Здоровьесбережение в начальной школе

Уважаемые коллеги! В последнее время везде и всюду столько говорят о здоровьесбережении школьников! А хотелось бы не говорить, а делать что-то реальное, особенно нам, учителям начальной школы. Приглашаю к сотрудничеству по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_shkolnyy_etiket.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Тематическое планирование   для 1  класса

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

По плану

факт

Факт

Факт

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Школьный этикет – 5ч.

1.

04.09.

Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе.

Приход в школу без опозданий.

Формирование правил поведения в гимназии

2.

11.09.

Мы пришли на урок.

1

Правила поведения на уроке.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

3.

18.09.

Зачем нужны перемены?

1

Правила поведения  на перемене.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

4.

25.09.

Мы в школьной столовой.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Поведение в столовой, правила поведения за столом. Экскурсия в столовую.

Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

5.

02.10.

Культура принятия пищи.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Правила поведения за столом.

Закрепление правил поведения за столом, в столовой.

Правила общения – 10ч.

6

09.10

Зачем нужны вежливые слова?

1

Правила вежливости.

Вежливые слова. Практикум.

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

7

16.10

Доброжелательность.

1

Волшебные слова.

Дидактические игры

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  

8

23.10

Какие  бывают поступки?

1

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок    

9

06.11

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим;

Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

10.

13.11

Я и мои товарищи.

1

Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов.

Воспитание уважения к окружающим.

11.

20.11

Общения со сверстниками в  играх.

1

Знакомство с коллективными играми

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.

Конкурс рисунков.          Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

12.

27.11

Мой учитель

1

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

13.

04.12

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

14

11. 12

Моя семья.

1

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Конкурс рисунков.  Дидактическая игра

15

18.12

Я среди людей.

1

Понятия этикета, этики, человека, общения.

Местоимения «Я»,  «ТЫ», «МЫ», «ОН», «ОНИ».

Формировать внимательное отношение к окружающим.

О трудолюбии – 5 ч.

16.

25.12

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

17

15.01.

Как мы трудимся в школе

1

 (начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности)

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,  корректировать его;

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.

18.

22.01

Мои обязанности в классе.

1

Виды труда детей в школе.

Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств

Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.

19

29.01

Как мы трудимся: дома

1

Виды труда детей дома (начальные представления).

Оценивать свои действия.

Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.  

20

05.02

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и  школьные

вещи).

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Воспитывать бережное отношение к каждой вещи.

Культура внешнего вида – 5ч.

21

12.02

Основные правила Мойдодыра

1

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

22

26.02

Как я выгляжу

1

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным.

23

05.03

Каждой вещи своё место

1

Полезность вещей, их значение в жизни человека

Правила применения различных вещей

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Конкурс поделок нужных вещей

24

12.03

Правила ухода за одеждой

1

Полезные советы, как сохранить свою одежду

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

25

19.03

Язык красок

1

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека

Аппликация. Изготовление одежды.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

26

Создаём уют своими руками.

1

Внешкольный этикет – 8 ч.

27

09.04

Основные понятия Этикета.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо»

Деловая игра и её правила.

Познакомить и изучить правила этикета в школе.

28.

16.04

Правила поведения на улице.

1

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице)

Деловая игра и её правила.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.

29.

23.04

Правила поведения  в транспорте.

1

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях ( в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Использовать доброжелательный тон в общении;

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

30

30.04

Правила поведения в общественных местах.

1

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Правила для говорящего.

Использовать доброжелательный тон в общении;

Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.

31.

07.05

Правила поведения в общественных местах

1

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Правила для слушающего.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах

Основные правила вежливости в общении.

32.

14.05

Праздничный этикет

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Ролевая игра «Правила этикета на празднике».

Основные правила вежливости в общении.

33

21.05

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.  Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Основные правила вежливости в общении

34

Обобщение изученного за  год.

1

Повторение изученных правил поведения.

Занятие-путешествие в страну «Вежливость».

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

Всего 33 часа                           

 

 

                                                               

                                                                        Тематическое планирование для 2-го класса

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

По плану

Факт

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Введение – 1ч.

1

Этика – наука о морали.                                      Дискуссия).

1

Дать понятие о  морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди»

Формирование  человека  и окружающая среда

                                              Школьный этикет –  9ч.

2

Как я выгляжу. (Наблюдения).

1

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

Обратить внимание детей  на важность опрятного внешнего вида человека. Каждый человек индивидуален и неповторим

Способствовать воспитанию аккуратности, опрятности, бережливости – уважения человека к себе.

3

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их использования в общении между людьми.

Написать правила школьного этикета. Оценка поступков ребят при общении.

Способствовать  развитию желания употреблять правила школьного этикета в ежедневном общении.

4

Зачем быть вежливым. (Дискуссия).

1

Содержание понятий «вежливость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет

Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в общении, в чём она должна проявляться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

5-6

Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.)

2

Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отражается по-особому.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

7-8

«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).

2

Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие.

Оформление выставки в кабинете

Способствовать воспитанию уважения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя.

