День родного языка
Сценарий Конкурса
«Знатоки русского языка»
(Конкурс проведен в МОУ СОШ с.Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области
им. И. С. Гавва 26.02.2016 г. Ведущие: учитель русского языка и литературы Юнева Е.И., ученица 8 класса Куаншкалиева Анастасия)
Да будет же честь и слава нашему языку!
Н.М. Карамзин
Цель и задачи Конкурса
1. Целью Конкурса является выявление и поддержка талантливых школьников.
2. Задачи:
• создание для обучающихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;
• реализация творческой инициативы обучающихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;
• развитие риторических умений, неподготовленной (спонтанной) речи, ораторского искусства;
• развитие коллективного творчества обучающихся
Формируются три команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.
Игру ведут ведущие. Вопросы достаются из крутящегося барабана. Игра длится до 6 очков. Команды отвечают поочередно. За 1 минуту надо дать правильный ответ. «Неотвеченный» вопрос отдается зрителям. Команда может получить дополнительные бонусы за внешний вид: эмблема, название, слаженность в работе.
Ход игры:
Ведущий 1: Добрый день дорогие друзья!
2 ведущий: Добрый день. Ежегодно 21 февраля жители планеты отмечают День родного языка. Этот праздник отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях.
1 ведущий: Сегодня мы празднуем Международный день родного языка в нашей школе. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
2 ведущий: Все мы любим свой родной язык. Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей
1 ведущий: По данным ЮНЕСКО в мире существует 6 000 живых языков. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Для нас это очень важно. Ведь мы живем с вами в многонациональной стране, где насчитывается более 100 народностей, для которых русский язык стал родным.
2 ведущий: Русский язык — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа. Является самым распространённым из славянских языков. Русский язык является единственным государственным языком России.
Ведущий 2.
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
Ведущий 1.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков русского языка среди учащихся 7-8; 10-х классов, посвященный Международному дню родного языка. Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. А определять, кто с заданием справился быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли:
директор школы - Сиротинина С. В.,
педагог-организатор – Церковная Д. С.,
учитель русского языка и литературы - Нахантаева Н. П.,
учитель английского языка – Акпасова Е.А.
Ведущий 2:
Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и наша игра не исключение.
Здесь правила таковы:
После того, как на слайде появится вопрос, команда даст на него ответ не позднее, чем через минуту после звукового сигнала.
Ведущий 1:
Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, – вопрос передается болельщикам. В конце игры жюри объявит самого эрудированного болельщика. Игра ведется до 6 очков. Команда, набравшая 6 очков, становится – ПОБЕДИТЕЛЕМ!
Ведущий 2:
Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей.
В случае подсказки, в любой форме, виновный удаляется из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.
Ведущий 1:
Участникам - занять свои места!
– Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Ведущий 2: Первое испытание - представление команд.
«Лингвисты» (7 кл.):
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
«Рассударики» (10 кл.):
Мы быстрые, как молния,
Привыкли побеждать.
И в этот раз попробуем
Всех вас переиграть!
«Русоведы» (8 кл.):
У «Русоведов» нет проблем,
Пусть начнётся Конкурс,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!
Ведущий 1. Команды готовы! Кто же начнет? Определит жеребьевка!
Ведущий 2. Первыми в игру вступает команда «Лингвисты». Тишина в зале! Вращается барабан! Итак, внимание, вопрос № 4. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет?
У вас всего одна минута на обдумывание. За ответ на этот вопрос вы можете заработать 1балл. Такова стоимость данного вопроса. Время пошло. Итак, капитан, кто отвечает?
Конкурсная программа
(вопросы Организаторов Конкурса – ГАУ ДПО «СОИРО» и регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка Саратовской области)
Ведущий 1. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.
Учащиеся 10 класса Честнов Сергей и Церковный Дмитрий читают стихотворение Сергея Скачко «Русский язык»
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским “ингам, “шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать
Ученица 8 класса Тулисова Сабрина читает стихотворение Алексея Маркова «Родная речь»
Из вечной бронзы выкован
извечный русский выговор,
чеканное, глубокое
то аканье, то оканье.
Слова в иной пословице
поются, а не молвятся.
Слова звенят звоночками,
то – ёчками, то – очками.
Вот палочка. И палица:
Ударит – слон повалится.
Вот скрипка. Или скрипица:
играет – слёзы сыплются.
А речек звоны светлые!
Люблю за ними следовать:
то сетовать над Сетунью,
то с Беседью беседовать.
Певучими – над ёлками –
соловьими прищёлками,
родная речь, позванивай
из каждого названия!
Тобой, как речкой Речицей,
любая боль излечится,
твои слова, пророчица,
журчат – и слушать хочется.
Ученицы 7 класса Трофимова Ольга и Бочкарева Евгения читают стихотворение Танзили Зумакуловой «Два языка»
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Ведущий 2:
А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:
- Кто победил?
Каков итог? Каких призов
Заслуживают игроки,
Большие наши знатоки?
Подведение итогов:
Ведущий 1.
В нашем турнире «Знатоки русского языка» I I место заняла команда «Лингвисты», набравщая 4 балла; I место поделили команды «Русоведы» и «Рассударики», набравшие по 6 баллов
Ведущий 2.
Нас всех объединяет чудо родного языка. «В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны». Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.
Ведущий 1.
Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, так как игра носила не только развлекательный характер, но и информационный.