Арт-терапия в работе с младшими школьниками.

Нестерова Оксана Викторовна

В образовательной среде арт-терапевтические методы применяются как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и саморазвития личности, как путь к разрешению социальных конфликтов, налаживанию и выстраиванию отношений в группе и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с младшими школьниками.

Педагог-психолог Нестерова Оксана Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

г. Саратов, Саратовская область

С раннего возраста каждый ребенок рисует, лепит, и что-то творит, и этот процесс является естественным. Изображая что-то на рисунке, или создавая творческую работу из пластилина или других материалов, ребенок выносит свои эмоции и переживания во внешний мир, в свою работу. Это путь обнаружения своего внутреннего знания и путь обращения к нему. Творя, ребенок сам формулирует познаваемое и, благодаря изображению, сам знакомится с собой, со своим внутренним миром и может переосмыслить события. Можно сказать, что в основе  арт-терапии лежат процессы, активизирующие рефлексию ребенка. Однако изображение открывает возможность не только самопознания и саморазвития, внутренний мир ребенка становится видимым и понятным окружающим его людям.

В образовательной среде арт-терапевтические методы применяются как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и саморазвития личности, как путь к разрешению социальных конфликтов, налаживанию и выстраиванию отношений в группе и др.

В работе школьного психолога можно выделить несколько направлений, где арт-терапевтические методы являются незаменимым инструментом:

-индивидуальная работа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы:

-групповые развивающие занятия: по развитию коммуникативных навыков, группы личностного роста, социальной адаптации, снятия напряжения;

-психологическое консультирование;

-семейное консультирование.

Арт-терапевтические методы предполагают широкий выбор различных материалов: наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, нитки и др. При этом выбор материала имеет большое значение: он способствует выявлению области внутреннего конфликта и влияет на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Так как адресуясь через эмоции и мышление к сущностным психологическим силам, особенности материала помогают вывести эти силы из пассивного состояния.

Опыт работы с детьми школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдения которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекции страхов, устранение барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь. Ребенок убеждается, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так, как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным, социализированным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Отмечая трудности в использовании арт-терапевтического метода, нужно помнить, что психолог должен быть осторожным в оценке, когда ребенок доверяет ему свою проекцию внутренней жизни. Ни в коем случае нельзя насильно принуждать к участию в практике. Нужно заранее оговорить, что любой из учеников всегда может отказаться от дальнейшей работы, однако при этом не должен мешать остальным. Пусть ребята усвоят, что все  упражнения они делают для себя, для своей пользы, а не по капризу взрослого.

В ходе своей работы я  убедилась в результативности применения арттерапевтических приемов в работе с младшими школьниками:

1. устанавливается тесный психологический контакт;

2. повышение уровня уверенности в себе;

3.создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

4. является средством свободного самовыражения;

5. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения;

6. вызывает положительные эмоции;  уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

В результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.