Материалы конкурса "Учитель года России - 2016"

Распопова Ирина Николаевна

Музыка как состояние души

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Методический семинар

1 слайд.   Через музыку проникнуть в душу!  Через музыку понять себя!

                 Сердцем красоту ты должен слушать – истину откроешь для себя!

2 слайд. Русский народ всегда славился своей широкой душой. К сожалению, новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, не такой как был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. И  именно музыка может помочь ребенку раскрыть свои духовные силы, познать красоту и возможности своего тела, соприкоснуться с фольклором, историей и процессами окружающего мира. А интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы создаёт все  необходимые условия   для развития духовных горизонтов маленького человека. Передо мной стоит важнейшая задача - объединить возможности литературы, музыки, изобразительного искусства и хореографии для воспитания души ребенка.

       Как и любой учитель я  задаю себе вопросы Чему учить? Ради чего учить? Как учить? В связи с введением ФГОС эти вопросы стали особенно актуальны.        Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. Для меня сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлеченности и сотрудничества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения,  из объекта воздействия превращается в субъект. В своей работе я использую информационные технологии и нетрадиционные приемы и методы ведения урока:  интонационно-стилевого постижения музыки, эмоциональной драматургии, метод концентричной  организации материала, игровые и здоровьесберегающие приемы.

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения”  основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. А творческим лидером должен стать  учитель музыки.  По моему мнению, учебный процесс – это сплав типичного и индивидуального, обязательного и вариативного, нормативного и творческого.

3 Слайд. И все начинается с урока! Как же  его нужно сформировать, чтобы были реализованы все учебно-воспитательные задачи? В основание новой технологии урока заложены три постулата, представленные на слайде.

4 Слайд. Думаю, что учитель должен создать условия для заинтересованного, добросовестного и осознанного изучения своего предмета. Поэтому  наряду с традиционными  формами урока я использую новые современные, порой неординарные.  Они помогают заразить детей собственным энтузиазмом,  раскрывают новые грани личности ребенка, дают ему возможность реализовать свой творческий потенциал.

5 Слайд. С.Т.Шацкий отмечал, что урок «как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим». Добиться того, чтобы урок взволновал ребенка и доставил ему радость общения с прекрасным, мне помогают  Методы педагогики искусства. Они пробуждают детское внимание и воображение, способствуют зарождению любви к музыке и ее пониманию. Однако,  при всей своей специфичности эти методы  могут быть использованы  и на других уроках, обогатить работу педагога-психолога и педагога-организатора. Область применения методов педагогики искусства в дальнейшем вы можете увидеть на слайдах.

6 Слайд. Идею создания урока как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой цели, впервые в общей педагогике выдвинул М. Н. Скаткин. Метод эмоциональной драматургии направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение.

7 Слайд. (Структура урока представлена  на слайде)  Используя данный метод в работе,  я выстраиваю модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению. Содержание вкладываю в определённую форму, обозначаю кульминационные моменты и способы их создания.

8 Слайд. Метод создания художественного контекста (автор – Л. В. Горюнова) направлен на развитие духовной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы моего предмета (обращение к другим видам искусства, истории, окружающему миру, и т.д.). Для реализации данного метода я создаю на уроке различные жизненные ситуации, содержание которых связано с тем или иным музыкальным произведением. Эти ситуации могут быть смоделированы на основе  реальных событий, взяты из литературных источников или специально придуманы мною.

 9 Слайд. Метод создания композиций (автор – Л. В. Горюнова)  предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на простейших музыкальных инструментах, движение под музыку. Этот метод позволяет мне включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и возможностям. Необычайный интерес детей к этому методу обусловлен их потребностью в собственной творческой  практике. Музыкальное творчество становится занятием радостным, увлекательным, доступным, открывает возможности для общения  средствами музыки.

10 Слайд.  В современном обществе благодаря телевидению, радио, кино, и т. д. слушание музыки – это самая доступная форма общения с искусством. Тем важнее стала для меня проблема организации целенаправленного ее слушания. Основными критериями отбора произведений для прослушивания  являются их  высокая художественная ценность, образная увлекательность и доступность содержания. При правильной организации музыкального восприятия ребенок проходит путь духовного совершенствования через общение с искусством, находит правильное  использование музыкальных впечатлений в своей повседневной жизни. Нравственное воспитание на моих уроках заключается в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и другому человеку через музыку, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

11 Слайд.  Метод визуального восприятия позволяет детям отразить  навеянные музыкой настроения и ощущения  в рисунках.  Я не прошу  ребят нарисовать что-то конкретное, главное определить, для изображения мелодии линия должна быть тонкая или толстая, ровная, изогнутая или волнообразная… а, может, нужна не линия, а только цветовой фон?.. По сравнению с обычным слушанием  музыки, задание нарисовать свои впечатления от услышанного показывает большую заинтересованность, сосредоточенность, концентрацию внимания, стремление  глубже понять структуру и содержание произведения. Такая эмоциональная отзывчивость на музыку развивает в детях способность переживать чужие радости и горести, помогает воспитывать такие качества личности, как воображение,  мечтательность, чуткость, открытость, самостоятельность.

12 Слайд.  Метод вокальной импровизации ориентирован не на сумму знаний, обучение музыкальной грамоте, сольфеджио, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Создавая  импровизацию,  прежде всего ребёнок учится  раскрепощаться. Кроме того импровизация мобилизует личностные качества для самостоятельного поиска необходимых выразительных средств музыки. Мои ученики с удовольствием пробуют себя в роли композитора. Ведь выступая с собственной мелодией, они уже не боятся спеть её неверно и показать этим  свою некомпетентность. А я, как грамотный учитель,  всегда найду в работе каждого ребенка то, за что его можно похвалить. Чаще всего текстовую основу я выбираю из фольклорного наследия, чтобы образы были близки и понятны каждому ученику.

13 Слайд.  Сделать погружение в мир звуков более глубоким и осознанным помогает мне метод пластического интонирования.   Ведь для большинства  детей восприятие музыки через движение является наиболее привычным  и естественным. На уроках я постоянно наблюдаю, что  дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту, которая вызывает у них движения тела.  При помощи музыки и пластики совместно с детьми нам удается создать настоящую танцевальную миниатюру, в которой они передают  свое чувствование и видение музыки. Цель таких упражнений - активизация тела, снятие напряжения и конфликтов, развитие чувства телесной свободы. В своей практике я использую следующие виды пластических заданий: свободное дирижирование, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценирование песни, пластические этюды, элементарные танцевальные движения. Данную форму работы рекомендую  использовать любому учителю-предметнику в качестве динамической паузы.

14 Слайд.  Еще одной интересной формой самовыражения и активного  познания музыки является инструментальное музицирование. Оно помогает воспитать гармонично развитую личность, которая способна контролировать свою  эмоциональную сферу, умеет существовать в социуме и реализовывать  свои возможности. Инструментальное музицирование рождает  в душе  ребенка чувство радости, уверенности в своих силах, формирует положительный эмоциональный настрой. В рамках этой деятельности творцом является ученик,   а учитель лишь умело его направляет. Здесь важен не столько результат проявления творческих способностей, сколько сам процесс.  Ребенок находится внутри музыки, а не снаружи ее. Учитывая изменения запросов самих детей, явлений окружающей жизни и  потребность вносить в свою работу новое, свежее, я подобрала репертуар, который легок и прост в разучивании.  Все дети класса, играя в оркестре, могут друг друга заменить и сыграть любую партию, а различные эксперименты с предметами и музыкальные игры приносят мне  и ребятам подлинную радость, оставляя незабываемые впечатления.

15 Слайд.  Ну, а  какой же урок музыки без  пения? Именно  пение является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей. Сильные эмоциональные переживания ребенка во время исполнения песен способны глубоко воздействовать на детскую душу, мировоззрение и помогают ему строить свои отношения с окружающим миром на основе истины, добра, красоты и гармонии. При пении я помогаю  моим ученикам  найти в душе отклик на исполняемую музыку и наполнить песню частицей своей души. Во время  творческих поисков происходит нравственное становление личности.  С каждым качественно новым исполнением песни  оно растет и переходит на  более высокую ступень.

16 Слайд. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности повышает эффективность моего труда, создает необходимые условия для интенсификации духовного  развития детей. Ребенку нельзя навязать мир духовных ценностей. Эти ценности  он должен приобрести собственными усилиями. За посеянными в начальной школе зернышками духовно-нравственной культуры, я впоследствии терпеливо и заботливо  ухаживаю в средней школе. А разнообразные формы внеурочных занятий открывают  большие возможности в этом направлении (формы работы представлены на слайде). Моменты, когда я вижу детскую  воодушевленность и неподдельный интерес к предмету, являются для меня поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. 

