Использование ИКТ в сельской школе в профилизации обучения

Бугай Анна Васильевна

Использование ИКТ в сельской школе в профилизации обучения.

 

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.

В условиях сельской школы Кабинет информатики - является средством осуществления Государственной программы информатизации системы среднего образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества, повышение уровня образования.

Качественное образование выпускников школы – это переход на профильное обучение. В условиях сельской общеобразовательной школы, учитывая объективные причины сложности выбора профиля обучения, предоставить обучающимся равные образовательные возможности можно только при индивидуализации их обучения. Школа предлагает обучающимся универсальное обучение, но предоставляет возможность построения каждому из них индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Широкие возможности построения ИОМ предоставляет дистанционная поддержка образовательного процесса. Дистанционное обучение (ДО) становится инструментом для решения проблем, связанных с удовлетворением образовательных потребностей обучающихся.

Цель организации дистанционного обучения в ОУ: - повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами и способностями; - развитие профильного обучения в рамках ОУ на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований; - создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся. - обеспечение качественного образования детям с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды)

В центре технологии Дистанционного обучения – учащийся; суть технологии – развитие способности к самообучению; в основе учебной деятельности – сотрудничество. В основе ДО лежит самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Важно, чтобы они не только усвоили знания, но и научились их самостоятельно приобретать, работать с информацией, овладели способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем могли бы применять для непрерывного самообразования. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучающиеся должны быть вовлечены в активную познавательную деятельность: приобретать и применять знания, искать и находить для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Поэтому важной задачей на уроках информатики (особенно в сельской школе) становится обучение работе с информацией, формирование способов познавательной деятельности.

Дистанционное обучение расширяет мировоззрение всех обучаемых. Границы мира образования уже не заключены стенами своей родной школы, ученик отчетливее воспринимает себя как часть региона, страны и мира в целом. Для большей социализации и дальнейшей интеграции во взрослую жизнь учащихся сельских, удаленных от центра школ это очень важно.

ДО в школе организованно с 2007 года. В 2011-12 уч.году 40,8% учащихся школы занимаются дистанционно, начиная с 6 класса.

Результаты обучения: 1.Учащиеся получают возможность свободного выбора образовательной траектории. 2.Учащиеся поставлены в ситуацию самостоятельного выбора, что полностью соответствует современному динамично развивающемуся рынку труда. 3.Индивидуализация приводит к росту качества образования. Заинтересованный, мотивированный учащийся показывает более высокие результаты не только по профильным, но и по общеобразовательным предметам. 4.Увеличение комфортности обучения и улучшения психологических показателей учащихся. Дети становятся более свободными в общении и в поведении, что дает им возможность лучше реализовать свой потенциал. 5.Предоставление качественного образования детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды).