и возможностей для талантливых учеников и выдающихся учителей избежать «всеобщего уравнивания».

Сегодня школа – фабрика по-прежнему жива, но ее сильно лихорадит. Мы вступаем в новый этап цивилизации – мир стремительно меняется. Значит школу лихорадит закономерно. Перед всем миром встают новые задачи образования. Какие задачи учит решать современная школа? Какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы чувствуем, что это задачи разного типа.

Научить читать и писать, ознакомить с основами наук – это цель школы. Научиться подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам – это не менее значимая для современной школы цель. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем неуспеваемости ученика. Школа не заметила смены общественных потребностей. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. И главная задача школы – научить жить детей в динамичном, быстро меняющемся мире.

Как повернуть образование в нужную сторону? Вот несколько принципов из книги «Приемы педагогической техники».[3]

  • Принцип свободы выбора (предоставлять ученику право выбора). Вот несколько примеров свободного выбора. В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них. И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала;
  • Принцип открытости (использовать в обучении открытые задачи: не только давать задания, но и сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • Принцип деятельности  (освоение учениками знаний, умений и навыков организовывать преимущественно в форме деятельности). Ученик должен искать, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи, рассматривать их  в разных моделях;
  • Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи). Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т.д.;
  • Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности при меньших затратах). Если учитель грамотно согласует содержание и формы обучения с интересами школьников, тогда они сами будут стремиться узнать – а что же дальше?

Но и самая лучшая педагогическая техника – только половина дела. Вторая половина – содержание обучения. Чему учить?

 Решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть последствия. Нужно насытить школьное образование открытыми задачами, постоянно сталкивать ученика с исследовательскими задачами. Они есть в любой предметной и межпредметной  области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только «дар божий», это опыт решения нестандартных задач.

Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик САМ стремится к знаниям, так, что ничего не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого САМ.

Список используемой литературы

  1. Э. Тоффлер. Третья волна. – М.: «АСТ», 1999
  2. Ю.З. Гильбух. Внимание: одаренные дети. – М.: «Знание», 1991
  3. А. А. Гин. Приемы педагогической техники. – М.: «Вита – пресс»,1999



Предварительный просмотр:

Бижова Татьяна Васильевна

Конкурсное задание «Эссе».  

«Моя педагогическая философия».

Школа, школа… Сейчас, по прошествии многих лет, работая учителем в школе, невольно задумываюсь: почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные – даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему массовая школа во всем цивилизованном мире устроена одинаково?

Училась в обычной средней школе обычного небольшого шахтерского городка. В те времена слово «гимназия» употреблялось разве что при упоминании имени гимназиста Володи Ульянова. Нашему городу это было неведомо. Сейчас, более 20 лет проработав в школе учителем математики, я осознаю, что главное в профессии учителя  - ни чему научить, а как научить.   Что мне вспоминается в нашей «старой» школе? Выдающимся математиком я не была и, приходя из школы домой, перелистывала учебник, тетрадь  с работой, выполненной в классе, и вновь открывала для себя знания по теме. Никаких тебе новых технологий, методов, приемов, все по схеме: объяснение нового материала (только так, как сказал учитель, ведь он – авторитет!), закрепление (шаблонное выполнение заданий из учебника), запись домашнего задания.  Была поставлена цель:  научить считать  и писать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети были сырьем, которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы получить человека «индустриального». Да и в классе было всего 5-6 учеников, которые учились на «4» и «5», поэтому приходилось во всем разбираться самой. Да, «авторитарный» стиль общения имел место быть и мы даже не пытались возразить учителю.

А в школу все равно тянуло: пионерия, комсомол, линейки, совет дружины,  сбор макулатуры, металлолома – вот, что поистине было интересно. Да и игры были далеко не компьютерные. И «в школу» играли все девочки и я не исключение. Уже в среднем звене стала играть «в учителя». Да и  был живой пример: старшая сестра - учитель математики. Нравилось проверять тетради(!), ставить отметки. Приезжая к ней в гости, просила разрешения проверить тетради с домашним заданием. Ну как же -  это ведь уже не игра, а настоящие тетради настоящих учеников! Радости не было предела.  Так зародилась мысль -  стану и я учителем математики.

Окончила математический факультет Челябинского государственного университета. Диплом со специальностью «Математик. Преподаватель» давал возможность работать не только учителем, но и инженером. Жизнь вносит свои коррективы: замужество, переезд в «закрытый» город и  работа в научно – исследовательском институте. Прошло пять лет. А кровь кипит, мысли бродят. Это не для меня – вижу себя только учителем.

