исследовательская работа на уроках английского языка

Саая Шенне Андреевна

 

  Языковое обучение всегда стояло особняком в линейке школьных предметов по причине того, что язык является одновременно средством и целью обучения, объектом изучения и инструментом в учебном процессе. На уроках английского языка учащиеся начинают выражать свои мысли на иностранном языке с первых шагов, не заучивая никаких правил, а лишь задействовав аналитические способности и логику. Чуть позже они познакомятся с четкими лексико-грамматическими правилами, но умение анализировать все же останется приоритетным в освоении языка. Также важно развивать языковую догадку. Исходя из всего вышесказанного, отметим, что исследовательская работа на уроках английского представляет собой, в основном, процесс анализа языковых единиц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их использования в тех или иных лексико-грамматических формах. Педагогический опыт подсказывает, что этот процесс и является одним из самых важных элементов языкового обучения и обязательной частью любого урока иностранного языка.

   Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам по учебникам 1-4 класса, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.

Buy – покупать

time – время - слова из активного словаря.

Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.

Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yes…I think it is… - I said just to buy time (Хорошо, да… Я полагаю, что это так… - сказала я, просто чтобы выиграть время)”.

 

   Гипотеза оказалась верной. В данном случае использованы самые простые поисковые формы, однако навыки исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно школьники учатся работать с языковыми единицами.

   Приведем еще пример, когда важно не столько умение работать со словарем, а применить элементы анализа исследовательской работы.

В тексте встречается предложение:

“Lend me your ear, he said trying to turning in my direction.”

В данном случае не совсем понятно выражение Lend me your ear. Рассуждаем:

land – одалживать, давать взаймы;

Ear – ухо;

Выражение “одолжить ухо”, скорее всего, приведет ребят в недоумение, потребуется дополнительная работа со словарем.

   Англо-английский словарь дает несколько примеров с данным выражением, приведем один из них: “Are you anywhere in a hurry? – Mag took me by the sleeve… I need to tell you something, lend me your ear, please (Ты спешишь? – спросила Мэг Мне нужно сказать тебе что-то, можно минуту твоего внимания, пожалуйста?)”. Из данного контекста значение искомого словосочетания становится яснее. Тренируем не только языковую догадку, но умение доказать исходное предположение.

   Эвристический метод на уроках английского языка применим, конечно же, и при введении новых грамматический правил. Это как нельзя более оправдано по ряду причин. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который был добыт путем логических рассуждений и самостоятельных умозаключений. Вторая причина – лингвистическая. Школьники, изучая английский язык сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, сложная система предлогов и некоторые другие. Метод исследования как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка. Посмотрим, как это происходит на примере.

   Исследовательская работа начинается уже при изучении самых простых грамматических конструкций. Например, настоящего простого времени глагола to be (быть).

I am a teacher.

He is a doctor.

She is a nurse.

They are pupils.

We are pilots.

You are my friend.

It is a cat.

   Анализ данных предложений приводит учащихся к выводу, что глагол to be в настоящем простом времени имеет 3 формы – am, is, are. Дальнейший анализ предложений позволяет составить следующую таблицу, в соответствии с лицом / числом глагола:

I – am

He / She / It – is

They / We / You – are

   Приведем еще один пример использования поисковых форм на уроке английского языка.

   При введении темы Present Simple Tense (простое настоящее время) учитель строит работу следующем образом:

Сначала учащихся просят сопоставить предложения, обозначающие повседневные дела (go to work, clean flat, go in for sport и т. д., и картинки, обозначающие эти действия:

Marry goes to work by car every day (Мэри ездит на работу на машине).

Steve and Robby clean their flat every weekend (Стив и Робби убирают квартиру по выходным).

Liz plays volleyball twiсe a week (Лиз играет в волейбол дважды в неделю).

I usually come to school at 8 o’clock (Я обычно прихожу в школу в 8 часов) и т. д.

На данном этапе работает языковая догадка.

Дальше ребята получают задание: подобрать к имеющимся предложениям продолжения, выбрав из предложенных учителем такие, которые подходят к изначальному предложению и по смыслу и грамматически. Например:

Marry goes to work by car every day.

- but sometimes takes a bus.

- and never come late.

   Путем эвристических рассуждений и сравнений выдвигаем гипотезу, что правильный вариант – первое предложение. Проверяем: во всех предложениях, в которых глагол стоит в 3-ем лице, он имеет окончание -s, глагол takes тоже имеет окончание – s. Следовательно, это действительно правильный вариант. Также подбираем соответствующие окончания для всех предложений. Выполнив задание, делаем вывод, что глагол в настоящем простом времени в единственном числе третьего лица будет иметь окончание – s.

Роль учителя при введении нового материала – направлять работу учащихся, помогать в поисках верного результата. Учащиеся сами добывают нужную информацию, анализируют полученные результаты, формулируют правила, соответственно, легче их запоминают, а также приобретают такие важные навыки, как умение выявлять главное, сопоставлять, находить аналогии и делать выводы.

   Как мы видим, различные формы исследовательской деятельности можно использовать даже на начальном этапе изучения языка с детьми 8-12 лет при освоении грамматического материала, оформив такую работу в увлекательную игру. Также целесообразно использовать эвристические задания на более поздних этапах обучения для овладения тонкостями языка. Например, при изучении фразовых глаголов, устойчивых выражений, идиом – в том случае, когда требуется поработать со словарем, проанализировать уже имеющиеся знания и родного, и изучаемого языка. Например, эффективно использование исследовательских технологий при изучении следующих тем:

«Формы глагола to be в настоящем времени» (уровень Beginner);

«Окончание –ed прошедшего времени для правильных глаголов, формы прошедшего времени неправильных глаголов» (уровень Beginner / Elementary);

Сослагательное наклонение 0, 1, 2, 3 типов (уровень Pre-Intermediate);

«Будущее Простое время» (уровень Beginner / Elementary);

Фразовые глаголы (уровень (уровень Pre-Intermediate, Intermediate, Upper- Intermediate).

 

   Анализируя инновационные процессы, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, развитие инновационных характеристик личности, умение находить нестандартные решения, потребность и способность выстраивать личные планы на различную временную перспективу, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков.