Эссе "Я - учитель"

Рыбакова Елена Васильевна

 «Я - учитель»

 

  В этом море тьмы каждый огонек возвещал о чуде  человеческого духа. При свете вон той  лампы  кто-то читает,  или погружен в  раздумье, или поверяет другу  самое сокровенное…   Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным - тем, что светят поэту,  учителю, плотнику. Горят живые  звезды,  а  сколько  еще там  закрытых окон,  сколько погасших звезд, сколько уснувших людей... Подать  бы друг  другу весть.  Позвать бы вас, огоньки, разбросанные  в полях, - быть может, иные и отзовутся.                                                                                                                                                         

                                                 Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»

      Мы живём на Планете людей, ощущая себя частицей огромной и вечной Вселенной, но у каждого из нас свои планеты, свои звёзды, и мы строим жизнь вокруг и внутри нас. 

     Я, учитель русского языка и литературы, Рыбакова Елена Васильевна - часть огромной вселенной под названием  Жизнь, и  мне знакомы планеты Детства, Отрочества, Юности, Зрелости и Опыта. Все мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…Так считал мой любимый писатель, мечтатель, лётчик, Антуан де Сент-Экзюпери: «...Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит».

      Детство  моё было необыкновенно счастливым: вместе с родителями я объездила полстраны, видела Байкал и Кавказ, Балтийское и Чёрное море, казахстанские степи и шахтёрские терриконы Донбасса. Мама открыла мне дверь в неведомую страну Литературу: каждый день  мне покупали тоненькую детскую книжку.  К семи годам я собрала настоящую библиотеку.  Мир, созданный Богом и людьми, оказался настолько огромным и необъятным, что появилось желание не только учиться и открывать, но и передавать то, что приобрела. Я любила рисовать, но не имела специального образования, шила театральных кукол, но играть одной было не интересно, создала домашнюю библиотеку с формулярами для книг, но читателей было маловато. Я поняла, что только профессия учителя позволит мне сохранить детство и юность в душе, чтобы понимать и помогать тем, кто только открывает дверь в новый, неизвестный мир.

       Годы  учёбы в Ярославском  государственном педагогическом институте им. К.Д.Ушинского стали для меня временем открытия себя, своих нереализованных талантов, понимания своего предназначения. Встреча с талантливым педагогом – методистом, Антоновой  Любовь Геннадьевной, во многом определила мои дальнейшие пристрастия и увлечения. Она создала на нашем курсе театральную группу «Педагогический театр». Мы  в театральной форме представляли педагогические идеи Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко. Встречались с интересными педагогами-новаторами: Е.Н. Ильиным, Т.А. Ладыженской.

     После института я семь лет проработала в школах города Рыбинска, но когда судьба привела меня в сельскую школу д. Дюдьково, я попала в свою Галактику, в семью, где все живут единым братством, Планетой Людей, понимающих, принимающих, сострадающих, помогающих, а значит любящих.

     Мои знания и опыт ничего не стоят, если они не нужны моим ученикам. Педагогическое мастерство - это не только владение технологиями, методами и приёмами, это осознание того, что ты на своём месте. Ты нужен своим ученикам, потому что  помогаешь им открывать новое в привычном,  учишь погружаться в

«страну чудес», фантазий и творчества, замечать удивительное в скучном: “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать”.  

      «Зри в корень» - это основной принцип притчевого корнесловно-смыслового метода, который  я использую при работе с образом слова, что помогает сформировать представления ребенка о себе, окружающем мире, понять нравственные ценности   и дать оценку собственного поступка: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». 

     Смысловое чтение, критическое мышление, проблемно-диалоговые беседы дают возможность понять мудрость зрелых и мечтания юных, «отправиться на поиски своей звезды, на север или на юг или внутрь самих себя», как утверждал Экзюпери. Покорить  небесные просторы, ощутить себя на любом краю света, услышать музыку веков, увидеть мировые шедевры можно с новыми информационными технологиями. Но главным остаётся человек: «В каждом человеке -  тайна. Только нужно её открыть».

 

      Человек по своей сути существо интегративное и жить ему приходится в интегрированном мире, поэтому моё профессиональное внимание направлено на изучение особенностей интегрированного (синтезирующего) образования, как одной из концептуальных идей новых  федеральных государственных образовательных стандартов. Славянский педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

     Но как трудно найти способы мотивации современного школьника, искушённого компьютерными технологиями. Школьника, который мало читает, с трудом понимает язык классиков, не воспринимает красоты природы, не испытывает трепета перед шедеврами искусства, но легко ориентируется в материальных проблемах современного мира. Мы теряем новых писателей, художников, музыкантов, учёных, тех, кто способен творить, создавать, развивать.

    Моя любовь к слову, к литературе, музыке, живописи и другим видам искусства помогла воплотить идею рождения школьного театра, который позволил  объединить детей разного возраста и темперамента, разного уровня подготовки. Практически все учащиеся школы участвуют в театральных проектах театра-студии «Глобус». Язык и театр,  литература и театр – это истинные способы познания, воспитания, развития человека, раскрывающие творческий потенциал ребёнка, повышающие уровень  духовно-нравственного развития личности.

    Благодаря театру я увидела чудо: как внезапно человек освобождается от своего «футлярчика», раскрывает его настежь, учится «говорить», «писать», «играть», а главное – он теперь   не боится самого себя. Наверное, отсюда и такой выплеск творчества, когда они берут в руки перо, пробуют петь, танцевать, рисовать, играть в спектаклях, одним словом, создают свой мир. Я поняла: чтобы быть мудрым, надо смотреть на мир глазами ребёнка, уметь любить  и дружить, доверять своему сердцу, верить в талантливость каждого, ведь вера – это знание сердца, движущая сила знания.

             Театральная деятельность, которой занимаюсь более 15 лет, позволяет сочетать  урочные   и внеурочные  формы обучения, позволяет развивать  универсальные  учебные  действия, которые в большей степени раскрылись в  проекте «Мы и театр», разработанном в 2011 году. В рамках региональной инновационной площадки «Организация внеурочной деятельности учащихся в школе полного дня»   в соавторстве с учителем начальных классов Ефимовой А.И. был разработан авторский инновационный проект «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий».

        Приемы театральной педагогики: инсценирование, конкурсы чтецов, создание афиши, макетов декораций,  костюмов, комментарии мизансцен, игры актёров -   используются на уроках, они по своей сущности интегративны и  дают возможность проживать ситуацию, способствуют накоплению жизненного опыта, формируют личностное и метапредметное понимание проблем человеческого бытия, создают для учащихся ситуации успешности, расширяют информационное пространство.   

       Премьера спектакля - презентация проекта, где самооценку дают участники, а взаимооценку зрители. Проекты, исследовательские работы, в которых участвуют мои ученики, вызывают интерес в социуме и педагогическом сообществе.

   Самым главным достижением нашего театрального коллектива считаю созданные спектакли: «С любовью в сердце и войной в судьбе» (к празднованию 65-летия победы в ВОВ) , «Лицей, который не кончается» (к 200-летнему юбилею Царскосельского Лицея), «Соловей» (по сказке Г.Х.Андерсена), «Уж постоим мы головою за Родину свою» - литературная композиция о войне 1812 года, спектакль-размышление «Маленький принц», литературная композиция к празднованию 70-летия победы в ВОВ – «Треугольная повесть». Эти формы работы  способствуют саморазвитию и непрерывному образованию учеников.  Используя технологию сотрудничества, мне удаётся привлечь к деятельности не только ребят, но их родителей, которые  в большей степени заинтересованы в развитии способностей и талантов своих детей.

    Театр - универсальная образовательная модель, помогающая синтезировать все психологические процессы, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе. Театр любят все, театр стал инструментом обучения, театр стал частью школьной жизни.

       Вселенная без звёзд темна и пустынна. «У каждого человека свои звезды».  Мои звёзды - мои ученики. Их рост, открытия, достижения – всё это успехи учителя, его радость и осознание необходимости своего труда. Учитель и ученик - это некое единство, клубок ниток, связь между которыми тонка и хрупка, но вечна. В этой связке все равны, здесь учатся оба. Один – тому, чего ещё не знает, а другой – тому, что забыл или нечаянно пропустил за быстротой пробегающих лет.

    Верю ли я в судьбу? Да. Она мне подарила кончик путеводной нити: учитель-ученик. Нам кажется, что это мы учим их жизни, а на самом деле - это они ведут нас по жизни,  во многих вопросах оказываются мудрее и добрее, богаче и глубже. Я благодарна судьбе за подаренные мне часы и дни общения с ними. За те минуты откровения, когда душа касается души, когда ты боишься их, а они тебя. Когда совершаются ошибки (а как же без них?), гложут сомнения, но миг единения, желание быть вместе, в общем деле приносит радости вдвое больше, чем было печалей. Секрет, открытый Лисом Маленькому принцу отражает мой профессиональный взгляд на мир: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

       Человек создаёт себя сам. Мне хочется верить, что мои ученики, уйдя во взрослый мир, мир стандартов и правил, где всё уже прожито и накоплено тысячелетним человеческим опытом, сохранят  чистоту  сердец, не  позволят своим помыслам перекраситься в чёрный цвет, окажутся  мудрее и чище нас. Воплотят свою мечту, найдут свой,  никем не пройденный, путь,  любимую работу и любимого человека, кто-то  сохранит себя целым, а кто-то отдаст целиком, кто-то будет получать от жизни радости, а кто-то страдания и невзгоды. Только так можно осознать полноту жизни.  Пусть у них будет всё! А мы  всегда будем в ответе за  тех, кого приручили.