Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости

Мироненко Светлана Вадимовна

 

 

 

«Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся».

        Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.

В отечественной литературе проблеме повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников особое значение придавали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Особое внимание в решении этой задачи они уделяли всестороннему изучению детей, правильной постановке взаимоотношений учителя с учениками, совершенствованию методов и приемов учения. На основе идей выдающихся педагогов прошлого выросли социальные исследования неуспеваемости. В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».

Отставание – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.

Мы хотим представить схему, которая по нашему мнению, отражает причины возникновения неуспеваемости учащихся в целом.

1.      Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться.

2.      Часто в основе неуспеваемости лежит ОТСТАВАНИЕ ученика от других учеников и связано это, как правило, с внутренними, исходящими от самого ученика причинами: ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РЕБЕНКА (состояние здоровья) и НЕДОСТАТОЧНЫМ ВЛАДЕНИЕМ ОБЩЕУЧЕБНЫМИ УМЕНИЯМИ  и НАВЫКАМИ.

3.      Эти две причины могут повлечь  за собой: ПРОПУСКИ уроков, как по болезни, так и в силу некоторой боязни ходить на урок, если отсутствие навыков и умений раздражает учителя.

4.      Нелюбовь к конкретному предмету, к конкретному учителю и вообще к учению так же являются причинами отставания учащегося.

 

5.      Следующим этапом в формировании отставания становиться внешние, в основном не зависящие от ученика причины: большой объем домашних заданий, который необходимо выполнять по заданию учителей.

При этом у ребенка либо не хватает на это время (в силу личной неорганизованности, обширной внеурочной деятельности), либо  отсутствуют волевые усилия и привычка выполнять домашние задания и слушать внимательно на уроке.

6.      НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ также может стать причиной отставания («все равно учитель не поставит хорошую оценку – зачем напрягаться») – отсутствует стимул к самому процессу обучения.

7.      Нередко причиной отставания становятся и сложные семейные ситуации, с которыми ребенку довольно сложно справиться и которые напрямую влияют на самочувствие и подготовленность учащегося.

8.      Большой СНЕЖНЫЙ КОМ, который образуется в силу всего вышесказанного, выливается в  НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ.

 

Проведенный анализ неуспеваемости в 7-х классах в течение 2014-2015 учебного года наглядно отражен на слайде 3. Мы проанализировали изменения, произошедшие в течение года, и, получили следующие результаты.

7а класс: По результатам 1 четверти – 7 неуспевающих; 2 четверть – 7 неуспевающих, 3 четверть – 5 неуспевающих, 4 четверть – 3 неуспевающих.

7б класс: По результатам 1 четверти – 7 неуспевающих; 2 четверть – 8 неуспевающих, 3 четверть – 5 неуспевающих, 4 четверть – 3 неуспевающих.

Наглядно видна тенденция к снижению количества неуспевающих учащихся.

Значительная роль в преодолении неуспеваемости учащихся отводится классному руководителю.

Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся мы разделили на следующие этапы.

1.1.Выявление неуспевающих учащихся

1.2.Психо-физиологический портрет потенциальных «двоечников» - по результатам предыдущих периодов обучения.

1.3.Социальный портрет учащихся, входящих «в группу риска».

1.4.Взаимодействие с учителями-предметниками в начале учебного года, постоянный контроль  в течение года.

1.5.Беседа с учащимися, имеющими неудовлетворительные оценки в предыдущих периодах.        

2.      Предупреждение неуспеваемости учащихся.

2.1. Контроль посещаемости (ежедневно). В случае отсутствия учащегося на уроках: звонок родителям, организация информирования о домашних заданиях, беседа с учащимся, беседа с учителями-предметниками об индивидуальных заданиях, информирование администрации в письменном виде о систематических пропусках.

2.2. Контроль текущих оценок (1-2 раза в месяц информирование родителей всех учащихся классного коллектива, посещение уроков). В случае ОТСТАВАНИЯ: звонок родителям, контроль над выполнением домашнего задания, беседа с учащимся, посещение уроков и беседа с учителями-предметниками о дополнительных занятиях с отстающими, информирование администрации в письменном виде о задолженностях.

3.      Преодоление неуспеваемости учащихся.

3.1.Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

3.2.Зачастую классный руководитель использует известную методику «кнута и пряника»

3.3.Показывает личным примером, как здорово много знать, ПОМОГАЯ УЧЕНИКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ СТРАХИ, ПРОТЕСТЫ, НЕЖЕЛАНИЯ.

3.4.«Прикидывается» ничего непонимающим в геометрии и просит объяснить отчего «штаны Пифагора» должны выглядеть одинаковыми и никак иначе.

3.5.Легко и с юмором,  объясняет родителям, что их ребенок невероятно талантлив и может достигнуть невероятных результатов, если…

3.6.Если не помогает, просит администрацию ЛЕГКО И С ЮМОРОМ напомнить родителям, какой вклад они должны вносить в преодоление неуспеваемости своего чада.

3.7.А иногда, КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ, сделав над собой невероятное усилие, просто приходится придать УСКОРЕНИЕ ученику, которое повлечет за собой и ПОНИМАНИЕ, ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ, и УВАЖЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ, РОДИТЕЛЯМ И САМОЕ ГЛАВНОЕ К САМОМУ СЕБЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassruka_v_preodolenii_neuspevaemosti.pptx706.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петрухина А.В. Мироненко С.В. Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости

Слайд 2

Отставание VS Неуспеваемость Отставание –процесс накапливания невыполнений требований. Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Слайд 3

Причины возникновения неуспеваемости

Слайд 4

Результаты успеваемости 2014-2015 7а 7б

Слайд 5

Выявление причин неуспеваемости Психо-физиологический портрет двоечника Социальный портрет учащегося Взаимодействие с учителями-предметниками Беседа с учащимся

Слайд 6

Предупреждение неуспеваемости При наличии большого количества пропусков

Слайд 7

Предупреждение неуспеваемости Контроль текущих оценок Привлечение в помощь одноклассников

Слайд 9

Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости Беседа с учеником Беседа с родителями

Слайд 10

Роль классного руководителя Беседа с администрацией