Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.

Мордясова Анна Владимировна
Добрый день! Хочу представить вашему вниманию свою методическую проблему на тему : 1 слайд Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии. 2 слайд Никакая деятельность не может быть прочна, если не имеет основы в личном интересе. Л. Н. Толстой Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе обучения химии особенно велика роль опытно-экспериментальной деятельности, если она используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. 3 слайд Исследователи считают, что, исходя из особенностей обучения химии, возможны следующие приемы развития познавательной активности учащихся: 1. Использование личного опыта учителя, особенно связанного с химическим экспериментом. 2. Привлечение исторического опыта ученых. 3. Включение учащихся в активную опытно-экспериментальную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания, а также активного применения в личном социально-бытовом уровне. Использование опытно-экспериментальной деятельности порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся. 4 слайд Эвристическая функция эксперимента в развитии познавательной активности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе обучающиеся знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, например, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску. 5 слайд Корректирующая функция эксперимента в развитии познавательной активности позволяет преодолевать трудности в освоении теоретических знаний, исправлять ошибки учащихся, вносить поправки в процесс приобретения экспериментальных умений и навыков, осуществлять контроль приобретенных знаний. 6 слайд Обобщающая функция химического эксперимента связана с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений. В преподавании химии часто возникают такие ситуации, когда обобщение, сделанное на основе эксперимента, дополняется и уточняется с помощью теории. 7 слайд Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень познавательной активности школьников. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению для школы методов научно-исследовательской работы. 8 слайд Если внедрять в учебный процесс опытно-экспериментальную деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала. Организация такой деятельности учащихся в процессе изучения химии позволяет не только развивать их химическую смекалку, но и выявлять наиболее одаренных учащихся, вовлекать их в процесс самообразования и саморазвития. 9 слайд Первую задачу, которую нужно решить учителю в ходе проектирования урока – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии. 10 слайд Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не только активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности, что способствует комплексному формированию универсальных учебных действий. Для осуществления правильного выбора методов обучения следует учитывать уровень познавательной активности обучаемых, который теснейшим образом связан с объемом, имеющихся у них химических знаний. 11 слайд Т.И.Шамова, Г.И.Щукина в своих работах, рассматривая познавательную активность как свойство личности, выделяют 3 уровня познавательной активности. Первый уровень познавательной активности – это репродуктивно-подражательная активность. Учащиеся, имеющие познавательные потребности данного уровня, только начинают овладевать содержанием химической науки. Поисково-исполнительская активность (второй уровень познавательной активности) характеризуется тем, что учащиеся уже обладают некоторым объёмом знаний, что определяет их готовность к участию в проблемном обучении, к успешному решению химических задач. Они пытаются овладеть способами применения знаний в новых, изменённых условиях. Творческий (третий уровень познавательной активности) характеризуется высоким уровнем познавательного интереса при значительном уровне самостоятельности и автономности познавательных усилий. Такие учащиеся стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели рациональный способ. 12 слайд Нами был проведён мониторинг уровня познавательной активности за последние три года в двух классах (нынешние 11) по следующим критериям (они на экране). 13 слайд Из диаграмм мы видим в, что в классе где дается на обучение химии 3 часа в неделю (10 А, 11 А), показатели намного выше, чем где на обучение химии дается 1 час в неделю (10 Б, 11 Б). 14 слайд В сотрудничестве с обучающимися стараемся увидеть современные проблемы и возможные пути их решения средствами образования. 15 слайд При проектировании урока химии на начальном этапе изучения химии следует в структуру урока включить методы, направленные на поддержку познавательной активности учащихся. Они представлены на слайде. 16 слайд По мере постепенного накопления знаний учащихся, развиваются их умения и, вместе с этим развивается и познавательная активность учащихся, которая при правильном подборе методов обучения постепенно достигает второго поисково-исполнительского уровня, что позволяет: 1. Применять проблемный метод на основе создания проблемных ситуаций; 2. Использовать проблемный химический эксперимент, который вызывает познавательную проблему. 17 слайд 3. Включать учащихся в эвристические беседы. 18 слайд Успешное решение познавательных проблем в течение некоторого периода, успешное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяет учащимся достигнуть третьего творческого уровня познавательной активности. На этом уровне возрастает интерес учащегося к себе, не только к результатам решение познавательных проблем, но и к способу их решения. 19 слайд Таким образом, для развития познавательной активности необходимо включать учащихся в опытно-экспериментальную деятельность, проектную и исследовательскую деятельность, организовывать публичную защиту проектов, представление результатов исследования на различных уровнях. 20 слайд «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…». А. Дистервег 21 слайд Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_problema_uzenkova_a.v._peredel.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Хочу представить вашему вниманию свою методическую проблему на тему :

1  слайд    Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.

