Главные вкладки

    Использование психолго-педагогических технологий в деятельности учителя изобразительного искуссва образовательной организации

    Рубан Наталья Сергеевна

              В практике своей деятельности я сталкиваюсь с проблемой равнодушия к результатам обучения со стороны школьников. Неуклонно растет число детей, характерной особенностью которых является неспособность вступить в открытые доверительные отношения. Предо мной возникла проблема формирования положительной мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства как средство развития личности школьников.

    Исходя из требований и основываясь на современных стандартах, я определила цель своей деятельности: целостное гармоничное развитие личности, формирование положительной мотивации и общих способностей, эрудиции школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.

    Задачи:

    произвести отбор содержания учебного материала и преобразовать для предъявления ученикам в соответствии с их психовозрастными особенностями;

    определить формы и методы педагогической работы по формированию мотивации учения школьников на уроках изобразительного искусства;

    выбрать наиболее эффективные формы и методы учебных занятий, способствующие развитию интересов;

    применить эффективные формы и методы, направленные на:

     - формирование активного, заинтересованного отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности, уважения к истории культуры своего Отечества;

    - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры и собственной художественно-творческой деятельности.

     

    Большую роль в моей работе играет качество информационно - методическое обеспечения. В настоящее время я преподаю уроки изобразительного искусства со 2 по 9 класс. По рабочим программам, составленным в соответствии с требованиями Стандарта, на основе программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство» и «Изобразительное искусство и художественный труд»: (УМК авторов И.Э. Кашековой, А.Л. Кашекова) примерной программы по изобразительному искусству автора Б. М. Неменского (на основе УМК под редакцией Б.М. Неменского). Программы построены с учетом возрастных особенностей детей, прежде всего на связи искусства с жизнью, на восприятии среды и себя в ней. Кроме того, весь курс обучения представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимообогащающихся и связанных между собой тем.

                  Основными принципами считаю целостность, доступность, системность, последовательность и практическую значимость.

    Психолого – педагогические основы моей деятельности:

    - позиции педагога В.В. Фирсова (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов);

    - технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И.Н.);

    - технология индивидуализации обучения (Унт И.Э., Границкая А.С.);

    - принципы развивающих систем обучения [7].

    Обеспечить высокое качество образовательного процесса мне помогает использование следующих образовательных технологий:

    - компьютерные (новые информационные технологии, «Современные педагогические технологии» Селевко Г.К. ст. 114);

    - личностно ориентированное, развивающее обучение (автор технологии Якиманская И.С. «Современные педагогические технологии» Селевко Г.К. ст. 208);

    - коллективный способ обучения групповые технологии (А.Г. Ривнин, В.К. Дьяченко, «Современные педагогические технологии» Селевко Г.К. ст. 101-108);

    - проблемное обучение (автор Дж. Дьюи, «Современные педагогические технологии» Селевко Г.К. ст. 60).   

     Считаю, что развитие ребенка будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

    Ребенок, не познавший радости творчества, не переживший гордость от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

    Формировать мотивацию учебной деятельности на уроках не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося (это скорее манипуляция другим человеком), а поставить его в такие условия, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

    Данная проблема заставила искать новые методы, формы и приемы работы с детьми.

    Поэтому работаю над проблемой: «Формирование положительной мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках ИЗО как средство развития личности школьника».

    Для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Поэтому одни ученики сразу понимают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности, другие достигают этого позже. Считаю, что опасно по результатам удачных и неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, «середняков» и неспособных. Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но возможно еще не проявились. Именно поэтому знакомлю детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

    В своей практике для расширения кругозора учеников я стараюсь устанавливать, как можно большее количество межпредметных связей, которые помогают детям наиболее полно осознать и усвоить учебный материал. Немалую роль здесь играет выбор техники, которой выполняются работы: акварель, гуашь, мелки, пастель− они уже давно знакомы всем ребятам. А вот применение таких материалов, как гофрированный картон, туалетная бумага, опилки, шнурки и многое другое, удивляют и увлекают всех ребят. Ведь для того, чтобы своими руками сделать поделку из таких материалов, надо потратить немало времени, быть усидчивым и терпеливым. Это дает определенный положительный эффект.

    В начальной школе большое внимание уделяю свободному овладению элементарными навыками изображения и работе с различными художественными материалами и инструментами т.к. это обогащает выразительные возможности детей. Часто трудности технического порядка могут отбить желание ребенка заниматься изобразительным искусством.

