Проект "Салаир - малый город великой России"

Гикст Наталья Маратовна

http://mitropolia42.ru/2016/12/28/68540.  Это ссылка на сайт Кузбасской митрополии, на котором предсталены результаты реализации этапов проекта "Салаир - малый город великой России", в котором я и мои ученики приняли самое активное участие. Приглашаю всех посмотреть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №16»

г.Гурьевска Кемеровской области

Технология проблемного обучения

на уроках социально-гуманитарного цикла

(описание опыта работы)

Автор:

Гикст Наталья Маратовна,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №16»

г. Гурьевска Кемеровской области,

учитель истории, обществознания, ОРКСЭ

Гурьевск, 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

1. Что такое технология проблемного обучения?...........................................6

2.  Проблемно-диалогические методы и приемы обучения………………..9

2.1. Методы постановки учебной проблемы……………………..…..11

2.1.1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог…………...…….11

2.1.2. Подводящий к теме диалог………………………………………...13

2.1.3. Сообщение темы с мотивирующим приемом…………………….14

2.2. Методы поиска учебной проблемы……………………………….16

        2.2.1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог...……16

        2.2.2. Подводящий к поиску решения диалог…………………………...17

3.  Модель проблемно-диалогического урока социально-гуманитарного цикла……………………………………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………..….21

Литература………………………………………………………………………22

Введение

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи в начале XX века. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг. В работах М.И.Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лерненра и польского ученого В.Оконь проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, который сочетает в себе самостоятельную систематическую деятельность по усвоению знаний на основе целепологания и принципа проблемности. На современном этапе проблемное обучение является уровнем развития практической педагогики.

Концепцию технологии проблемного обучения составляет идея использования творческой, познавательной, учебной деятельности учащихся посредством постановки проблемных заданий (вопросов) и активации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Причиной возникновения теории проблемного обучения стала социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технического прогресса.         Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?

            При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит объяснительно-иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их учебная и познавательная деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой учащийся уподобляется приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.

           Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.

          При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Несомненными достоинствами этой педагогической технологии является создание условий для высокой самостоятельности учащихся и формирования познавательного интереса и личной мотивации учеников.

1. Что такое технология проблемного обучения?

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта (ученика) с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к поиску решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

1.) создание проблемных ситуаций,

2.) обучение учащихся в процессе решения проблем,

3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска путей решения, новых знаний и новых способов их получения.

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:

- первая  цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

 - вторая  цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи с большим успехом могут быть реализованы именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит  в  ходе  активной  познавательной и поисковой    деятельности учащихся, в процессе решения  ими системы проблемно-познавательных  задач. 

Для успешного применения проблемного обучения необходимо соблюдение таких условий:

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступными для учащихся, соответствовать интеллектуальным возможностям.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Проблемная задача должна быть такой, чтобы ученик не мог её выполнить опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточной для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Этапы проблемного обучения:

Действия  учителя

1. Создает  проблемную ситуацию.

2. Организует  размышления над проблемой и  ее формулировкой. 

3.Организует  поиск путей решения проблемы.

4. Организует  проверку истинности полученных знаний.

5.Организует обобщение результатов, получение  выводов и их практическое применение.

Действия  ученика

1. Осознает  противоречия в изучаемом явлении (процессе). 

2. Формулирует  проблему.

3.Выдвигает  предположения (гипотезы), объясняющие противоречия, причины явления. 

4. Ищет пути решения проблемы: изучает новый материал, открывает новые знания, проверяет  гипотезы в эксперименте, решении  задач, анализе и т.д. 

5. Анализирует  результаты, делает выводы, применяет  полученные знания на практике.

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие способности.

            

2. Проблемно-диалогические методы и приемы обучения

Рассмотрим технологию проблемно-диалогического обучения подробней: методы, формы, средства, приемы.

Сравнительная классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом           (Например, яркое пятно, демонстрация непонятных явлений и др.)

