Из опыта работы

Гатауллина Раиля Искандаровна

 

Практико-ориентированный подход в обучении биологии

 в условиях современной школы

(из опыта работы учителя биологии МБОУ «Гимназия №93» Гатауллиной Р.И.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gataullina_r.i.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

       

Практико-ориентированный подход в обучении биологии

 в условиях современной школы (из опыта работы учителя биологии МБОУ «Гимназия №93» Гатауллиной Р.И.).

         Я  работаю учителем биологии в гимназии №93 Советского района города Казани. Мой профессиональный выбор был определён  большой  любовью к предмету биология и к детям.  За 13 лет работы я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии.

Гимназия №93, в которой я работаю пятый год, отличается от других учебных заведений формой организации учебного процесса. Педагогический коллектив гимназии уже более 20 лет работает по  блочно-лабораторной системе обучения.  Работа каждого учителя  основывается на  принципах, учитывающих концентрированную подачу учебного материала, представляющего собой логически завершенное целое, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся по его усвоению, рефлексивную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса.

Вместе с другими педагогами гимназии работаю над совершенствованием системы оценивания знаний обучающихся. Активно включилась в экспериментальную работу по внедрению   12-балльной системы оценивания. При выставлении отметок учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, применяю различные методы оценивания. Стремлюсь создавать отношения  сотрудничества  на каждом занятии.

         В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов второго поколения главной задачей вижу формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

         В настоящее время работаю над методической проблемой: «Практико-ориентированный подход в обучении биологии в условиях современной школы».

Целями своей профессиональной деятельности считаю:

1)  формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения;

2)  формирование экологической грамотности учащихся, установление гармонических отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

3)  создание среды для развития творческой личности ребенка, через интегрирование учебной деятельности в процессе формирования экологической компетенции учащихся;

4)  гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни.

       Современный этап развития образования характеризуется научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают дети. Поэтому на учебных занятиях стараюсь использовать любознательность и высокую познавательную активность обучающихся для целенаправленного развития их личности.

       В  своей  педагогической  практике  я  использую  следующие  образовательные  технологии:

  • проблемное  обучение;
  • интегрированное  обучение;
  • проектное  обучение;
  • игровые  технологии;
  • обучение  в  сотрудничестве;
  • информационно-коммуникативные  технологии;
  • дифференцированное  обучение;
  • практико-ориентированное обучение
  • здоровьесберегающие  технологии.

Переход  на  деятельностный  способ  обучения, при  котором  каждый  ребенок  становится  активным  субъектом  учебной  деятельности, привел  меня  к  убеждению  о  необходимости  моделирования  уроков  в  разных  технологиях. Важное  место  в  моей  практике  занимают  проблемно-поисковые  технологии  обучения. Эти  технологии  основаны  на  продуктивной  деятельности  обучающихся  в  ходе  решения  проблем. Так, например, активную  мыслительную  деятельность обучающихся   вызывают  вопросы, требующие  установления  сходства  и  различия. Причем, чем  меньше  они  выражены, тем  интереснее  для  ребят  их  находить. При  рассмотрении  темы  «Кровь», рассказывая  о  ее  строении, прошу  найти  общее  между  строением  трубчатой  кости  и  клетками  крови, выполняющими  транспортную  функцию  в  организме  человека. А  на  уроках  по  изучению   темы «Анализаторы» прошу  учащихся  определить  общие  черты  в  строении  глаза, уха, языка. При  этом  обращаю  внимание  на  полное  внешнее  различие  этих  органов.

Одна  из  форм  умственного  поиска – установление  причинно-следственных  связей. Практически  во  всех  темах  использую  задания  типа  следующих:

1.Спасая  жизнь  человека, врачи  делают  переливание  крови, но  больному  становится  хуже. О  чем  свидетельствует  этот  факт  и  каковы  его  последствия?

2.Многие  подростки  не  вынимают  изо  рта  жевательную  резинку  на  протяжении  всего  дня. Какой  опасности  и  почему  они  себя  подвергают?

3.Почему  после  переохлаждения  ног  чаще  всего  развивается  простуда, а  охлаждение  рук  к  простуде  не  ведет?

Большой  интерес  вызывают  вопросы, стимулирующие  поисковую  деятельность, например, на  нахождение  чьих-либо  ошибок. Это  полезно  не  только  для  активизации  умственной  работы, но и  для  воспитания  внимательности  во  время  урока.