Любой ученик начальной школы имеет возможность  усовершенствовать свои вокальные  навыки, участвуя в работе классного хора. А для работы с одаренными детьми на базе школы мною организован вокальный кружок «Мелодия».  Сегодня в нем занимается 25 талантливых ребятишек. Две группы сформированы по возрастному принципу: ученики начальной школы и учащиеся 5-9 классов.

17 Слайд.  В  процессе концертной деятельности ростки нравственного знания становятся прочувствованным опытом. Дети получают возможность самореализоваться на сцене. У них не только появляется возможность выразить свои эмоции, но и  доставить своим выступлением радость другим.  Мои воспитанники проявляют себя как одаренные  личности, которые самостоятельно выбирают собственный стиль исполнения и способ подачи замысла слушателю. Стимулом к вокальным занятиям  послужили классные концерты и общешкольные мероприятия, посвященные различным памятным датам и праздникам.  Еще дети с удовольствием участвуют в социальных проектах «Твори добро»,  благотворительных концертах в ЦСОНе пос. Инеземцево,  Доме Ветеранов  «Бештау». Мои воспитанники являются постоянными участниками праздничных концертов в ДК «Машук» п. Иноземцево и ГДК г. Железноводска. Высокий уровень их исполнительского мастерства отмечает  жюри городских и краевых вокальных конкурсов. Призеры городского уровня  - свыше 30 наград, лауреаты и дипломанты краевых конкурсов – 12 наград.  

18 Слайд. «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок», - сказал В. А. Сухомлинский. И мои достижения, всего лишь маленькая капелька в этом огромном и важном всеобщем деле.

19 Слайд.  В   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России». Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого учим.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распопова И. Н. учитель музыки МБОУ ИСОШ№4 им . А. М . Клинового города-курорта Железноводска МУЗЫКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Слайд 2

Цель : раскрыть методы педагогики искусства, способствующие развитию духовности. Задачи : представить формы организации творческой деятельности учащихся; показать практическое применение методов педагогики искусства; доказать результативность данных методов.

Слайд 3

УРОК – РАБОТА ДУШИ 1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Слайд 4

Нетрадиционные формы уроков Концерт, спектакль, литературный салон, путешествие, экскурсия в музей, турнир, базар Брифинг, пресс-конференция, симпозиум, презентация, съезд, телемост, круглый стол, аукцион Кино- , теле-, видеоуроки Уроки самоопределения, уроки самореализации Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств Урок-дискуссия , урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий Модульный урок

Слайд 5

Методы педагогики искусства

Слайд 6

МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ (автор – Д. Кабалевский ) Развитие личностных и познавательных УУД Применение: уроки литературы МХК внеурочные занятия

Слайд 7

МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ Структура урока некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоциональной направленности всего урока; построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы, музы­кальных произведений, исполняемых учителем и детьми, и т.д.; наличие эмоционально-эстетической кульминации урока, связанной со слушанием или исполнением самими учащимися яркого художественного произведения; заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.

Слайд 8

МЕТОД СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНТЕКСТА. (автор – Л. В. Горюнова) Развитие личностных, познавательных УУД Применение: уроки истории литературы изобразительного искусства МХК ритмики внеурочные занятия

Слайд 9

МЕТОД СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИЙ (автор – Л. В. Горюнова) Развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД Применение: уроки литературы физической культуры внеурочные занятия проектная деятельность

Слайд 10

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Развитие личностных УУД Применение: уроки литературы изобразительного искусства мхк окружающего мира динамические паузы внеурочные занятия


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Развитие личностных, познавательных, р егулятивных УУД Применение: уроки изобразительного искусства литературы МХК внеурочные занятия психологические тренинги

Слайд 2

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Развитие личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД Применение: урочная деятельность внеурочная деятельность проектная деятельность

Слайд 3

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ Развитие личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД Применение: уроки ритмики изобразительного искусства динамические паузы внеурочные занятия психологические тренинги

Слайд 4

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ Развитие личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД Применение: психологичекие тренинги динамические паузы уроки ритмики

Слайд 5

ПЕНИЕ Развитие личностных УУД Применение: уроки литературы технологии мхк окружающего мира динамические паузы внеурочные занятия

Слайд 6

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – РАССВЕТ ДУШИ музыкальные гостиные, игры - путешествия , викторины , конкурсы , выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали , музыкально-литературные композиции, турниры , концерты , праздники, игровые формы занятий - соревнования, конкурсы, квест -игра.