    Учу не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок подготавливает себя к творчеству. Другое условие – это применение педагогических средств, пробуждение творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребенку должно стать интересно то, что ему предстоит сделать. Малышам ближе игра. Учимся, играя. Часто использую задания: рассмотреть, запомнить, сравнить, оценить. Наряду с традиционными приемами рисования использую нетрадиционные: рисуем пальчиками, листьями деревьев, с помощью пустого стержня, положительный результат дает «кляксография».

    Особое внимание уделяю формированию умений работать в команде, с учётом индивидуальных способностей и возможностей. Взаимодействие детей происходит в результате активного обмена. Обмен операциями, информацией, функциями.

    Общение со сверстниками на равных учит ребенка сопоставлять, сравнивать. Совместная работа постепенно перерастает в осознанное стремление работать вместе, хорошо и быстро получать нужный результат.

         Я приучаю своих учеников анализировать собственную деятельность, как на уроках, так и в самостоятельной работе. Вовлекаю учащихся в конкурсную деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, любознательность, видение про­блем.

    Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей младшего школьного возраста не вызывает затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение. А ему – младшему школьнику – подвластно все: нарисовать нежное касание бабочки к своей руке – он это может.

    По мере того, как ребенок взрослеет, приобретает опыт и расширяет свой кругозор, задачи усложняются.

    Использование средств ИКТ, на уроке вовлекает их в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося.

    Возможности компьютера неисчерпаемы, это мощное средство, как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности, но с особой осторожностью отношусь к интернет ресурсу и с особой тщательностью подбираю ссылки на материал.

    Использования компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства дает возможность готовить уроки с проведением показа видеофильмов, фото, репродукций, «посещать» крупнейшие музеи мира, «погружаться» в пространство и время.

    Инновационные технологии в изобразительном искусстве дают возможность выйти за пределы кабинета. Организовать, при необходимости, для детей - дистанционное обучение, позволяющее не чувствовать себя «оторванным от мира». Всегда есть возможность выйти на страничку Дневник.ru, где есть материал по основным темам, ссылки на страницы в интернете. Каждый учащийся имеет возможность отправить свою работу на мой электронный адрес и получить ответ.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Я - учитель34.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе «Я - учитель»

          Утро… В полудреме ощущаю чувство волнения. Почему? Ах, да, сегодня первое сентября, первый звонок в школе. В который раз за мою жизнь я его слышу?  В двадцать девятый, наверное, одиннадцать раз как ученица, восемнадцать раз как учитель и родитель.

       Много лет назад школа приняла меня как ласковая бабушка, любящая мать, мудрый учитель, распахнула свои двери и пустила в свои объятия, отдала себя целиком и полностью. Для меня это была новая неизведанная территория – «территория открытий». И теперь мне как УЧИТЕЛЮ нужно ей помочь стать областью открытий и увлекательных путешествий для пришедших в НЕЁ шумных и тихих, пытливых и робких ребят.

       Всегда задумываешься о своих корнях. Хочется понять, почему ты стала такой, какая есть. Думаю, все дело в том мире, в котором я жила с детства- у меня в семье бабушка – учитель и тетя - учитель - в постоянных разговорах о школе. Понимаю, что учительство - это моё призвание. И я благодарна судьбе за те минуты, когда удается пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребенок обретает веру в себя. В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.

     Дети хотят видеть, узнавать и чувствовать каждый день новое. И я вместе с ними становлюсь снова пытливой и любознательной, шагаю в ногу со временем: то новые приёмы и методы, то современные технологии, то инновационные проекты, новые компьютерные технологии, конкурсы, олимпиады... Это, конечно, важно и нужно, но ведь чем больше в школе суеты, тем беспокойнее дети, тем труднее им сконцентрировать внимание, тем проблемнее их обучение и воспитание. Так хочется, чтобы наши дети умели познавать мир, созерцая и размышляя, как сказал кто-то из великих: «Некоторые вопросы требуют тишины…. ».

    Учителем изобразительного искусства в школе №4 я работаю всего 4 года. В начале своей деятельности задалась вопросом, как сделать так, чтобы дети с желанием посещали занятия по изобразительному искусству. Для этого выявила уровень положительной мотивации, используя тесты А.С. Герасимовой («Теория учебной мотивации в отечественной психологи»). Тесты показали, что чем старше дети, тем ниже мотивация к изобразительной деятельности.

    Исходя из требований современной педагогики и ФГОС, основываясь на результатах мониторинга, пришла к необходимости отбора принципов, психолого-педагогических основ, методов форм и технологий при организации учебных занятий.

