ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ГИА

Кузнецов Артем Валериевич

Современный образовательный процесс невозможно представить без использования Интернет-ресурсов и Интренет-технологий. Так же крайне перспективно выглядит идея дистанционного обучения и контроля за образовательной деятельностью учащихся. Дистанционное обучение сегодня приобретает особую актуальность, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью учащихся персональными компьютерами улучшается обмен информацией как между педагогом и учениками, так и учеников между собой. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения.

В рамках школьного образовательного процесса наиболее эффективным направлением развития дистанционного обучения может быть создание учебных сайтов на разных уровнях: создание учебного сайта преподавателем; разработка сайта методического объединения педагогов, (для поддержки дисциплин методобъединения) и школьный сайт.

Но в работе через подобные сайты есть очень серьезный недостаток – их крайняя непопулярность среди учащихся, что может помешать достичь с помощью данных Интернет-ресурсов заметных результатов в образовательном процессе и в процессе подготовки к экзаменационным испытаниям. Поэтому я предлагаю использовать в качестве инструмента дистанционных технологий подготовки учащихся и контроля их знаний уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «В контакте» (www.vk.com). Перечислю преимущества, которые дает ученикам и преподавателям использование социальных сетей с учебной целью:

1. Поскольку сегодня школьники значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.

2. Учащийся, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.

3. Старшеклассники имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, «мозговых штурмов», особенно перед сдачей зачета или экзамена.

4. Педагог для учащегося психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети – взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны учащегося и улучшает процесс усвоения информации.

5. У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в учебном классе.

Как эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций учащихся? Я предлагаю следующий вариант взаимодействия преподавателя со школьника – создание и использование в социальной сети группы для дистанционных консультаций учащихся.

При таком варианте преподаватель создает группу по своей дисциплине и на школьных уроках объявляет учащимся, что является участником социальной сети, предлагает школьникам стать участниками этой группы, а также сообщает примерное время, когда он находится в сети. Далее учащимся предлагается во время выполнения самостоятельной работы при возникновении проблем задать преподавателю вопросы через социальную сеть. Здесь существует три способа общения:

1. Общение через высказывания. Этот позволяет привлечь к обсуждению проблемы нескольких участников.

2. Общение через сообщения. Может происходить в том случае, если у преподавателя нет времени для общения в реальном времени.

3. Общение в реальном времени через короткие сообщения с теми участниками, которые в данный момент находятся в сети.

В начале работы группы при подготовке к экзаменам ученики стремятся ответить на вопросы тестов и заданий индивидуально, затем они начинают сравнивать результаты сдачи теста между собой, и вскоре это выливается в глобальную конференцию между учащимися (при направляющей роли преподавателя) по обсуждению различных вариантов ответов. Подобный метод консультаций дает следующее:

1. У школьников растет мотивация к изучению материала предмета, в том числе и за счет сравнения собственных результатов с другими учащимися.

2. Изучение материала предмета коллективными методами (мозговой штурм), позволяет повысить качество знаний даже у слабых учеников.

3. Освоение учебной дисциплины происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что вызывает интерес у учащихся к процессу обучения.

Помимо возможности дистанционного консультирования учащихся группа в социальной сети «В Контакте», дает возможность разместить наглядный материал и рекомендованную учителем литературу в свободном доступе для школьников.

В группе «История и обществознание в Образовательном центре Лидер» учащиеся могут найти:

1) подборку презентаций по истории, обществознанию, экономике и праву;

2) полный набор исторических карт, систематизированных по периодам;

3) набор тематических таблиц и схем по социально-гуматитарным дисциплинам;

4) репродукции и фотографии предметов искусства и архитектурных сооружений;

5) портреты исторических деятелей;

6) ссылки на, рекомендованные преподавателем сайты;

7) необходимые в образовательном процессе аудио- и видео- записи;

8) подборку учебной, научной и научно-популярной литературы по предметам;

9) тематические и типовые тесты по ЕГЭ и ГИА.

            Использование подобной группы в социальной сети дает следующие возможности:

1. Ученики получают набор всех необходимых в процессе обучения и подготовки к экзаменам материалов от иллюстраций до тестов.

2. Все материалы, представленные в группе, отобраны и проверены учителем, что позволяет ограничить доступ школьников к информации, содержащей ошибочные данные.

3. Группа позволяет оперативно доводить до сведения учащихся всю необходимую информацию, касающуюся образовательного процесса (включая оценки за проверочные работы) и подготовки к экзаменам.

4. Дает возможность учителю оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе подготовки школьников к уроку и экзамену.

5. Позволяет контролировать подготовку к экзаменам после завершения учебного года.

Главным минусом при подобной дистанционной форме работы является трата большого количества нерабочего времени на управление группой, к этому можно добавить низкий уровень концентрации внимания учеников, так как они одновременно могут  общаться на нескольких сайтах сразу.