 2 слайд              Никакая деятельность не может быть прочна,

                                                 если не имеет основы в личном интересе.

Л. Н. Толстой

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе обучения химии особенно велика роль опытно-экспериментальной деятельности, если она используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

 3 слайд Исследователи считают, что, исходя из особенностей обучения химии, возможны следующие  приемы развития познавательной активности учащихся:

1.  Использование личного опыта учителя, особенно связанного с химическим экспериментом.

2.  Привлечение исторического опыта ученых.

               3. Включение учащихся в активную опытно-экспериментальную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей курса химии, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания, а также активного применения в личном социально-бытовом уровне. Использование опытно-экспериментальной деятельности порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся.

4 слайд  Эвристическая функция эксперимента в развитии познавательной активности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе обучающиеся знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, например, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску.

5 слайд Корректирующая функция эксперимента в развитии познавательной активности позволяет преодолевать трудности в освоении теоретических знаний, исправлять ошибки учащихся, вносить поправки в процесс приобретения экспериментальных умений и навыков, осуществлять контроль приобретенных знаний. 

6 слайд Обобщающая функция химического эксперимента связана с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений. В преподавании химии часто возникают такие ситуации, когда обобщение, сделанное на основе эксперимента, дополняется и уточняется с помощью теории.

 7 слайд Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень познавательной активности школьников. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению для школы методов научно-исследовательской работы.

8 слайд Если внедрять в учебный процесс опытно-экспериментальную деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала. Организация такой деятельности учащихся в процессе изучения химии позволяет не только развивать их химическую смекалку, но и выявлять наиболее одаренных учащихся, вовлекать их в процесс самообразования и саморазвития.

9 слайд Первую задачу, которую нужно решить учителю в ходе проектирования урока – создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии.  

10 слайд Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не только активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности, что способствует комплексному формированию универсальных учебных действий.

Для осуществления правильного выбора методов обучения следует учитывать уровень познавательной активности обучаемых, который теснейшим образом связан с объемом, имеющихся у них химических знаний.

11 слайд  Т.И.Шамова, Г.И.Щукина в своих работах, рассматривая познавательную активность как свойство личности, выделяют 3 уровня познавательной активности. Первый уровень познавательной активности – это репродуктивно-подражательная активность. Учащиеся, имеющие познавательные потребности данного уровня, только начинают овладевать содержанием химической науки.

Поисково-исполнительская активность (второй уровень познавательной активности) характеризуется тем, что учащиеся уже обладают некоторым объёмом знаний, что определяет их готовность к участию в проблемном обучении, к успешному решению химических задач. Они пытаются овладеть способами применения знаний в новых, изменённых условиях.

Творческий (третий уровень познавательной активности) характеризуется высоким уровнем познавательного интереса при значительном уровне самостоятельности и автономности познавательных усилий. Такие учащиеся стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели рациональный способ.

12 слайд Нами был проведён мониторинг уровня познавательной активности  за последние три года в двух классах (нынешние 11) по следующим критериям (они на экране).

13 слайд Из диаграмм мы видим в, что в классе где дается на обучение химии 3 часа в неделю (10 А, 11 А), показатели намного выше, чем где на обучение химии дается 1 час в неделю (10 Б, 11 Б).

14 слайд В сотрудничестве с обучающимися стараемся увидеть современные проблемы и возможные пути их решения средствами образования. 

15 слайд  При проектировании урока химии на начальном этапе изучения химии следует в структуру урока включить методы, направленные на поддержку познавательной активности учащихся. Они представлены на слайде. 

16 слайд  По мере постепенного накопления знаний учащихся, развиваются их умения и, вместе с этим развивается и познавательная активность учащихся, которая при правильном подборе методов обучения постепенно достигает второго поисково-исполнительского уровня, что позволяет:

  1. Применять проблемный метод на основе создания проблемных ситуаций;
  2. Использовать проблемный химический эксперимент, который вызывает познавательную проблему.

17 слайд 3. Включать учащихся в эвристические беседы.

18 слайд Успешное решение познавательных проблем в течение некоторого периода, успешное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях позволяет учащимся достигнуть третьего творческого уровня познавательной активности. На этом уровне возрастает интерес учащегося к себе, не только к результатам решение познавательных проблем, но и к способу их решения.

19 слайд Таким образом, для развития познавательной активности необходимо включать учащихся в опытно-экспериментальную деятельность, проектную и исследовательскую деятельность, организовывать публичную защиту проектов, представление результатов исследования на различных уровнях.

20  слайд   «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его  надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…».   А. Дистервег

 21 слайд   Спасибо за внимание!