    Основными принципами своей деятельности считаю целостность, доступность, системность, последовательность и практическую значимость.

    Психолого – педагогическими основами моей деятельности являются:

    - позиции педагога В.В. Фирсова (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов);

    - технология дифференцированного обучения по интересам детей (Закатова И.Н.);

    - технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая);

    - принципы развивающих систем обучения.

    Обеспечить высокое качество образовательного процесса мне помогает использование следующих образовательных технологий:

    - компьютерные (новые информационные технологии, «Современные педагогические технологии» Г. К. Селевко ст. 114);

    - личностно ориентированное, развивающее обучение (автор технологии И.С. Якиманская «Современные педагогические технологии» Г. К. Селевко ст. 208);

    - коллективный способ обучения, групповые технологии (А.Г. Ривнин, В.К. Дьяченко, «Современные педагогические технологии» Г. К. Селевко ст. 101-108);

    - проблемное обучение (автор Дж. Дьюи, «Современные педагогические технологии» Г. К. Селевко ст. 60).    

    Считаю, что развитие ребенка будет более интенсивным и результативным, если оно включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

    Ребенок, не познавший радости творчества, не переживший гордость от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

    Формировать мотивацию учебной деятельности на уроках - не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося (это скорее манипуляция другим человеком). Это означает поставить его в такие условия, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

    В своей практике для расширения кругозора учеников я стараюсь устанавливать как можно большее количество межпредметных связей, которые помогают детям наиболее полно осознать и усвоить учебный материал. Немалую роль здесь играет выбор материалов и техник, которыми выполняются работы: акварель, гуашь, мелки, пастель− они уже давно знакомы всем ребятам. А вот применение таких материалов, как гофрированный картон, опилки, стружка, шнурки и многое другое, удивляют и увлекают всех ребят. Ведь для того, чтобы своими руками сделать поделку из таких материалов, надо потратить немало времени, быть усидчивым и терпеливым. Это дает определенный положительный эффект.

    В начальной школе большое внимание я уделяю свободному овладению элементарными навыками изображения и работе с различными художественными материалами и инструментами, так как это обогащает выразительные возможности детей. Часто трудности технического порядка могут отбить желание ребенка заниматься изобразительным искусством.

    Учу не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок подготавливает себя к творчеству. Другое условие – это применение педагогических средств, пробуждение творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребенку должно стать интересно то, что ему предстоит сделать. Малышам ближе игра. Учимся, играя. Часто использую такие задания, как рассмотрение, запоминание, сравнение, оценивание. Наряду с традиционными приемами рисования использую нетрадиционные: рисуем пальчиками, листьями деревьев, с помощью пустого стержня, положительный результат дает «кляксография».

    Особое внимание уделяю формированию умений работать в паре, команде, с учётом индивидуальных способностей и возможностей. Взаимодействие детей происходит в результате активного обмена -обмена операциями, информацией, функциями.

    Общение со сверстниками на равных учит ребенка сопоставлять, сравнивать. Совместная работа постепенно перерастает в осознанное стремление работать вместе, хорошо и быстро получать нужный результат.

        Именно такой подход даёт положительный результат в урочной и во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, и именно так зарождаются замечательные традиции. И я, как учитель, поддерживаю эти традиции, но, чтобы мотивировать обучающегося к уроку изобразительного искусства, требуется постоянное самообразование, поиск новых подходов, приёмов, методов и форм работы.

    Итак, я учитель... Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе незнакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.
    Да, я - учитель, и всегда хотела им быть. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому,  вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

    Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.

    Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.

    Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальных особенностей.

    Таким образом, учитель и ученик - равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, рождается миг, за который я так люблю свою профессию: СО – ДРУЖЕСТВО. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца. Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них – самая умная, самая добрая, самая - самая... И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю тонны книг, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше соединение: «Не мыслям надобно учить, а - мыслить!» - воскликну я с Кантом...

    Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!»
    Как стать Человеком,Учителем, Педагогом, Другом?
    На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!

    Учитель изобразительного искусства

    Рубан Н.С.



     

    Комментарии

    Мизина Наталья Михайловна

    Наталья Сергеевна, у вас очень интересный подход! Воспитание и обучение ребенка на первом уровне образования дает надежный старт для формирования будущей самостоятельной и успешной личности! Успехов вам в вашей деятельности!

    Пузанова Екатерина Сергеевна

    Наталья Сергеевна, благодаря Вашему подходу, школьный предмет приобретает новый смысл и статус в глазах обучающихся. Успехов Вам!