Но даже с учетом минусов, опыт работы с подобной группой в социальной сети и анализ результативности такой работы, говорят о её эффективности и востребованности: средний бал сдающих ЕГЭ по обществознанию при использовании в подготовке социальной сети вырос с 53 до 57 баллов, а по результатом ЕГЭ по истории в сравнении с 2011 годом в 2012 увеличился на 2 балла, 40 до 42.

Таким образом, благодаря использованию учебного сайта и социальной сети школьники быстро адаптируются при освоении предметов, так как попадают в специальную информационную среду, которая создана преподавателем, экономят время на поиск новой информации и могут получить учебные задания в любое удобное для них время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Иллюстрации к статье.1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель Кузнецов Артем Валериевич учитель истории и обществознания ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРИ ПОДКОГОВКИ К ЕГЭ И ГИА Кузнецов А.В. ©

Слайд 2

Кузнецов А.В. © Преимущества использования социальных сетей с учебной целью 1. Общение в соцсетях (а также и получение знаний) для учащихся становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием. 2. Учащийся, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно. 3. Старшеклассники имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, «мозговых штурмов».

Слайд 3

Кузнецов А.В. © Преимущества использования социальных сетей с учебной целью 4. Педагог для учащегося психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети. 5. У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе.

Слайд 4

Кузнецов А.В. © Способы общения в социальной сети между учащимся и педагогом 1. Общение через высказывания. Этот позволяет привлечь к обсуждению проблемы нескольких участников. 2. Общение через сообщения. Может происходить в том случае, если у преподавателя нет времени для общения в реальном времени. 3. Общение в реальном времени через короткие сообщения с теми участниками, которые в данный момент находятся в сети.

Слайд 5

Кузнецов А.В. © Преимущества консультирования в социальной сети 1. У школьников растет мотивация к изучению материала предмета, в том числе и за счет сравнения собственных результатов с другими учащимися. 2. Изучение материала предмета коллективными методами (мозговой штурм), позволяет повысить качество знаний даже у слабых учеников. 3. Освоение учебной дисциплины происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что вызывает интерес у учащихся к процессу обучения.

Слайд 6

Кузнецов А.В. © В группе «История и обществознание в Образовательном центре Лидер» учащиеся могут найти: 1) подборку презентаций по истории, обществознанию, экономике и праву; 2) полный набор исторических карт, систематизированных по периодам; 3) набор тематических таблиц и схем по социально-гуматитарным дисциплинам; 4)репродукции и фотографии предметов искусства и архитектурных сооружений; 5) портреты исторических деятелей; 6) ссылки на, рекомендованные преподавателем сайты; 7) необходимые в образовательном процессе аудио- и видео- записи; 8) подборку учебной, научной и научно-популярной литературы по предметам; 9) тематические и типовые тесты по ЕГЭ и ГИА.

Слайд 7

Кузнецов А.В. © Подборка презентаций по истории, обществознанию, экономике и праву

Слайд 9

Кузнецов А.В. © Подборка исторических карт

Слайд 10

Кузнецов А.В. © Подборка исторических карт

Слайд 11

Кузнецов А.В. © Тематические таблицы и схемы по социально-гуманитарным предметам

Слайд 12

Кузнецов А.В. © Тематические таблицы и схемы по социально-гуманитарным предметам

Слайд 13

Кузнецов А.В. © Репродукции и фотографии предметов искусства и архитектурных сооружений

Слайд 14

Кузнецов А.В. © Портреты исторических деятелей

Слайд 15

Кузнецов А.В. © Ссылки на рекомендованные преподавателем сайты

Слайд 16

Кузнецов А.В. © Аудио- и видео- записи

Слайд 17

Кузнецов А.В. © Учебная, научная и научно-популярная литература по предметам

Слайд 18

Кузнецов А.В. © Тематические и типовые тесты по ЕГЭ и ГИА

Слайд 19

Кузнецов А.В. © Возможности, которые дает использование подобной группы «В Контакте» 1. Ученики получают набор всех необходимых в процессе обучения и подготовки к экзаменам материалов от иллюстраций до тестов. 2. Все материалы, представленные в группе, отобраны и проверены учителем, что позволяет ограничить доступ школьников к информации, содержащей ошибочные данные.

Слайд 20

Кузнецов А.В. © 3. Группа позволяет оперативно доводить до сведения учащихся всю необходимую информацию, касающуюся образовательного процесса (включая оценки за проверочные работы) и подготовки к экзаменам. 4. Дает возможность учителю оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе подготовки школьников к уроку и экзамену. 5. Позволяет контролировать подготовку к экзаменам после завершения учебного года.

Слайд 21

Кузнецов А.В. © Результат использования группы «В Контакте» при подготовке к ЕГЭ 2012 История 2011 С/Б 40 Обществознание 2011 С/Б 53 История 2012 С/Б 42 Обществознание 2012 С/Б 57