Когда же пришла в школу, поняла, что только знанием предмета авторитета не завоюешь. Нужно увлечь детей, сделать уроки такими, чтобы им хотелось ко мне идти. А как? В любые исторические времена были учителя, которые сопротивлялись образовательному конвейеру.  Поняла, что учить теми методами, которыми учили меня –  неправильно. Стала «штудировать» литературу:  труды  В.ф. Шаталова,  Р.Г. Хазанкина и др. И наставник в школе был замечательный, Римма Григорьевна Соколова, умело подсказывала, учила, советовала. Так постепенно освоила новые педагогические технологии. Старалась найти новые «приемчики», чтобы  повысить интерес моих учеников к предмету, т.е. сделать так, чтобы уроки кардинально отличались от тех, которые были раньше. Стало понятно, что «авторитарный» стиль общения для меня не приемлем. Нужно стать для ученика наставником, помощником, другом.

 Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из – за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Кан – Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем, независимо от преподаваемого им предмета, стоит задача овладения технологией педагогического общения. Владение учителем данной технологией имеет значение и потому, что она обусловливает  отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, преподаваемый им.

Не менее важно научить ребенка говорить на уроке, точно выражать свои мысли. Ведь на первый взгляд точные науки  и развитие речи на уроке математики – не совместимы. Но, на мой взгляд, умение  говорить нужно не только на  уроках гуманитарных дисциплин, но и на уроках математики, физики. При объяснении материала проговариваю свои действия, диктую правила (без правил – нет математики!), предлагаю ученикам прокомментировать их действия. При решении задач прошу объяснить  алгоритм решения. Особое внимание уделяю склонению числительных, правильности постановки ударения в словах. Сегодня растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. И главная задача школы  - научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.  ФГОС требует от учителя конкретных результатов. А это не только знание материала, определенная его подача, но и общая эрудиция, применение знаний в жизненной ситуации.  Решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть последствия. Нужно насытить школьное образование открытыми задачами, постоянно сталкивать ученика с исследовательскими заданиями. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не «дар божий», это опыт решения нестандартных задач.

В течение пяти лет занималась методической темой «Развитие речи на уроках математики», а теперь осваиваю и применяю на своих уроках технологию педагогического общения. Развитию речи учащихся очень помогает технология проектного обучения. Мои ученики – активные участники всевозможных конкурсов, научно-исследовательских конференций.  

      Мне хочется, чтобы моим ученикам было комфортно в современном  высокотехнологичном мире. Никакие технологии не заменят педагога, человека.  Зачем я участвую в конкурсе «Учитель года?» Научиться новому и поделиться своим опытом, повысить свое профессиональное мастерство – вот мои основные цели участия в конкурсе. Главными профессиональными и личностными качествами, которыми должен обладать учитель для выполнения возложенной на него миссии являются: образованность, толерантность,  оптимизм, искренность во всем. Но эти качества нужно наработать, дорасти до нужного уровня. Если педагог —  мудрый дипломат, тонкий психолог, социально активный трудолюбивый человек, то и детям он сможет привить лучшие человеческие качества характера.



Предварительный просмотр:

Бижова Татьяна Васильевна

учитель математики

МБОУ «СОШ №135» имени академика Б.В. Литвинова

г. Снежинск, Челябинская область

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО»

(на материале предмета математика)

Аннотация: 1.1 Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт «Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО»  реализуется в МБОУ «СОШ № 135» города Снежинска Челябинской области учителем математики Бижовой Татьяной Васильевной. Учебные часы на математику отведены согласно образовательному уровню государственного стандарта. Для получения полноценного образования эффективно используются условия дополнительного образования учащихся как в школе, так и в ближайших  образовательных учреждениях: филиале Южно-Уральского государственного университета, Снежинской физико-технической академии. В школе созданы все условия для получения и усвоения дополнительной информации по физико – математическим  дисциплинам. Эффективно действует библиотечно-информационный центр, ежедневно работает клуб «Инфознайка», стало традицией проведение интеллектуальных гостиных, ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции «Первые шаги в науку», где проходит защита исследовательских работ и проектов (в том числе по математике). Традиционной стала  конференция научно – исследовательских работ учащихся «Литвиновские чтения» по различным дисциплинам.

       Уроки математики  проходят в специальном кабинете, соответствующем современным требованиям. Для подготовки уроков ведётся успешное сотрудничество с учителями дополнительного образования.

1.2 Актуальность и перспективность опыта

     Анализируя исходное состояние собственной педагогической деятельности, мы обнаружили, что учащиеся, обладающие высоким уровнем обученности, достаточно широким кругозором, подчас не могут перенести свои знания на другие области. Психологи называют эту особенность «мозаичным мышлением».