Использование  элементов  проблемного  обучения  позволяет  создать  на  уроке  условия  для  творческой  мыслительной  работы  учащихся. Автоматически  отпадает  необходимость  необдуманного, неосмысленного  запоминания  большого  объема  учебного  материала. Уменьшается  время  на  подготовку  домашнего  задания, а  самое  главное – сохраняется  интерес  к  изучению  предмета.

Широко  использую  в  своей  практике  такую  форму  как  "Ковер идей". Перед  учащимися  ставится  проблема. Тема  урока  тоже  может  быть  проблемой, например: «Техногенное  загрязнение  почвы». Учащиеся  образуют  группы  по  4  человека. Каждая  группа  обсуждает  эту  проблему  по  четырем  этапам:

I.        этап - «Почему  такая  проблема  существует?» - понимание  проблемы.

II.     этап - «Что  нужно  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» - поиск  решения.

III.  этап - «Что  я  могу  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» - индивидуализация.

IV. этап - «Что  я  сделаю  обязательно  или  попробую  сделать?» - присвоение  проблемы.

В  заключение  каждая  группа  предлагает  свой  вариант  решения  этой  проблемы. Эта  форма  работы  представляет  собой  элемент  технологии  коллективного  взаимообучения.

       На учебных занятиях  я широко использую современные компьютерные технологии, например, цифровой микроскоп, позволяющий не только наблюдать за объектами, но и выводить изображение на экран, чтобы рассмотреть   его более детально.  

Современная система  контроля  и  оценивания  учебной  работы  школьника  ставит  важную    социальную  задачу: развить  у  школьников  умение  проверять  и  контролировать  себя, критически  оценивать  свою  деятельность, определять  ошибки и  находить  пути  их  исправления. В  своей  работе  я  использую  следующие  инновационные  формы  контроля  знаний:

·   обучающий  контроль – включает  в  себя  интеллектуальные  разминки, биологический  диктант, дифференцированные  задания;

·   тестирование  с  использованием  печатных  материалов, независимого  тестирования;

·   рейтинговый  контроль;

·   проектная  деятельность.

Важным этапом в работе учителя является подготовка к итоговой аттестации  выпускников. Подготовка к ЕГЭ  проводится как в урочное, так и во внеурочное время.

Внеурочная  деятельность  по  предмету  -  необходимый  компонент  образовательной  деятельности. Внеклассная работа по биологии привлекательна  для меня  как средство реализации всех педагогических идей, которые невозможно воплотить на уроках из-за плотного графика подачи программного материала и недостатка времени.  

В нашей гимназии работают детские объединения «Юный эколог», «Юный биолог», налажено тесное сотрудничество  с экологическим кружком  Центра детского творчества« «Танкодром».

           Я являюсь руководителем клуба «Юный биолог». Целью работы нашего объединения является формирование экологической нравственности как составной части мировоззрения человека XXI века. Члены  кружка занимаются изучением и исследованием биологических и экологических проблем,  поиском  их решения,   учатся  не только добывать знания, но и применять их в незнакомых, нестандартных ситуациях.

Силами членов клуба проводятся мероприятия, охватывающие всех учащихся  гимназии: экологические субботники, разбивка цветочных клумб, посадка цветов,  садовых и овощных культур, уход за ними и т.д.

         Результатами учебной и внеурочной деятельности является высокий уровень обученности , например: качество знаний по биологии в 2014-2015 году составило 79%, в 2015-2016 (п/п) 79,4%;  наблюдается также положительная динамика по результатам промежуточной  аттестации: в 2014-2015 году  80, 2%, в 2015-2016 (п/п) 80,8%. Обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня и занимают призовые места, например:  

-Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорд»: Булатова Динара, 9 класс – диплом второй степени, Сагдиев Ильяс 11 класс - диплом третьей степени.

-Всероссийский «Молодежный чемпионат по биологии»: Фирсов Даниил, 8 класс – призер чемпионата

-Конкурс экологических буклетов «Чистый взгляд»: Парамонова Маргарита, 10 класс – второе место.

-Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана»: Хабалова Анжела, 10 класс – третье место.

-Городской экологический форум школьников «Зилантенок»:  Мирзиярова Д., Яруллина М.( 7 класс) -  второе место

-Российский конкурс юных исследователей окружающей среды:  Габидуллин Камиль,  9 класс,   сертификат участника

-Межрегиональная предметная олимпиада по биологии в К(П)ФУ:   Дадашова Н.(9кл.), Волков А.(10 кл.), Шавалиева Г.(11кл.), Халикова А.( 9 кл.),  сертификаты участия в очном туре.