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке предположений (гипотез) диалог

подводящий от проблемы к поиску решения диалог

подводящий от проблемы диалог

сообщение знаний

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два основных звена:

- постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

- поиск решения (это этап формулирования (открытия) нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

 Виды диалогов:

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ  состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» нового знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками.

2.1. Методы постановки учебной проблемы

2.1.1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

Проблемная ситуация        «с удивлением»

-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Проблемная ситуация        «с противоречием»

-Вопрос был один? А сколько мнений? Какое мнение считать верным? Или: Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Проблемная ситуация        «с затруднением»

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры:

Прием 1. Проблемная ситуация «с удивлением»

Урок ОРКСЭ модуль ОМРК в 4-м классе по теме «Священные сооружения»

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация темы:

слайды с изображениями храмов всех мировых религий

Что изображено на экране? (Храмы)

Эти храмы похожи?

Учащиеся без труда могут сказать, что это храмы. Вспомнить 4 мировых религии, назвать их.

Побуждение к осознанию проблемы

Как вы думаете где мы можем встретить такие храмы?  Какой из этих храмов похож на храм в нашей местности?

Отвечая на вопросы учащиеся приходят к выводу, что представленные в презентации храмы выглядят по-разному, в нашей местности можно встретить только церковь (это понятие знакомо детям). Остальные храмы не видели или видели только на картинках или по телевизору.

Побуждение к проблеме

Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

О чем пойдет речь?

Формулируют тему урока. Ставят пред собой образовательную задачу.

Вопрос (тема)

Фиксирует на доске

Прием 2. Проблемная ситуация «с противоречием»

Урок истории Древнего мира в 5-м классе по теме «Счёт лет в истории»

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление противоречивых данных:

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.)

Александр Македонский    (356-323 гг. до н.э.)

Иван IV Грозный (1530-1584 гг.)

Перед вами даты жизни известных исторических личностей. Посмотрите внимательно.

(Тема урока заранее написана на доске)

Ученики замечают сокращение «до н.э.» и «неправильное» написание дат до н.э.

Побуждение к осознанию проблемы

Что вас удивило в написании дат?

Допущена ли ошибка в написании дат?

Ученики сделают вывод о том, что даты жизни Цезаря и А.Македонского написаны «наоборот», перепутаны местами. Даты жизни Ивана Грозного написаны верно.

Столкновение двух разных мнений учеников в классе

А кто считает, что ошибки в написании дат нет? Ошибка есть только при написании дат до н.э.? Объясните эту ошибку.

Выслушав мнение учителя, который не видит здесь ошибки, некоторые ученики, доверившись, считают, что ошибки нет, но объяснить не могут.

Мнения учеников в классе разделяются.

Формулировка проблемного вопроса

На какой главный вопрос нам необходимо ответить на уроке?

Каким образом? Как решим проблему?

Формулируют проблемный вопрос: «Есть ли ошибка в написании дат до н.э.?»

 Ставят пред собой образовательную задачу – изучить новую тему «Счет лет в истории», чтобы ответить на вопрос.

Прием 3. Проблемная ситуация «с затруднением»

Урок истории Древнего мира в 5-м классе по теме «Счёт лет в истории»

Загадка про меч Спартака:

« В один музей принесли древний меч, на котором была вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал своих врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что Спартак действительно погиб в 71 г. до н.э. Несмотря на это ученые заявили, что надпись фальшивая и сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже.

Вопрос: ПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ ТАК РЕШИЛИ?

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление трудноразрешимого вопроса - загадки

Читает загадку

Слушают, проявляют интерес, начинают мыслительный процесс, попытки разгадать загадку

Побуждение к осознанию проблемы, к

выдвижению гипотез

Как вы думаете, почему ученые решили, что надпись на мече фальшивая?

Как можно разгадать эту загадку?

