Преодоление дефицитов, возникающих при чтении

Рыжова Елена Владимировна

Богиня памяти Мнемозина бывает коварна. Вспомните чеховского героя, который никак не мог вспомнить «лошадиную» фамилию: то ли Кобылий, то ли Жеребцов, Кобылятников, Жеребятников... Помогла случайность. Доктор, приехавший к больному удалить зуб, попросил у приказчика, вспоминавшего «лошадиную» фамилию, овса, и того сразу осенило: «Овсов».

Мнемозина часто оставлет нас без ложки, которая, как известно, дорога к обеду. Порой она предлагет нам хорошо забытое старое как новое. Иногда действует по принципу: «Подписано, так с плеч долой!» Ж.Ж. Руссо жаловался, что память покидает его, как только он переносит свои знания на бумагу. Анекдотичный случай произошел с Вальтером Скоттом, который забыл о своем собственном романе «Айвенго».

Вместе с тем Мнемозина не только коварна, но и удивительно щедра. Познайте свою Мнемозину! Она у каждого своя. Каждый имеет свою, только ему присущую память. Но память можно и улучшить. Чтобы этого достигнуть, воспользуйтесь советами, которые приводятся далее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентир на преодоление дефицитов, таких как:

  • находить точную информацию в тексте;
  • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
  • работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
  • при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
  • использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
  • привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Высказать предположение и обосновать его. Сопоставление описательного текста с рисунком.        : Формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.   Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода или обобщение полученной информации Ориентир на преодоление дефицитов, таких как:  

  • работа с аутентичным художественно-публицистическим текстом большого объема;
  • применение разных способов чтения;
  • многократное возвращение к тексту;
  • выявление точной информации из текста;
  • привлечение информации, которой нет в условиях (учебный опыт из разных естественнонаучных дисциплин) – ее надо вспомнить или домыслить, проанализировав текст;
  • интерпретация, аргументация разных точек зрения;
  • учет при ответе общего контекста и частностей;
  • формулирование свободных ответов в виде развернутого текста;
  • блок заданий предполагает разные предметные знания.
  • Необходимо расширить диапазон текстов и заданий к ним на уроках по естественнонаучным дисциплинам. Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы, диаграммы и пр., давались не только в качестве иллюстраций вербально описываемым явлениям, закономерностям, законам и теориям, и требовали лишь осмысления их формы. Не менее значимым представляется введение подобных текстов в познавательные задачи, при решении которых необходима интерпретация текстов, отклик на него, рефлексия и оценка.
  • задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
  • – умение осмысливать цели чтения;
  • – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • – умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • – умение определять основную и второстепенную информацию;
  • – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
  • Очевидно, что развитие умений смыслового чтения у школьников 5-6 классов должно быть направлено на развитие ими навыками и приёмами понимания информации (овладение такими навыками осуществляется в начальной школе), содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.
  • К основным типам чтения мы относим коммуникативное чтение вслух и чтение про себя, учебное, самостоятельное.
  • Основными видами чтения являются:
  • ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;
  • поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
  • изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе
  • чтения и др.
  • В качестве путей, обеспечивающих развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения, можно предложить, например, такие шаги:
  • 1. Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.
  • 2. Активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.).
  • 3. Чтение разнообразных видов текстов. Сегодня в учебниках по- прежнему представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).
  • Смысловое чтение, по нашему убеждению, должно рассматриваться не как вид чтения (попытки включить смысловое чтение в ряд других видов чтения предпринимаются сегодня достаточно активно), а скорее, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.
  • Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого в свою очередь зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно-познавательными текстами.

Смысловое (с мыслью) чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах. Большинство толковых и философских словарей определяют смысл как синоним значения. Благодаря возникновению герменевтики (философия понимания текстов) появилось такое понятие как скрытый смысл. Герменевтика – это искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека и, прежде всего, художественных текстов, без интерпретации которых не обходится школьное литературное образование.

Смысл (содержание)- структура (форма)

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс  наделения смыслом.

