Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по химии

Мордясова Анна Владимировна
Подготовка к ЕГЭ по химии В последнее время наблюдается тенденция к повышению роли знаний в жизни человека. Меняется и отношение к качеству образования. Именно качество образования стало ежедневной проблемой. Оценка в аттестате уже не отвечает требованиям при поступлении в ВУЗы, и с каждым годом становится все больше сторонников общероссийской системы оценки качества образования как среди родителей, так и среди выпускников общеобразовательных школ. Работа по поиску эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену и при сдаче экзамена в новой формой в 9 классе велась, мною, в течение нескольких лет, были определены этапы работы: изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися; создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде; использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ. прохождение курсов повышения по данной проблеме. В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей: - создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности; - формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы. Исходя из целей, определила задачи: создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности. Для повторения основных разделов 8 класса («Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Виды химической связи», «Свойства классов соединений» и др.) мною используются элементы программированного обучения в системе традиционного обучения. Это облегчает работу по обобщению и систематизации учебного материала. Как максимально использовать урок для подготовки учащихся к тому, чтобы они смогли продемонстрировать свои знания во время итоговой аттестации? С этой целью на уроках применяю опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы. На мой взгляд использование таких видов синтетических опор, блоки-схемы, матрично-табличные опоры, синтетические опорные конспекты, повышают эффект обучения. 1. Учащиеся должны чётко знать возможные степени окисления следующих элементов, что позволит им правильно определять степени окисления при составлении уравнений ОВР. Марганец: +2, +3, +4, +6, +7. Хром : +2, +3, +6. Железо: +2, +3, +6. Азот: -3, 0, +1, +2, +4, +5. Сера: -2, 0, +4, +6. Фосфор: -3, 0, +3, +5. Хлор: -1, 0, +1, + 3, +5, +7. Учащиеся должны запомнить, что металлы, имеющие высшие степени окисления, образуют кислотные оксиды. 2. Часто в цепочках превращений используется перманганат калия: КМпО4. Это сильный окислитель. Он легко окисляет многие органические вещества, превращает соли железа(2) в соли железа(3), сернистую кислоту в серную, из соляной кислоты выделяет хлор. Вступая в химические реакции ион МnО4- может восстанавливаться в различной степени: В кислой среде (рН7) до МnО42- 3. Перекись водорода. Степень окисления элемента кислород в перекиси водорода равна -1, т.е. имеет промежуточное значение между степенью окисления элемента кислорода в воде(-2), и в молекулярном кислороде(0). Поэтому перекись водорода проявляет окислительно-восстановительную двойственность. Если перекись служит окислителем, то она восстанавливается до воды Н2О. Если перекись служит восстановителем, то она окисляется до молекулярного кислорода-О2. 3. Из соединений хрома особыми свойствами обладают соли хроматы и дихроматы. Хроматы(окрашенные в ярко-жёлтый цвет) в кислой среде переходят в дихроматы (оранжевого цвета)., а дихроматы в щелочной среде переходят в хроматы. Данные переходы можно легко показать опытным путём. Хроматы и дихроматы-сильные окислители и в уравнениях окислительно-восстановительных реакций они меняют степень окисления с +6 до +3. 5. Особые трудности при подготовке к экзамену вызывают соединения хлора. Учащимся необходимо хорошо знать кислоты, которые образует элемент хлор и названия солей этих кисло. НСlО-хлорноватистая кислота( соли-гипохлориты) НСlО2-хлористая (соли-хлориты) НСlО3-хлоноватая (соли-хлораты) НСlО4-хлорная (соли-перхлораты) При взаимодействии галогенов со щелочами в холодном растворе образуются гипохлориты, а в горячем-хлораты ( например хлорат калия или бертолетова соль-КСlО3) 6. Если в качестве исходного вещества для проведения ОВР с другими веществами берут концентрированную азотную кислоту, в результате реакции она восстанавливается до оксида азота NO2 Применяю различные виды контроля: индивидуальный опрос, программированный контроль, творческое домашнее задание, химический диктант. Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета. Химический диктант по органической химии по теме «Углеводороды с алифатической цепью» Он проводится в 10 классе после изучения тем «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы», «Диеновые углеводороды», «Алкины». Он является неплохим оценочным испытанием для проверки знаний учащихся по этим темам, а также позволяет закрепить знания о таких важных понятиях в органической химии, как «гомологи» и «изомеры». Диктант поводится в течение одного урока и преследует цель обобщить знания учащихся по данному разделу органической химии. При проведении диктанта возможна организация индивидуальной работы или работы учащихся в парах. Учащиеся выписывают в столбик основные понятия темы «Углеводороды» - алканы, алкены, диены, алкины, циклоалканы, изомеры, гомологи. Учитель зачитывает утверждение о том или ином понятии. Учащиеся напротив каждого понятия ставят номер того утверждения, которое, по их мнению, характеризует данный термин. Затем в конце диктанта проводится проверка знаний и соответствие ответов учащихся правильным ответам. Алканы (2, 5, 16) Алкены (3, 8, 9, 10) Алкины (3, 6, 9, 10, 13, 14) Диены (3, 8, 10, 11, 14) Циклоалканы (3, 7, 15) Изомеры (1, 12) Гомологи(4) Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но разное строение и свойства. (изомеры) Эти углеводороды по-другому называют парафины. (алканы) Для этих углеводородов характерны реакции присоединения. (алкены, алкины, циклоалканы, диены) Соединения, сходные по химическим