9-10

Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).

2

Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей.

Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение)

Показать, что добрые  отношения  люди создают в жизни сами.

                                                       Правила общения  - 5 ч.

11

Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).

1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к родителям

Способствовать воспитанию моральной  ответственности к людям старшего поколения.

12

Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия).

1

Обязанности ученика в школе и дома.

Дежурство по классу, обязанности дежурного

Значение труда в жизни людей.

13-14

«Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность).

2

Чтение и обсуждение РНС «Лиса и Журавль».

Коллективный проект.

Желание проявлять вежливое отношение к окружающим.

15

Чем богат человек. (Практикум)

1

   Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

                                                            О трудолюбии  -  5ч.

16-17

«История религиозного праздника»                          (по выбору). Презентация.

2

Понятия «праздник». Какие бывают праздники. Церковные праздники и традиции их проведения.

Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме.

Создать праздничное настроение, ощущение праздника.

18- 19

Ты и твое здоровье (Круглый стол)

2

Понятия  «здоровье», «здоровый образ жизни».

Составление режима дня школьника. Комплекс упражнений утренней зарядки.

Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.

20

Праздничный этикет.

1

Дать понятия «праздник»,  особенности праздников в школе, в коллективе класса, в стране.

Обсудить правила поведения на празднике.

Показать, что умение владеть  настроением – это выражение  уважения к людям.

                                                           Культура внешнего вида – 7ч.

21-22

Наш класс.                                 ( Стенгазета)

2

Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья».

Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой.

Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.

23

Моя мама – самая лучшая.                                   ( Стенгазета)

1

Устное  сочинение «Моя мама».

Чтение  и обсуждения произведение о маме. Портрет мамы.

Способствовать воспитанию уважительного ласкового отношения к маме.

24-25

День рождения. (Стенгазета)

2

Обсуждения разделов газеты. Работа в группах.

Оформления газеты.

Основные правила этикета в кафе. Что с чем едят.

26-27

Учимся общаться. (Практикум)

2

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями.

Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

                                                                                      Внешкольный этикет – 7ч.

28-29

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

Понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники.

Игра  «дарю подарок», сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл на праздник».

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

30

«Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома.

1

Понятие «герой», «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом.

Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участниках ВОВ.

Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине, к окружающим.

31

«Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа  школьников

и родителей). (Ярмарка)

1

Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни.

Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, зазывала, коробейники…

Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине.

32

Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1

Зачем людям нужны сказки. Отношение героев сказок к природе, к людям.

Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках

Желание читать и рассказывать сказки

33-34

«Мы любим свой город». (Презентация)

2

Ознакомление с памятными местами родного города (виртуальная экскурсия)

Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом…

Любовь к родному краю.

Всего 34 часа

                       

     

                                                                 Тематическое планирование для 3-го класса

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

По плану

Факт

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

                                                                    Введение – 1ч.

1

Азбука этики. Основные понятия этики.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить правила этикета в школе.

Деловая игра и её правила.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

                                                                                     Школьный этикет – 9ч.

2

Взаимопомощь: учёба и труд.

1

Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

3

Школьное имущество надо беречь.

1

Значение слов «школьное имущество». Бережное отношение к школьному имуществу.

Уход за цветами.

Бережное отношение к школьному имуществу- обязанности учащихся.

4-5

Я – личность. Мои роли.

2

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли.

Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома.

Помочь детям  посмотреть на себя со стороны и оценить поведение в своих ролях.

6

Устав - основной закон школы.

1

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности».

Права и обязанности ученика. Зачем они нужны.

Способствовать  закреплению понятия 2право, «Обязанности учащихся в школе»

7-8

Библиотека – хранительница знаний

2

Книга- твой вечный друг.. Понятия «библиотека», «каталог»,  «хранительница знания»

Составление правила бережного отношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку.

Закрепить навыки работы с книгой.

9-10

«История религиозного праздника» (по выбору). Презентация.

2

Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи.

Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи»

Любовь к традициям русского народа, родному краю.

                                                                                       Правила общения  -  7ч.

11

Школьное имущество надо беречь

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Значение труда в жизни людей.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

12-13

Слово лечит, слово ранит.

2

Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Чтение  и обсуждение произведений В. Осеевой

Воспитание желания употреблять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

14-15

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

2

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить.

Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Взаимопомощь, дружбу, товарищество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины.

16

Верность слову

1

Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера.

Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово».

Показать, что верность своему слову – одно из достоинств человека. Доказать, что от верности данного  слова зависит отношение окружающих людей.

                                                                                    О трудолюбии – 5ч.

17

Труд кормит, а лень портит.

1

Прилежание и старательность в учении и труде. Значение пословицы. Значение слов «труд», «лень».

Подбор пословиц о труде, о лени.

Способствовать развитию уважения к труду, людям труда.

18 - 19

Как организовать свой труд.

2

Мои  обязанности в школе и дома.  Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Значение труда в жизни человека. Профессии родителей, бабушек и дедушек. 

