Преимущества дистанционного обучения в средней школе

Замышляев Владимир Александрович
      
                Девяностые годы завели наше общество  в демографическую яму. В школах закрывались классы, был  недобор учеников, помещения детских садов сдавались  в аренду. В последние годы демографическая ситуация значительно  улучшилась. Рождаемость  повысилась, школы переполнены, возникла необходимость  введения в школах второй смены, что неудобно как ученикам, так и учителям.
                Из создавшейся ситуации есть выход. В связи с всеобщей компьютерной грамотностью населения, я предлагаю ввести в средней школе дистанционное обучение. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, которые мешают образовательному процессу на уроках, нарушают дисциплину, мешают другим детям получать знания. Есть семьи, поменявшие местожительство, где дети вынуждены переходить  в другую школу, покидать любимых учителей либо ездить через  весь  город в свою привычную, ставшую родной, школу. Есть и другие причины, связанные, например, с длительной болезнью или невозможностью посещать школу  в связи с ограниченными возможностями здоровья. Также дистанционное обучение может  быть интересно  одаренным детям, которые хотят пройти школьную программу в короткие сроки.
               Сегодня есть техническая возможность  предоставить  таким ученикам дистанционное обучение. Учитель будет  работать с детьми при помощи скайпа и электронной почты, объяснять материал,  видя и слыша их, а они будут  видеть и слышать его.  В таком режиме давно уже проводятся совещания и различные конференции. Преимущество  такого  домашнего обучения заключается в том, что отпадет  необходимость введения в школе второй смены, ученики смогут  получать знания в полном объеме в домашних  условиях, а для некоторых  учеников такое обучение станет стимулом к улучшению  учебы и повышению  дисциплины, чтобы иметь  возможность  вновь  вернуться в свой класс к обычному режиму обучения вместе со  своим коллективом. Зимой  такой вариант  обучения просто необходим в случае длительных  сильных  морозов и невозможности посещать школу. Во всем мире дистанционному обучению  школьников, а также самообразованию уделяется в настоящее время большое значение.
                Обучение на дому расширяет информационное пространство, предоставляет  новые возможности. Оно  не является в полной мере видом самостоятельного  обучения, как у студентов, так как учитель обычным способом (только  при помощи скайпа) преподносит  учебный материал  и имеет  возможность  контролировать его усвоение, а также поддерживать диалог с учеником с помощью средств телекоммуникации.
                  Экономическая эффективность дистанционного образования не вызывает  сомнений, особая подготовка учителей не требуется, так как в современной школе все педагоги обладают навыками работы на компьютере, составляют учебные планы, заполняют электронные журналы.
                  Дистанционное обучение не противоречит современным тенденциям в образовании, закрепленным в Федеральном Государственном Стандарте, когда обучение должно  заключаться не только  в передаче знаний от учителя к ученику, но  и в личностно ориентированной системе образования. Оно помогает  учитывать индивидуальные особенности школьников, раскрывать  их  творческий потенциал, так как контакты учащихся с учителями интерактивны.
                  Дистанционная форма может  рассматриваться и как дополнительное обучение. Учитель может  вести семинар по  скайпу, оказывать  помощь отстающим ученикам, проводить дополнительные занятия во  внеурочное время, давать  разъяснения по  трудным темам.
                  В школе будущего такая модель обучения имеет  широкие перспективы развития.