Ученики могут предположить, что ученые не правы, ведь дата смерти Спартака подлинная. Или выдвинуть другие гипотезы.

Побуждение к формулировке проблемы

Что необходимо знать для того, чтобы решить эту загадку? Каких знаний не хватает?

Узнав, что в загадке нет ошибки, осознают, что им не хватает знаний.

Вопрос (тема, проблема)

Изучить современную систему летоисчисления и отгадать загадку.

Формулируют проблему урока и  ставят пред собой образовательную задачу – изучить современную систему летоисчисления и сравнить с древней системой летоисчисления, чтобы разгадать загадку.

2.1.2. Подводящий к теме диалог

        Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример.

Урок ОРКСЭ модуль ОМРК в 4-ом классе по теме  «Священные книги мировых религий»

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог

Слайд (или картинки на доске) с изображением 4 разных книг (Библия, Коран, Тора, Трипитака)

-Посмотрите, что изображено на доске

- Книги красивые и очень необычные.

-Что необычного в этих книгах?

- Одна похожа на древний свиток, ещё одна – просто отдельные листочки одинакового размера. Две других похожи на обычные книги.

-Как вы думаете, какое отношение эти книги имеют к изучению мировых религий?

-Наверное, это главные книги разных мировых религий.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

- Священные книги мировых религий.

2.1.3. Сообщение темы с мотивирующим приемом

        Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность») или начинает урок с демонстрации новых непонятных явлений (возможен показ опыта на предметах естественнонаучного цикла).

Пример. Урок ОРКСЭ модуль Основы православной культуры в 4-ом классе по теме  «Праздник Пасхи»

А. Н. Майков «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос воскрес!        

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме стихотворения

Читает стихотворение

Слушают

-Кто догадался, о каком празднике пойдет речь сегодня на уроке?

-О празднике Пасхи

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

- Праздник Пасхи


2.2. Методы поиска учебной проблемы

2.2.1.Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), не исключается сообщение учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы, предположения?

-Согласны с этой гипотезой (предположением)? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример: рассмотрим продолжение урока истории в 5-м классе по теме «Счет лет в истории». Проблемная ситуация – загадка про меч Спартака.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Поиск путей решения проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Современная система летоисчисления – Григорианский календарь

Знакомство с современной системой летоисчисления от Рождества Христова

Побуждение к гипотезам, выдвижение гипотез

-Какие есть гипотезы, предположения?

- Ученые не правы и надпись является подлинной.

- Может быть найден новый исторический источник, который называет другую дату гибели Спартака.

Могут быть и др.гипотезы

Подсказка к решающей гипотезе

- Давайте предположим, что надпись подлинная. А как друзья Спартака могли знать, когда родится Иисус Христос?

- Значит в древности года считали по-другому. Была своя система летоисчисления.

- А от какого события ведут счет лет в истории?

Открытие новых знаний

Учитель знакомит учащихся с современной системой летоисчисления – н.э. время от рождения Иисуса Христа, до н.э. – до рождения Иисуса Христа

Учащиеся знакомятся с лентой времени, отмечают на ней рубеж – рождение Христа, н.э. и до н.э. Запоминают правило – «Счет лет до н.э. идет в обратном порядке, от большего числа к меньшему»

Решение учебной проблемы

-Можем теперь отгадать загадку?

-Ученые были правы, утверждая, что надпись на мече фальшивая?

- Да. Новые знания дают нам возможность разгадать загадку.

-Ученые были правы. Друзья Спартака не только не знали, когда родится Христос, они даже не знали кто это.

Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Пригодится ли новое знание в дальнейшем?

Отвечают на вопросы.

        2.2.2. Подводящий от проблемы к поиску решения диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее (подводящий без проблемы диалог).

Пример: урок по истории России в 6-м классе по теме «Неолитическая революция. (подводящий без проблемы диалог)

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Поиск путей решения проблемы

Тема проблемного урока

Неолитическая революция

Актуализация знаний

-Вспомни, что такое присваивающие хозяйство?