     В процессе анализа опыта педагогической деятельности выявились противоречия:

  • между потребностью учащихся в социально – психологическом общении и недостаточной возможностью общения в рамках изучаемого предмета;
  • между необходимостью сформированности навыков устного общения и отсутствием данного навыка у обучающихся;
  • между необходимостью сформированности умений применять полученные  на уроках знания в жизненной практике и недостаточным уровнем развития данных умений;
  •  высокие требования, предъявляемые обществом  к выпускнику с одной стороны, и, низкий уровень мотивации учащихся к обучению  с другой.

             Для разрешения этих противоречий  выделили основную цель  методической работы: формирование  универсальных учебных действий учащихся через использование приемов технологии педагогического общения.

      Задачи: С

  • Создать условия для комфортного социально – психологического и партнерского общения обучающихся и педагогов;
  • использовать личностно ориентированный подход с целью самореализации школьников;
  • разработать систему уроков с применением ТПО, формирующих УУД для достижения  метапредметных результатов образования;
  • способствовать повышению качества обучения и развитию потребности в непрерывном самообразовании через использование ТПО.

- способствовать повышению качества обучения школьников с помощью  метода  моделирования;

     - разработать систему уроков моделирования, формирующих  универсальные учебные действия, способствующих целостному представлению картины мира и закономерностей его развития;

-     актуализировать содержание уроков и использовать деятельностный подход с целью развития потребности учащихся в практическом использовании полученных знаний, самореализации.

    Актуальность избранной  темы заключается в том, что технология педагогического общения – это технология сотрудничества, важна атмосфера партнерства. Ожидаемые результаты: коммуникативная активность, умение самостоятельно мыслить, рост интереса к предмету, творческая активность, стабильность результатов обучения. Ведущая цель: поделиться опытом использования данной технологии на уроках математики. Сущность опыта состоит в создании условий для формирования универсальных учебных действий через широкое использование приемов технологии педагогического общения.  

Новизна опыта заключается в разработке системы уроков с использованием технологии педагогического общения, формирующих ключевую учебно-познавательную  компетенцию  учащихся – представление о целостной картине мира учебного предмета и закономерностей его развития, способствующих развитию универсальных, продуктивных учебных действий и положительной учебной мотивации.

Ключевые слова: технология, универсальные учебные действия, деятельностный, личностно – ориентированный подход, партнерские взаимоотношения.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  1. Стандарты второго поколения

      Каждый человек учится сам и обучает других. Такова его природа и сущность. Как это делать эффективнее? На каких основаниях необходимо строить обучение, на что опираться в многообразной педагогической действительности, чем руководствоваться в нестандартных ситуациях? Отвечая на эти вопросы, каждый педагог, таким образом,  формирует  свой собственный вектор профессиональной деятельности.

      Сегодня на смену авторитарному обучению, главной задачей которого являлась деятельность учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, приходит природосообразное обучение.[8] Его цель: развитие природной сущности ученика, освоение им естественных способов деятельности в изучаемых областях. Речь идет о развивающем образовании и  стандартах второго поколения.

      Стандарты первого поколения решали важные проблемы - сохранение единого образовательного пространства в постижении ЗУНов. Функции стандартов второго поколения изменились, их стало больше. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и другие). Это значит, что создание нового стандарта потребует объединения усилий не только дидактов и методистов, как было раньше, но и психологов, физиологов, специалистов по экономике образования, образовательному праву и многим другим направлениям.

       Разработка новых госстандартов второго поколения базируется на деятельностном, компетентностном подходе, разработанном в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.В.Давыдова. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение  целей образования. [4]

Если раньше цели определяли  только как усвоение знаний, умений и навыков, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся, формирование учебно-познавательных компетентностей. [2]  Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. [3] При этом знания, умения,  навыки рассматриваются как средство в постижении универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером универсальных действий. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться. [2]

  1. Основные принципы и идеи.

Каковы же основные принципы  используемой  технологии?

  • сотрудничество в обучении;
  • связь обучения с жизнью;
  •  ценность личности;
  •  активность субъектов образовательного процесса.

Ведущая идея.

      Поскольку в стандарте второго поколения речь идёт об образовательных компетенциях, то необходимо создать условия учащимся для формирования «развивающей среды», формирования  целостного представления о единой научной картине мира; использовать разнообразные приёмы и способы включения учащихся в разные виды деятельности, позволяющие наработать ключевые компетенции.

          Ведущими понятиями технологии педагогического общения являются  универсальные учебные действия, личностно ориентированный подход, партнерские взаимоотношения (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – родитель, субъект – субъектные отношения).

3. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА.

3.1.  Принцип и суть технологии педагогического общения.