С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения

  • ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
  •  изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
  •  поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта;
  •  рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния.

Ознакомительное чтение

  • более подробное, чем просмотровое;
  •  дает общее представление о смысле написанного в параграфе;
  •  читают первый и последний абзацы, выборочно отдельные предложения или абзацы целиком, определения, выводы, вопросы и задания в конце параграфа;
  •  значение непонятных слов уточняют в биологическом словаре;
  •  позволяет психологически настроиться на восприятие нового материала.

Изучающее чтение

  •  направлено на восприятие, понимание и логическую переработку учебной информации;
  •  необходимо развивать у учащихся языковые знания и логические умения: восприятие смысловых частей текста и логических связей между ними; понимание слов, предложений, абзацев;
  •  для осмысления учебного текста используют приемы: постановка вопросов к тексту, составление логических графических схем, составление плана, написание тезисов.  

Поисковое чтение

  •    скоростное чтение;  
  •  помогает оценить структуру учебника (раздела, главы, параграфа);
  •  дает общее представление о сложности и новизне содержания;
  •  позволяет вспомнить известные учащимся сведения,  облегчить восприятие нового материала;
  •  общее представление о структуре учебника поможет учащимся быстро ориентироваться в нем.

Рефлексивное чтение

  • сопоставление разных точек зрения и разных источников информации;
  •  смысловое свертывание выделенных фактов, понимание назначения разных видов текста;
  •  анализ изменения своего эмоционального состояния при чтении, получении и переработке полученной информации;
  •  направление внимания на полезную в данный момент информацию;
  •  сопоставление иллюстративного материала с информацией текста.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия и обсуждение,
  • моделирование и рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.

Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Учитель обязан создать условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. Субъектность в процессе учебной деятельности предполагает постановку вопроса к самому себе, к собственному сознанию и желание разрешить возникшее противоречие. В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.

Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.

Переводя текст в другую символическую систему, ученик совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от него активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста.

Какие УУД развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности?

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  2. Познавательные– извлекать информацию из текста
  3. Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные суждения
  4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Модели уроков

№ Мо-дель урока

 Цели урока

 Тип  урока

Формы организации образовательного процесса

1

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Создать образ изучения новой темы.

 Вводное занятие.

 

«Урок-размышление», «Урок обмен впечатлениями», «Урок-эврика»

2

Организовать осмысление и первичное запоминание новых знаний.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, дидактическая сказка.

3

Закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Закрепление знаний и способов деятельности.

Семинар, экскурсия, практикум,.

4

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного осмысления усвоенных знаний.

Обобщение и систематизация.

Семинар, практикум, «урок творчества», «Биологическая гостиная».

5

Проверить знания.

Обобщение и систематизация.

Контрольная работа, зачет, экзамен. «Урок-турнир», «Урок-конкурс».

6

Организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.

Коррекция и оценка.

Работа над ошибками, рецензирование и т. д.

  1. Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии:
  2. – умение осмысливать цели чтения;
  3. – умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  4. – умение извлекать необходимую информацию из текстов;
  5. – умение определять основную и второстепенную информацию;
  6. – умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей;
  7. – умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Полное понимание текста- это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • К - концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:

  1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
  2. Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)
  3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
  4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
  5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
  6. Другие приемы работы с учебными текстами:
  7. - составление учебного текста из предложений, данных в случайном порядке;
  8. - составление плана описания объекта на основании его характеристики, данной в учебнике;
  9.  -анализ фрагмента текста с целью выявления его главной идеи, а также мыслей, подтверждающих или разъясняющих эту идею.
  10. Задания  по работе с текстом должны быть тщательно продуманы учителем. Они могут быть, как минимум, двух видов: свободными и контролирующими. В первом случае от учащегося требуется составить достаточно логичный текст из предложенных фраз. В случае нарушения логики построения текста учащийся может корректировать его, привносить что-то свое по собственному желанию или по совету учителя. В том случае, когда подобное задание становится контролирующим, ответ должен иметь единственно правильное решение.
  11. Работа с учебным текстом требует от учащегося понимания и запоминания текста. Задача учителя - обеспечить учащегося всеми необходимыми средствами для того, чтобы учебный материал был понят и остался в памяти. Запоминание обеспечивается известными и описанными в психологической литературе приемами: быстрое чтение и последующее изложение основных идей, запоминание на основе ассоциаций и т.д. А понимания можно добиться, только организуя работу с учебным текстом. Эта работа должна быть ориентирована на усвоение всех незнакомых терминов, на постановку вопросов к тексту, на усвоение контекста. Иными словами, учащийся должен научиться выделению главных идей в тексте, оценке информативности текста как с точки зрения очевидной и имеющей реальный смысл информации, так и с точки зрения информации контекстной, скрытой.

Рекомендации по здоровьесбережению при чтении

Гимнастика для глаз

В процессе зрения наш зрительный аппарат много трудится. Глазное яблоко, этот живой фотоаппарат, приводится в движение с помощью трех пар мышц, мускулатуру которых необходимо постоянно тренировать и развивать. С этой целью упражняются на «визуирование», отработку маршрута слежения, для чего используют, например, известный тест «перепутанные линии». Такая тренировка полезна и для выработки устойчивости внимания.

Способность двигаться по строке в разных режимах вырабатывается упражнением «гимнастика для глаз». Выполняется оно следующим образом. На каждой строке читается только первое и последнее слово. Остальная часть строки «пробегается», прослеживается глазами.

Исследователи проблем динамического чтения И.З.Постоловский и Е. Г. Семенов предложили упражнение «разрезанные тексты». Выбранный для тренировки текст разрезается по вертикали на две или три части. Каждая часть сдвигается относительно другой на определенное расстояние по вертикали и горизонтали. Такой сдвинуто-раздвинутый текст читается как бы волнообразно, в результате чего тренируется мускулатура глаз, развивается способность визуирования. Необходимо быть очень внимательным, чтобы не теряя строку удерживать смысл читаемого. Таким образом, это упражнение тренирует также внимание и память.

Способность координировать работу зрительного аппарата и мышление в зависимости от выбранного режима и от темпа чтения развивает упражнение «медлённо -быстро». При выполнении этого упражнения для сплошного и выборочного чтения могут быть установлены разные режимы. При сплошном чтении можно чередовать предельна низкую скорость с предельно высокой, при выборочном читать, например, со скоростью 30-40 секунд на страницу (медленно) и 10-15 секунд (быстро). При этом необходимо обязательно анализировать, как воспринимается содержание в разных режимах чтения. Выработав в себе определенные навыки читать «медленно- быстро», вы можете перейти к режиму «штурма», режиму ограничения времени. Это чтение требует активизации физических и психических сил читателя. Оно способствует наращиванию скорости чтения, но увлекаться им не следует. Нельзя забывать о главном - осмыслении текста. Только научившись хорошо осмысливать текст, можно наращивать скорость

Чтение и зрение

Чтобы сохранить нормальное зрение, необходимо создать благоприятные условия для чтения. Лучше всего читать при естественном, дневном свете, расположившись у окна так, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи - слепящий свет причиняет глазам не меньше вреда, чем недостаточное освещение. Вечером следует пользоваться настольной лампой. Лампа должна стоять с левой стороны, иначе на книгу будет падать тень. Читать в сумерках вредно, так как приходится слишком напрягать зрение.

Во время чтения работают мышцы не только глаз, но и всего тела. Поэтому при чтении сидеть надо поудобнее. Стул лучше всего поставить так, чтобы его край слегка, на 3-5 сантиметров, заходил под стол, руки (до локтей) должны лежать на столе.

Тот, кто низко склоняется над книгой, создает излишнюю нагрузку позвоночнику, это способствует развитию сутулости. Кроме того, при таком чтении может появиться близорукость. Книга должна лежать не горизонтально, а несколько наклонно, так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна плоскости страницы. Можно прислонить книгу к какому-нибудь предмету под углом 45 градусов к поверхности стола либо приспособить для этих целей подставку, установив ее в 30-35 сантиметрах от глаз - такое расстояние наиболее благоприятно для зрения.

Некоторые любят читать лежа. Надо сказать, что при таком чтении сильно напрягаются глаза, снижается острота зрения. А главное, лежа трудно держать книгу так, чтобы она правильно освещалась и одновременно была перпендикулярна линии взгляда. Не рекомендуется читать во время езды. Книга дрожит, расстояние от нее до глаз постоянно меняется, что вредно для зрения. От долгого чтения устают не только глаза, но и мышцы шеи. Сами того не замечая, вы слишком близко склоняетесь над листом, что служит одной из причин развития близорукости.

Хорошее освещение, правильная и удобная поза при чтении, соответствующее расположение книги - все эти правила не сложны и не новы. Но, к сожалению, многие о них забывают в ущерб своему здоровью. Пренебрегая указанными правилами, вы легко можете испортить свое зрение.

Магическая семерка

- Кратковременная , или краткосрочная, память , хранящая тот или иной материал на протяжении нескольких минут; долговременная память , хранящая информацию в течение не только нескольких часов, но и всей жизни. Между ними находится так называемая «свежая» память. Ее временной интервал - от нескольких минут до часа-полутора. С развитием инженерной психологии появилось понятие «оперативная память». Она находится на стыке кратковременной и долговременной памяти и возникает, когда мы что-либо делаем.

В процессе чтения участвуют одновременно обе памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память помогает запечатлевать в сознании то, о чем мы читаем. При этом сразу же подключается долговременная память. Читать можно только припоминая. Читая, мы одновременно из нашего хранилища знаний - мозга извлекаем то, что знаем о читаемом предмете. Происходит встреча того, о чем мы читаем, с тем, что нами уже усвоено по этому поводу. В результате такой встречи образуются новые связи - оперативные, или рабочие, единицы памяти, часть из которых перейдет в долговременную память, а другая часть забудется. Таким образом мы не только закрепляем свои знания, но и пополняем их новыми.

Сколько же оперативных единиц образуется? От чего зависит объем оперативной памяти? Проведем эксперимент.

Подготовьте бумагу, карандаш, секундомер или часы с секундной стрелкой (желательно, чтобы при выполнении задания вам кто-то помогал фиксировать время). В приложении 1 показана карточка со словами. В течение 30 секунд постарайтесь запомнить их, затем запишите запомнившиеся слова. На воспроизведение дается одна минута. Записав слова, проверьте, какое количество их вам удалось запомнить.

Повторим упражнение. Условия эксперимента будут те же, но материал для запоминания другой. Найдите приложение 6 и проделайте все то же самое. Проверим результаты. Мы гарантируем, что и в том и в другом случае вы запомните около семи слов.

Ох, уж эта семерка! Пожалуй, нет ни одного другого числа, которое бы так властно вошло в пословицы, поговорки и крылатые слова: «Семь чудес света», «Семь смертных грехов», «За семью печатями», «Семимильные сапоги», «У семи царей по семь дочерей», «Было у тещи семеро зятьев», «Семь раз отмерь, один - отрежь», «Семь отверстий в голове», «Семеро одного не ждут», «Глухому семь раз обедню не служат», «Семеро на полатях», «Лук - от семи недуг», «Семеро с сошкой, один с ложкой», «Седьмая вода на киселе», «За семь верст киселя хлебать», «Семь верст до небес», «Семь пядей во лбу», наконец, «Семь бед - один ответ». Этот список можно, вероятно, продолжить.

Примеры, доказывающие важность числа семь в жизни человека с древнейших времен, можно приводить бесконечно. Чем объяснить такое почтение к семерке?

Оказывается, семерка - это некая «мировая константа», центральная величина, связанная с психикой человека. Вспомните семь основных цветов спектра, семь нот в музыке. Древние чувствовали значимость этого числа интуитивно. Лишь в наше время психологи научно обосновали роль числа семь в жизни человека,

В 1964 году вышла статья американского психолога Д. Миллёра «Магическое число семь плюс минус два». Миллер доказывал, что объем кратковременной памяти человека колеблется вокруг числа 7±2, При кратковременном предъявлении человек запоминает не количество информации, а количество ее кусков. Он способен запомнить девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита или же пять односложных слов. Информативная ценность этих кусков, выражаемая в битах (двоичная единица измерения информации), неодинакова. Восемь цифр равны 25 битам, пять слов - 50. Отсюда вытекает важный методический принцип- определенное количество информации, каким бы оно ни было, должно укладываться в цифру семь. Семерка выступает как оптимальный объем измерения непосредственного восприятия.

Таким образом, объем кратковременной памяти равен 7±2. Объем оперативной памяти также тяготеет к семи. За счет перегруппировки, перекодирования предъявляемой информации в более крупные информативные единицы можно существенно увеличить эффективность кратковременной, а следовательно, и оперативной памяти. Если, читая, мы будем стараться запомнить каждое слово, словосочетание или каждое предложение, то продуктивность такого чтения будет низкая. Если же на основе ключевых слов, на основе субъекта и предиката на уровне предложений мы будем выделять сразу смысл целого абзаца, то значительно увеличим объем воспринимаемой информации при кратковременном предъявлении, каковым и является одноразовое чтение. А как же реагирует на это долговременная память? Каков ее объем? Играет ли какую-либо роль при долговременной памяти число семь?

Харьковский ученый П. Б. Невельский провел измерения объема долговременной памяти с помощью тех же методов, которыми пользовался Д. Миллер. Он доказал, что пропускная способность долговременной памяти зависит не столько от количества информации, уложенной в магическую семерку, сколько от ее новизны для человека.

Долговременная память очень чувствительна к перегрузкам на новизну. Более знакомый материал усваивается быстрее и легче. Долговременная память берег на хранение только информацию, переработанную в результате мышления на базе имеющихся знаний.

Установленные психологами закономерности имеют большое значение в практической деятельности. Однако, к сожалению, пока экспериментально не выяснено, какими должны быть предъявляемые для усвоения куски информации не только по объему, но и по новизне с тем, чтобы обеспечить оптимальные психические и физические затраты человека. Педагогикой эта проблема решается на основе дидактических принципов доступности и постепенности. Ввод в программу новых сведений по тому или иному предмету осуществляется на базе ранее изложенного материала. Не случайно пробелы в знаниях по тому или иному вопросу резко снижают усвоение последующего материала, так как ввод информации в долговременную память ограничивается ее избыточностью по новизне.

Принцип «порционности» может быть реализован только на стандартных текстах, используемых в учебниках и учебных пособиях. А как быть при самообразовательном чтении? Вот что по этому поводу пишет С. М. Иванов, автор книги «Лабиринт Мнемозины»: «Память противится натиску новизны, но ведь у нас есть еще ум, который может подчинить себе память, тут не будет никакого насилия над природой! Подчинить и вместе с нею научиться отделять злаки от плевел и превращать медь в золото. Вот привычка, которую стоит приобрести прежде всех прочих».

Мне запоминается, я запоминаю

Как часто приходится слышать: «У меня плохая память, ничего не запоминаю», «Читал, читал, а не помню» и т. д. Может быть, неумело читали? Результаты нашего чтения во многом зависят и от способов запоминания. Есть непроизвольное и произвольное запоминание, смысловое и механическое . Непроизвольное запоминание осуществляется по принципу: «Мне запоминается», произвольное - по принципу: «Я запоминаю».

