Экскурсии как форма работы учителя

Перова Вера Евстафьевна

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами и т.д.  Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств человека, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Поэтому в своей педагогической деятельности я с удовольствием применяю такую методику проведения занятий, как урочные и внеурочные экскурсии.

За свою 30-летнюю педагогическую деятельность мною проведено около 25 экскурсий (с общим количеством 750 обучающихся) с выездом за пределы Республики Марий Эл.  Их я организовывала и проводила не только как классный руководитель, но и как учитель-предметник для всех учащихся, которые изучают географию и ИКН. Таким образом мною были организованы экскурсионные поездки в Болдино, Саранск, Суздаль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Новочебоксарск, Васильсурск. Многократно выезжали в музеи и театры г. Чебоксары и г. Йошкар-Олы, так как они расположены недалеко от Козьмодемьянска и не так обременительны для родителей обеспечить эти поездки в финансовом плане. Объектами экскурсий были памятные места, экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и   временные выставки, также во время экскурсий посещались планетарии, высшие учебные заведения, организовывались встречи с интересными людьми, к примеру, с киноактером В. Лановым.

Экскурсионные поездки имели позитивные результаты: участники экскурсий обогащали свой багаж знаний новыми, также приобретали необходимый опыт общения друг с другом и другими людьми во внеурочном пространстве. Экскурсии помогают выстраивать позитивные взаимоотношения родителей и школы: во всех поездках особую помощь оказывал мне как учителю и классному руководителю родительский комитет каждого класса. Если уметь доступно объяснить родителям о необходимости проведения экскурсий, отказа отпустить в дальнюю поездку своего ребенка от родителей не будет. Конечно, я понимаю, какую огромную ответственность я беру на себя на время экскурсионного выезда, однако при хорошей организации мероприятия риск сводился всегда к нулю. Я рада, что по возвращению из экскурсий всегда получала лишь слова благодарности как от детей, так и от их родителей.  

Исходя из всего выше сказанного отмечу, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Эта методика результативна, актуальна во все времена, т.к. живое общение не заменят никакие презентации.