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из – за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. В.А. Кан – Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, неумении управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны – это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, а с другой – это общение с детьми в процессе педагогического творчества. Профессионально – педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности -  это средство решения учебных задач; социально – педагогическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания. Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

3.2 Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка).

Стадии педагогического общения:

  • моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);
  • организация непосредственного общения (начальный период общения)- «коммуникативная атака»;
  • управление общением в педагогическом процессе;
  • анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Первая  стадия педагогического общения - его  моделирование - связана с осуществлением  планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы.
      
Вторая  стадия педагогического общения  предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу.
      Третья  стадия педагогического общения - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.  Для завоевания инициативы в общении В.А. Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы:
•оперативность  при организации начального контакта с классом;
•оперативный  переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к деловому и личностному общению;
•отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
• оперативное  достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства "мы";
• введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
• преодоление  стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
• организация  цельного контакта со всем классом;
• постановка задач и вопросов, которые уже  в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
• сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
• внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
• использование  речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами и т.п.;
• умение "транслировать" в класс собственную  расположенность к детям, дружественность;
• нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
• понимание  ситуативной внутренней настроенности  учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;
• достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
      Четвертая стадия - анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать неадекватным. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.
      
Процесс педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. 

3.3 Стили педагогического общения и его виды.

У С.Л. Соловейчика есть прекрасная мысль: воспитание ребенка – это процесс формирования у него представлений о себе самом. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. Под стилем общения мы понимаем индивидуально – типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Наиболее  распространенные стили общения: I) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимопонимания В.Ф. Шаталов, И.П. Волков.

Достаточно продуктивным является общение II) на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно – воспитательной деятельности.  А.С Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.д. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Но дружественность должна иметь меру.

1)Авторитарный стиль ПО. При таком стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Любая инициатива оценивается отрицательно. Противодействие школьников властному педагогу приводит к возникновению конфликтов.  

2)Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль ПО. Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функции,  ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей являются дистантные отношения, отсутствие доверия ,явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

3)Демократический стиль ПО. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого учащегося к решению общих дел. Основная особенность – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно – положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. При демократическом силе общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.

4) стиль общение – дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и педагоги начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы и не способствует созданию творческой атмосферы. Дистанция должна существовать, она необходима, но она  не должна диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание,  в процессе совместной творческой деятельности.

Общение – дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как 5) общение – устрашение. Это стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и 6) общение – заигрывание. По существу, этот тип  общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Это одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и современной их корректировке, а также в том, чтобы выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

4. Взаимодействие с внутришкольной системой образования.

      Опыт работы органично вписывается во внутришкольную систему образования. Во-первых, технология педагогического общения  используется другими учителями - предметниками на уроках алгебры, геометрии, физики, химии, географии, истории, технологии. Таким образом, создаётся единая образовательная среда. Во-вторых, учащиеся успешно интегрируют полученные знания в подготовке исследовательских работ на  школьные, городские, областные конкурсы, олимпиады, фестивали. В-третьих,  методический опыт отражается в качественных продуктивных результатах  учеников: за последние годы все больше и больше учащихся участвуют в  исследовательской деятельности.  

Каждый раз, когда вы входите в класс, помните несколько Заповедей  Педагогического общения.  

  • Очень важно строить общение с детьми не «от себя», а «от них», тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения;
  • умейте наблюдать за детьми, воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику;
  • Честно признавайте свои ошибки, не стесняйтесь сказать, что в данный момент чего – то не знаете;
  • Умейте слушать детей;
  • Помните, что конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности;
  • Чаще улыбайтесь детям;
  • Стремитесь, чтобы  в процессе  вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.

    Таким образом, результаты опыта свидетельствуют об эффективном использовании  технологии педагогического общения. Опыт показал, что применение данной технологии, как одной из развивающих технологий, способствует формированию ключевых компетенций, а также универсальных учебных действий, необходимых для самореализации учащихся. Кроме того, использование в традиционном учебном процессе  ТПО позволяет развивать личностно-мотивационную сферу ребёнка, пространственное мышление, умение видеть целостную картину мира.

Проблема педагогического общения – одна из сложных проблем современной школы. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.


 

Комментарии

Татьяна Васильевна, я с Вами согласна. Это очень актуальная тема. К сожалению на практике только учителям начальных классов приходиться задумываться об этом. На ШМО буду рада прочитать Вашу работу.

Бижова Татьяна Васильевна

Юлия Владимировна, доброго времени суток. Благодарю вас за комментарии.

Хромов Владислав Сергеевич

Татьяна Васильевна интересная у Вас философия!