Непроизвольное запоминание тесно связано с непроизвольным вниманием. Запоминается то, что привлекает наше внимание. Это может быть интересный или важный для нашей работы материал, новые сведения, необычность их подачи или формулировки и т. д. Непроизвольное запоминание ведет к некоторой хаотичности в приобретении знаний. Волшебная палочка намерения может существенно изменить наше запоминание при чтении.  Вопрос: «Для чего запомнить?» - определяет то, что надо запомнить. Это в свою очередь активизирует нашу мыслительную деятельность при чтении. Целенаправленность запоминания читаемого материала способствует систематизации приобретаемых знаний. При этом, безусловно, не следует игнорировать и принцип: «Мне запоминается». Оба принципа: «Мне запоминается» и «Я запоминаю» - должны «работать» вместе. Одновременной их реализации помогают алгоритмы чтения, ориентирующие наше внимание в нужном направлении: «Идти туда, знаем куда, и выбирать то, знаем что». Отсюда - некоторая парадоксальность - преднамеренное чтение по блокам алгоритма, по определенному плану способствует непреднамеренному, или непроизвольному, запоминанию. Происходит как бы раскладка знаний по знакомым полочкам. Великий полководец А. В. Суворов говорил, что память - это кладовая ума, но в этой кладовой есть много перегородок, поэтому надобно скорее все укладывать куда следует. Уложить знания быстро куда следует помогает выработка навыков работы по алгоритмам. Если мы знаем дорогу к определенному дому, нам не надо размышлять над тем, как к нему дойти.

Так и в чтении. Определив, что именно и для чего мы должны изучить, мы уже не думаем над тем, как нам запомнить текст, запоминание происходит непроизвольно.

Алгоритмы чтения способствуют не только лучшему усвоению, но и более быстрому воспроизведению. Мы проводили такой эксперимент. Предлагали читателям поработать с текстом по алгоритмам чтения. Спустя две недели просили их воспроизвести содержание текста. Читатели не предупреждались о том, что их будут опрашивать. Эксперимент показал, что большинство читателей вспомнили «схему» осмысления того, что читали в первый раз. Алгоритм действовал как мнемосхема (схема запоминания), на которую накладывалось содержание текста, а потом она же позволила вспомнить то, что содержалось в тексте. Таким вот образом и объединяются «надо» и «хочется», «я вспоминаю» и «мне вспоминается», я «запоминаю» и «мне запоминается».

Советы Мнемозины

Богиня памяти Мнемозина бывает коварна. Вспомните чеховского героя, который никак не мог вспомнить «лошадиную» фамилию: то ли Кобылий, то ли Жеребцов, Кобылятников, Жеребятников... Помогла случайность. Доктор, приехавший к больному удалить зуб, попросил у приказчика, вспоминавшего «лошадиную» фамилию, овса, и того сразу осенило: «Овсов».

Мнемозина часто оставляла нас без ложки, которая, как известно, дорога к обеду. Порой она предлагала нам хорошо забытое старое как новое. Иногда действовала по принципу: «Подписано, так с плеч долой!» Ж.Ж. Руссо жаловался, что память покидает его, как только он переносит свои знания на бумагу. Анекдотичный случай произошел с Вальтером Скоттом, который забыл о своем собственном романе «Айвенго».

Вместе с тем Мнемозина не только коварна, но и удивительно щедра. Познайте свою Мнемозину! Она у каждого своя. Каждый имеет свою, только ему присущую память. Но память можно и улучшить. Чтобы этого достигнуть, воспользуйтесь советами, которые приводятся далее.

Долой леность мышления! Она делает нашу память хилой. Будьте активными при запоминании. Работайте по принципу: «Я запоминаю и вспоминаю», а не «Мне запоминается и вспоминается».

Ясно представляйте, для чего запоминаете! Надо ли это запоминать? Осознание цели определяет избирательное отношение к тому, что и как надо запоминать.

Создавайте интерес к чтению . Это в ваших руках. Легче запоминается то, что интересно, но интерес надо воспитывать, развивать. Чем больше мы знаем, тем больше хочется знать. Знания рождают знания. Начните познавать, и вам захочется знать больше.

Активно используйте при запоминании все органы чувств и виды памяти . Запоминайте читаемое в образах, движениях, эмоциях, словах, запоминайте с помощью носа, ушей, глаз, языка. Не бойтесь одновременно видеть слово, слышать его, проговаривать и эмоционально переживать.

Опирайтесь на свой главный тип памяти! Определите его с помощью теста. Следует запомнить разными способами цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка - тест на зрительную память, вторая - на моторную и третья - на слуховую.