свойствам, состав которых отличается друг от друга на одну или несколько групп CH2, называется. (гомологи) Представитель этого ряда углеводородов называется болотным газом, потому что выделяется со дна болот. (метан - алканы) Вещество, необходимое для проведения реакции Кучерова. Оно относится к следующему ряду углеводородов. (ацетилен - алкины) Предельные углеводороды с замкнутой цепью называются... (циклоалканы) Для этих углеводородов характерно явление SP2 - гибридизации.. (алкены, диены) Углеводороды, обесцвечивающие раствор бромной воды... (алкены, алкины) Углеводороды, вступающие в реакцию полимеризации... . (алкены, диены, алкины) Производные этих углеводородов являются основным сырьём для получения каучука./ (диены) Вещества бутин и бутадиен являются по отношению друг к другу… (изомерами) Это вещество можно получить двумя способами, один из которых. называется карбидным. К какому ряду углеводородов оно относится.. (ацетилен, алкины) Углеводороды, имеющие в своём составе 2 связи... (алкины, диены) Другое название этих углеводородов нафтены (циклоалканы) Общая формула этих углеводородов CnH2n+2. (алканы) Химический диктант по органической химии по теме. «Обобщение знаний об основных кислородсодержащих органических соединениях» Диктант проводится в начале учебного года в 11 классе при повторении учебного материала 10 класса и в 10 классе при закреплении знаний о кислородсодержащих органических соединениях. Он позволяет оценить знания учащихся о свойствах, получении и применении кислородсодержащих органических соединений. Учащиеся записывают в столбик следующие термины, обозначающие названия органических веществ: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, простые эфиры, сложные эфиры, фенол, толуол. Учитель зачитывает утверждения - вопросы. Учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После проведения диктанта проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися. Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся. Диктант позволяет разнообразить знания учащихся о применении органических соединений и тесно связан с жизнью. Применение данной методической разработки вполне оправдано и дает неплохие результаты при проверке знаний учащихся. Cпирты .(3, 7, 16.) Альдегиды .(1, 8, 11, 14.) Карбоновые кислоты .(1, 2, 6, 12, 17.) Простые эфиры. (4, 13.) Сложные эфиры .(5.) Фенол .(10, 14, 15.) Толуол .(9, 15.) Эти соединения содержат в своем составе карбонильную группу.. (альдегиды, карбоновые кислоты) Соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу, называются.... (карбоновые кислоты) При дегидратации этих соединений образуются простые эфиры. Например, диэтиловый эфир. (спирты) Представителя этого класса соединений часто используют в медицине для наркоза. (диэтиловый эфир - простые эфиры) Эти сложные органические соединения образуются при взаимодействии карбоновых кислот и спиртов. (сложные эфиры) Это вещество незаменимо при консервировании овощей. Оно относится к классу... (уксусная кислота - карбоновые кислоты) Представители этого класса органических соединений имеют общую формулу СпН2п+1ОН. (спирты) Эти органические соединения дают реакцию «серебряного зеркала» и образуются при окислении спиртов(альдегиды) Сильно взрывчатое вещество тротил является производным этого соединения. (толуол) Это соединение относят к ароматическим спиртам. (фенол) Представитель этого класса соединений широко используется в медицине под названием формалин. (40 % - ный водный раствор формальдегида, класс альдегиды) Как и их неорганические аналоги представители этого класса веществ легко взаимодействуют с металлами, оксидами металлов и основаниями. (карбоновые кислоты) Общая формула этих соединений R-O-R. (простые эфиры) Эти соединения хорошо используются при производстве смол и пластмасс. (фенолформальдегидные смолы - фенол, альдегиды) В структурных формулах молекул этих соединений присутствует бензольное кольцо. (фенол, толуол) Эти соединения имеют суффикс ол в названиях. (спирты) Это соединение широко используется для производства мыла. (стеариновая кислота С17Н35СООН - карбоновые кислоты) Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений» После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме. Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут. Оксиды (2,3,5,12,13,15) Основания (4,7) Кислоты (6, 14) Соли (1,3,9,11) Щелочи (4,7,8) Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления пищи и носит название хлорид натрия. (соль - NaCl) Эти соединения образуются при горении простых веществ. (оксиды) Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам... (оксиды - H 2O, соли) Вещество едкое кали относится к этому классу соединений. (основания, щелочи) Они бывают кислотные, основные, амфотерные. (оксиды) При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к классу... (кислот - H2SO3 - сернистая кислота) Эти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи) Растворимые в воде основания называются... (щелочи) Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние... (соли) Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту. (соли - Na2CO3; NaHCO3) Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят название... (соли) Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy, называются... (оксиды) Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований. (оксиды) С этими веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые, стоящие до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в свободном виде. (кислоты) При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы. (оксиды) Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе. Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности. Итоговый контроль осуществляю в форме зачета или контрольной работы. Зачетом, как правило, завершаю изучение наиболее крупной темы. Предлагаю вашему вниманию диагностическую карту по подготовке к ЕГЭ по химии, в которой я постаралась отразить все виды работ с учеником. Весь материал - в документа.