20-21

О трудолюбии. (дискуссия)

2

  Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Конкурс рисунков. Устное сочинение. «Когда я вырасту…»

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

.

                                                                                   Культура внешнего вида - 7ч. 

22-23

Уход за своими вещами.

2

Уход за личными вещами. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде.

24

Одежда будничная и праздничная.

1

Понятие «одежда», «одежда будничная и праздничная».

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего чувства.  Одежда для мальчиков и девочек. 

Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде.

25-26

Учимся общаться. Культура внешнего вида.

2

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации

27-28

Мода и школьная одежда

2

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет.

Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека.

Одежда должна быть удобной, опрятной, идти к лицу и фигуре.

                                                                     Внешкольный этикет – 5ч.

29

Этика в общественных  места.

1

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте.

Деловая игра «Ты в музее и в театре». Изучить основные правила поведения в общественных местах.

Способствовать усовершенствованию основных правил этикета

30

Поведение в гостях.

1

Правила поведения в гостях.

Сюжетно-ролевая игра.

31

Я пишу письмо.

1

Правила написания письма.

Написание письма (адресат, адресант).

32

Поведение на природе.

1

Правила поведения на природе.

Отношение к животным и растениям.

Показать, что мы должны бережно относиться к природе, её обитателям, бороться за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой, охранять её здоровье.

33-34

Мой день рождения.

1

Приглашение. Выбор подарка.

Правила поведения  на празднике. Оформление приглашения.

Всего 34 часа

                                                                Тематическое планирование для 4-го класса

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол.

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

По плану

Факт.

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Введение – 1ч.

1

Азбука этики. Культура поведения и такт.  (Дискуссия)

1

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

Способствовать развитию представлений о культуре поведения, месте такта в культуре поведения.

      Школьный этикет –  9ч.

2

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

1

Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене» и т. д.

Сюжетно-ролевые игры: «мы в гимназии», «мы в столовой», «мы  на перемене».

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил).

3

Забота о младших.

1

Доброе, терпимое отношение к  младшим; добрые и вежливые отношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

4

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

1

Дать понятия: поощрения, наказания, прощения, порицания.

Работа над рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок»

Способствовать  воспитанию ответственности человека за свои поступки.

5-6

Поступки человека и его характер.

2

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков  в формировании характера.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение ситуации по группам. Избавление от вредных привычек и плохих черт характера.

Черты в общениях девочек и мальчиков.

7-8

Культура общения.

2

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

Игра. Вежливо или невежливо.

Способствовать  развитию представлений о культуре  общения, месте такта в культуре поведения.

9-10

Отзывчивость и доброта

2

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

Разобрать диалоги о доброте и отзывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доброта – лучшие качества человека»

Способствовать закреплению практических форм общения между детьми.

Правила общения  - 5ч.

11

 Культура общения. Игра «Город вежливости».

1

Понятия «диалог», «речь», «рассказ» «спор».

Игра «Город вежливости».

Речевой этикет и манера поведения.

12

Вежливый ли я дома?

1

Ответственность за членов семьи.

Правила общения в семье.

13-14

Приветствия и знакомства

2

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила приветствия и знакомства выполняются доброжелательно.

Правила этикета при знакомстве. Составление диалогов приветствия при встрече.

Речевой этикет и манера поведения.

15

Верность слову

1

Дал слово – держи…

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Раскрыть в доступной форме мысль, что речь является важнейшим средством общения.

                                                                             О трудолюбии  -  5ч.

16

Культура физического и умственного труда.

1

Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Прилежание и старательность в учении и труде.

Прилежание и старательность в учении и труде. Элементы культуры труда.

Значение труда в жизни людей.

17-18

Золотые руки.

2

   Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

19-20

Герои труда.

2

Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Значение труда в жизни людей. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида – 7ч.

21-22

Что такое культура внешнего вида?

2

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Портрет друга.

Модная одежда и отношения ребят в классе. Мода и этикет.

24

Одежда и осанка.

1

Значение слова «осанка», осанка в жизни человека.

Правила посадки при письме

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

24-25

Вежливость и внешний вид.

2

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости

Практика. Основные правила вежливости в общении.

26-27

Чувство, настроение, характер человека

2

Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других

Характер (положительный и отрицательный)  на примерах героев произведений для детей

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет – 7ч.

28-29

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сёстры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Деловая игра «Отношения в семье»

Способствовать  развитию осознанности, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Забота о родителях.

30

Осваиваем правило «так нельзя».

1

Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы»

Правила поведения в походе,  на отдыхе, на пляже

Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике.

31

Цветы в жизни человека.

1

Роль цветов в жизни человека. Легенды о цветах.

Правила дарения цветов.

Любовь к прекрасному.

32

Праздничный этикет

1

Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками.

Сюжетно-ролевая игра.

Правила этикета на празднике

33-34

Готовимся к празднику.

1

Праздник «Прощание с начальной школой!»

Создание презентации «Вот какими  мы были!»

Уважение к учителям, родителям.

Всего 34 часа