"Как начать урок?"

Судницына Галина Владимировна

В статье рассуждения о эффективности технологии системно-деятельностного подхода и критического мышления, приёмах и методах организации урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 Как начать урок?

« Путь, ведущий к знанию – это деятельность»

 Бернард Шоу

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы снабдить учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую исследовательскую деятельность. Сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться. Стандарт нового поколения помогает научить учиться. Таким образом, происходит смещение акцента в образовании - с усвоения фактов  на овладение способами взаимодействия с окружающим миром. Мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, реализующих системно-деятельностный подход. Эти технологии способствуют формированию и развитию у обучающихся умений учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразовывают его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Этот процесс становится эффективным, когда он двусторонний, когда учитель и ученик вместе ищут верный путь решения проблемы. СДП способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность,  быть ее субъектом.

Что является значимыми характеристиками начала урока, в основе которого лежит СДП? Для того чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся, учитель должен учитывать 3 аспекта в деятельности: целевой, мотивационный и исполнительский.

Рассмотрим целеполагание как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Почему так важно для педагога поставить перед учащимися значимые для них цели? Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился к уроку, а урок не получился. Дети “плохо работали”, не освоили новый материал. Причина проста: часто инертность ученика и даже нарушение им дисциплины начинается с того, что учитель недостаточно четко сформулировал перед ребятами, чем же они будут заниматься на уроке. Учитель должен понимать, что он хочет получить в конце урока, а дети должны знать, что они будут делать на уроке и чему они научатся. Цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. При формулировании цели самому себе, учитель, прежде всего,  задает  вопрос: что он хочет получить в результате ее выполнения? В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить. Цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Когда учитель четко и конкретно обозначил для себя цели урока и знает, чему учить на уроке, а учащиеся понимают поставленные для них задачи и знают, что они должны научиться делать,  работа обеих сторон будет осознанной, продуктивной. В этом случае можно ждать положительного результата.

Следующим аспектом СДП является мотивация. “Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”, писал Василий Андреевич Сухомлинский. На мотивации основан новый стандарт, дети должны хотеть учиться, но как же этого достичь? Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию ученика: “Не хочу!”. Мотивация - одна  из сложнейших педагогических проблем. Часто можно услышать от родителей учеников: “Наши дети относятся к учёбе совершенно безразлично” или “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”. Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Что такое мотивация к учебной деятельности? Мотивация – это факторы, влияющие на активность поведения учащихся. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наличие мотивации в начале урока помогает педагогу успешно вовлечь  учащихся в деятельность и реализовать в  ней важные для них индивидуальные смыслы и мотивы. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Мотивируя ученика к учебной деятельности на уроке, учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («я хочу»). Затем происходит актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, и устанавливаются тематические рамки («мне надо», «я могу»).

Исполнительский аспект предполагает правильный выбор приемов и методов обучения.

Какие приёмы повышают интерес учащихся к изучению предмета и обеспечивают  творческий характер деятельности в сотрудничестве с учащимися?

Прежде всего, ученикам необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое быстро укладывается в уме учащегося. Одним из таких приемов является использование кроссвордов, при угадывании которых, получается ключевое слово урока. Ситуативные или сюжетные картинки помогают создавать ситуации, когда учащиеся говорят и слушают друг друга не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков. Грамматическое явление в составе какого-либо высказывания можно воспроизвести при помощи игры-головоломки. При введении нового материала хорошо использовать презентации.

Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий. Это - высокоэффективный творческий прием. Применение компьютерных технологий позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. Использование современных образовательных компьютерных программ в обучении  необходимо для расширения знаний. Это неотъемлемая часть современного  образования.

Многие УМК издательства «Просвещения» дополнены интерактивными приложениями, которые можно использовать  на уроке. Таким образом, значение этой технологии велико. С ее помощью можно решать целый ряд дидактических задач. С помощью этих приложений достигается индивидуализация обучения, т.к. каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала. Возможности использования мультимедиа ограничены. Однако нельзя забывать о том, что это лишь вспомогательное техническое  средство обучения, как видео, поэтому для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его  использование в процессе урока.

Планируя каждый урок, нужно всегда тщательно продумывать начало урока, т.к. удачное начало урока это залог успеха основной его части и  положительный результат всего урока. В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана: активизировать слабых и сильных учащихся. Она формирует мотивацию на учебную деятельность и настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Так при введении новой темы или чтении  текста,  можно предложить ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, событии, личности. В течение нескольких минут учащиеся заполняют таблицу,  затем предъявляют ее устно. Результат первой стадии заключается в том, что происходит актуализация опыта, активизация знаний, формирование мотива. Затем наступает вторая стадия – стадия осмысления, когда ученики получают новые знания и систематизируют их. На этой стадии применяются различные приемы, например: чтение текста, заполнение различных таблиц и т.д.  Результаты второй стадии: систематизация новых знаний, выполнение цели, поставленной на стадии вызова. Следует отметить, что кроме интеллектуальных и коммуникативных умений, технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений. 

По мнению А. Дистервега, системно-деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося". Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельностный подход – это главное условие реализации ФГОС. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.

  1. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.
  2. http://standart.edu.ru/
  3. http://chel-siao.narod.ru/FGOS/dejatelnostny_podhod.pdf
  4. http://www.openclass.ru/node/230608
  5. http://festival.1september.ru/articles/595419/