Слайд 7

ВЫСТУПЛЕНИЕ – ПРАЗДНИК ДУШИ.

Слайд 9

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.” (Б.Асафьев)



Предварительный просмотр:

Эссе   «Учитель XXI века: залог успешности»

                         

Музыка как состояние души, или мой путь в профессию…

            Я смотрю  со сцены в зрительный зал на людей, пришедших сегодня на концерт. Они все очень разные: серьезные и смешливые, влюбленные и одинокие, совсем юные и много повидавшие на своем веку. У них разные характеры и разное настроение, и думают они сейчас каждый о своем.

         А передо мной и моими учениками стоит важная задача: увлечь всех  за собой  в прекрасный мир музыки. Я очень стараюсь передать мое эмоциональное состояние своим слушателям. Хочу, чтобы их душа пела вместе с моей душой…

           Песня закончилась. Я снова смотрю в зал. Кажется, получилось. Это необыкновенное чувство: подарить людям радость, научить их сопереживать музыке, помочь отвлечься от повседневных проблем и забот.

           Страшно подумать, что всего этого могло и не быть в моей жизни…

           Вспоминаю себя десятилетней девочкой. Мы только что вышли с мамой от врача- окулиста. В мыслях неотступно звучат его слова: «Зрение падает. Необходимо срочно уменьшить нагрузку на глаза. Я рекомендую прекратить занятия музыкой».

           «Как бросить?! Я только год назад стала ученицей Детской музыкальной школы. Только-только стало что-то получаться, из неуверенных дрожащих нот едва стала складываться выразительная мелодия. И в хоре я пою партию второго сопрано. Как же они без меня?» - все эти мысли бесконечной каруселью крутятся у меня в голове, я не могу думать ни о чем другом.

          Мама склоняется ко мне и спрашивает, пытаясь отвлечь от мрачных размышлений: «Ну что? Что ты решила? Бросаем занятия музыкой?» Я понимаю, что сейчас надо принять первое самостоятельное решение в своей жизни, решение, которое должно полностью изменить мой детский мир.

          Непонятная для меня перспектива потерять зрение казалась в тот момент менее трагичной, чем перспектива остаться без музыки. И я с уверенностью говорю  маме: «Нет, я музыку не брошу».

         Ни разу впоследствии я не пожалела об этом. Наоборот, музыка помогла мне  выработать основные черты характера: целеустремленность, коммуникабельность, оптимизм, упорство.

         Музыка навсегда стала состоянием моей души. Я постоянно что-то напевала, импровизировала, ставила с подругами музыкальные спектакли, солировала в школьном хоре.

Музыка скорректировала мечту моего детства.  Я всегда хотела стать учителем. Да и как могло быть иначе в семье потомственных педагогов.  Просто теперь я точно знала, что буду учителем музыки.

И отправилась в школу  по дорожке черно-белых клавиш…        

«Архитектор человеческих душ», или синдром цирковой лошади…

В детстве мне казалось, что урок музыки – это бесконечный праздник, без серьезной подготовки и правил. Пой, что нравится, можешь и пританцовывать, если хочется. Слушай хорошую музыку.  Что может быть проще!

И лишь придя на самый свой первый урок,  в качестве учителя, оставив позади бессонную ночь и утренние переживания, я поняла, как это трудно: быть учителем музыки! Постепенно начала постигать  и формулировать для себя составляющие успешной деятельности педагога. Ведь за легкостью  исполнения скрываются годы длительных упражнений, за коротким рассказом – десятки прочитанных страниц, за эмоциями ребят – работа моей души.