Начните с левой колонки. Не двигая губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру ушла примерно секунда. Затем отвернитесь и запишите число. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно.

Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-либо прочесть вслух правую колонку цифру за цифрой.

Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр вы запомнили. Проделав это, вы более или менее точно определите свой главный тип памяти. Напомним, что обычно запоминают семь-восемь цифр подряд, человек с очень хорошей памятью запоминает до двенадцати цифр, при слабой памяти - четыре цифры и меньше.

Данные, полученные с помощью указанного теста, можно проверить другим методом. Подберите (лучше из одной книги) четыре незнакомых текста примерно одинакового объема в половину страницы. После чтения (только один раз!) каждого отрывка изложите письменно его содержание (как можно полнее, точнее и ближе к тексту).

Первый текст читайте про себя, второй - вслух, третий текст пусть вам кто-нибудь прочитает, четвертый текст перепишите. Закончив работу, сравните результаты запоминания и соотнесите их с данными, полученными по предыдущему тесту. Проведенные эксперименты позволят вам достаточно точно определить ваш тип памяти.

Используйте главный тип памяти! Но не забывайте, что прочность запоминания, сохранения и последующего воспроизведения прочитанного зависит от того, как вы умеете пользоваться всеми типами памяти. Помните о поговорке: «Один в поле не воин». Повторенье-мать ученья! Прочитав 15-20 минут, остановитесь, мысленно вспомните прочитанное, иначе последующее содержание вытеснит предыдущее. Запоминать умеет тот, кто внимателен. Быть сосредоточенным, внимательным можно 15-20 минут. После этого внимание должно переключиться. Мысленный рассказ или мысленное представление прочитанного в течение нескольких секунд дадут новый заряд вниманию, позволят закрепить полученную информацию (порцию знаний).

Кроме того, для перевода новой информации из оперативной памяти в долговременную требуется время. Для того чтобы запомнить изучаемый материал прочно  и надолго, следует повторять его в течение недели (мысленно воспроизводить, затем быстро сверять с текстом.

Возможно, вы добьетесь полного усвоения уже на второй день, а может быть, вам потребуется для этого семь дней. Очевидно, это зависит и от текста - один запоминается быстрее, другой - медленнее.

Долговременная память противится натиску новизны! Запоминая содержание текста, не забывайте о магической семерке и поправке на смысловую избыточность текста.

Используйте мнемотехнику! Ищите свои приемы! Может быть, вам поможет «топографическая» память? Известно, что римский политический деятель и оратор Цицерон запоминал свои речи, репетируя их при хождении из комнаты в комнату. Важная мысль увязывалась с той частью обстановки комнаты, которая была перед глазами. Выступая в римском сенате, он мысленно повторял свою «маршрутную» речь. Это помогало ему обходиться без записей.

Не забывайте, что алгоритм чтения - это тоже мнемоприем. Используйте разнообразные смысловые опоры! Разрабатывайте планы прочитанного, чертите графики, создавайте рисунки, определенные символы и т. д. Будьте эмоциональны при чтении : спорьте, огорчайтесь, радуйтесь!

В чтении чистой памяти не бывает. Память тесно связана с вниманием, мышлением, эмоциями, чувствами и вашим словарным запасом.

Список использованной литературы

  1. Бондарко Л.В., Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.; УРСС, 2001, -207 с.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. -М., 2003. -280 с.
  3. Васильев В.В. Интерпретация текста в образовании. -Пермь, 1997, -30с
  4. Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. //МИТС-НАУКА № 2. -М. 2007.
  5. Грибова О.Е. К вопросу о сущности текста как лингвистического явления. Сб. актуальные вопросы коррекционной педагогики, спец. психологии и детской психиатрии. Международная научная конференция. СПб., 2008, - с.436
  6. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -176 с.
  7. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.: изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2001. 496 с.
  8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003.
  9. Лернер Г.И.  Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,-2011, -№6, - 2011, с..28-34.
  10. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. - М., 2006.