Формирование коммуникативной компетенции учащихся

Мордясова Анна Владимировна
Формирование коммуникативной компетенции учащихся Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент. Коммуникативная компетентность - это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя: - знание ограничений и культурных норм в общении; - знание традиций и обычаев; - владение этикетом; - демонстрацию воспитанности; - умелое применение коммуникативных средств. Способности: - умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения; - программирование процесса общения; - управление общением. Правила: - сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить; - понимание; - конкретика; - невербальные знаки. Диагностика формирования коммуникативных компетентностей: - отзыв на работу товарища; - составь задание партнеру; - групповая работа по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим»; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Развитие речи учащихся на уроках: - обязательная запись каждого нового термина на доске; - запись слова в словарь терминов с кратким объяснением; - систематическое проведение терминологических диктантов; - обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями; - применение справочных терминологических таблиц. Образовательные технологии, формирующие коммуникативные навыки учащихся: - проблемно-поисковые; - коммуникативно-диалоговые технологии; - технологии проектно-исследовательской деятельности; - моделирующего обучения (учебные игры); - группового обучения; - диалоговая технология. Диалоговая технология. Методические приемы: - формулирование проблемы и анализ способов её решения; - выражение собственной точки зрения в контексте иных; - эффективное слушание и понимание собеседников; - выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений; - оценку смысла и значения поступающей информации; - выделение различных причинно-следственных связей; - логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения; - разные интерпретации информации; - выражение оценочных суждений и самооценку; - формулирование выводов о значимости и перспективности диалога