         «Мы принадлежим профессии, которая требует, чтобы мы не просто учили, но и постоянно учились сами!» - сказал  однажды на педсовете  мой первый директор школы. А вскоре и я сама пришла к выводу: с учителями, которые много знают, умеют и многого хотят, и при этом профессиональны и человечны, всегда будет здорово и интересно детям!  К тому же стремительный 21-й век диктовал свое: современный учитель музыки,  как и любой другой предметник, кроме педагогических умений и навыков, должен иметь специальную подготовку: владение музыкальным инструментом, мастерство вокалиста, обладание знаниями языка дирижерского жеста, теоретическая подкованность сольфеджиста  и музыкального литератора, практика чтеца и любознательного исследователя.  И действительно, за годы работы в школе всему этому  пришлось научиться. И хотя это  узкие музыкальные специальности, без них  жизнь современного учителя музыки высокой квалификации просто невозможна.

            В окружающей нас  жизни  происходят перемены (к сожалению, далеко не в лучшую сторону!): меняются социальные ценности, нравственные идеалы уступают место материальному благополучию. Расслоение общества  приводит к отчуждению людей, агрессии. Но душа человеческая по-прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной Музыке, от которой так хочется жить… 

           Из слегка перефразированного высказывания Н.В. Гоголя у меня получился настоящий девиз всей моей жизни: «Музыка - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И как же велика в этом становится роль школьного учителя музыки!  При нынешнем остром дефиците культурных ценностей наш предмет просто призван сыграть роль своеобразного культурологического «моста», который должен осуществить связь времен и поколений. Не зря говорят, что учитель музыки –   прежде всего носитель красоты в массы, ведь музыка обращается именно к душе человека. Всегда! И обязательно поможет мне стать  настоящим «архитектором  человеческих душ».

         Горизонты нашей профессии простираются далеко-далеко. В зависимости от обстоятельств, педагогу приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает,  и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.  Не значатся в обучении школьников занятия великодушия, благородства, уважения и внимания к  достоинству и чести людей. Но я стараюсь учить этому своих ребятишек ежеминутно, ежечасно, повседневно.

           Именно я на различных музыкальных примерах учу детей способам выхода из разных  бытовых ситуаций, эмоциям, чувствам, учу  управлять своим настроением.  Ведь впереди у них -  жизнь! И в нее дети должны войти подготовленные школой. Очень  точно кто-то подметил: «Смотрите, как сложен и в то же время прост алгоритм  Жизни с музыкальной точки зрения: так мало - 7 нот, а как художественно и красиво можно поведать о жизни и научить  человека в ней разбираться».        

            И   мне комфортно в моей профессии! Комфортно, потому что рядом люди, которые поддержат; рядом наставники, которые научат.  Особенно приятно, что  рядом дети, которые поймут. Наверное, ради этого вот уже более 20-ти лет каждое утро я спешу в школу... Хочу видеть своих учеников счастливыми - сейчас и в будущем, когда они вырастут, чтобы с их  лица не сходила улыбка.  

           Конечно же, я понимаю, что жизнь большинства моих воспитанников  не будет связана с музыкой как с профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми наградила мудрая природа. Но я верю, что в их душах всегда будет звучать настоящая  музыка, не ожесточатся сердца и останутся открытыми для милосердия и сострадания, а умение образно мыслить поможет познать философию жизни.      

        По моему большому убеждению, учитель 21 века - это  Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Психолог и Философ. Этот список можно продолжить: Архитектор и Конструктор. И все это будет чистой правдой. (Чего греха таить – многие из учителей сравнивают свою работу  с цирковой лошадью, которую гоняют год за годом по привычному кругу!..) А я за это и люблю свое дело, благодаря которому удостоена единственной роскоши - проживать всякий раз детство вместе с детьми!    Жаль только, что,  в отличие от других профессий,  учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.  От посева до жатвы у нас проходит немало лет.                                    

          А пока…Быстро стираются школьные ступеньки, изо дня в день топают по ним резвые детские ножки…Ученики приходят в классы не только для того, чтобы получить знания по музыке, биологии, химии, физике, по  другим предметам, - для них очень важно общение с Учителем, который мудр, тактичен, любит их, пытается передать все, что есть лучшего в нем самом. Не всегда мы, учителя, уверенно можем ответить на вечные вопросы: «Как жить, что делать?». Однако на вопрос, чего делать не следует, я знаю точный ответ, подсказанный мне самой жизнью. Он никогда не будет секретом для моих воспитанников.

      Нельзя жить в мире без Красоты  и Музыки!