- Какие виды присваивающего хозяйства помните?

- Это хозяйство присвоения готовых продуктов у природы.

- Собирательство. Охота.

Подводящий без проблемы диалог.

-Человек заметил, что упавшие в землю семена и плоды дают всходы.

К какому новому виду хозяйственной деятельности могло привести?

Ребята могут дать несколько вариантов ответов близких по смыслу. Например, огородничество и т.п.

Правильный ответ: зарождение земледелия.

-На охоте охотники заметили в логове дикой свиньи маленьких поросят. Охотники забрали их с собой, стали кормить. А когда поросята выросли, пустили их в пищу.

Какой новый вид хозяйственной деятельности мог появиться благодаря этому?

Ребята могут дать несколько вариантов ответов близких по смыслу.

Правильный ответ: зарождение скотоводства.

Вывод

- Таким образом, произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, названный неолитической революцией.

Дайте определение понятию «неолитическая революция».

Дают определение понятию «неолитическая революция», записывают в тетрадь.

Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую тему мы только что изучили?

- Неолитическая революция (Тема).

Углубление изученной темы

- Почему переход к производящему хозяйству называют революцией?

-Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Словом «революция» хотят подчеркнуть появление качественно новых видов деятельности. Появились новые орудия труда для обработки земли, появились первые пашни и первые культурные растения.

        Как вы видите, проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

3. Модель проблемно-диалогического урока

социально-гуманитарного цикла

Модель не жесткая: возможны варианты при сохранении основных этапов.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

1-я линия развития. Уметь объяснять явления окружающего мира, социума …    (в формулировке общее умение соединяется с конкретными целями данного урока).

2-я линия развития. Уметь определять свое отношение к историческим (общественным) явлениям (в формулировке общее умение соединяется с конкретным знанием данного урока).

Перечень вводимых на этом уроке новых понятий, дат, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику.

Этапы урока, время

Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование.

Мотивационно-установочный  этап

Мобилизующее начало, положительный эмоциональный настрой

Положительный эмоциональный настрой на работу

Оборудование должно быть готово к началу урока

Создание проблемной ситуации (5-7 минут)

Обращается к ученикам с вопросами (заданиями), которые создают ситуацию противоречия, проблему.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие: проговаривают и осознают его.

Например, в двух разных углах доски фиксируются два противоречащих друг другу факта.

Формулирование проблемы (3-5 минут)

-Какой у вас возникает вопрос (на основе выявленного противоречия)?// Что нам сегодня предстоит выяснить?

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах.

Основной вопрос (проблема) записывается как тема урока или под темой.

Выдвижение гипотез (2-3 минуты)

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).

От  проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий).

Открытие новых знаний

(поиск путей решения проблемы)

(15-20 минут)

Работа с учебником. Работа в группах или парах. Поиск информации из других дополнительных источников (книги, интернет и др.)

Открытие новых знаний, позволяющих дать ответ на проблемный вопрос.

Ответ на проблемный вопрос

Закрепление новых знаний, применение в практической учебной деятельности

Интересные задания, вопросы в учебнике и т.п.

Выполнение практических заданий.

Работа с книгой, презентацией, рабочей тетрадью на печатной основе.

Домашнее задание (2-3 минуты)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают в дневник.

Запись Д/з на доске.

Итоги урока. Рефлексия.(2-3 минуты)

-Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Пригодится ли новое знание в дальнейшем?

Отвечают на вопросы

Возможно смайлики, наклейки, др.символика

Заключение

Сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности учащихся с усвоением новых знаний. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, основу которых составляет системно-деятельностный подход проблемное обучение просто необходимо. Так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность конкурентоспособную в системе современного образования и, в будущем, на рынке труда. Личность - способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к дальнейшему самообразованию.

Результативность проблемного обучения выражается в следующем:

- наличие положительного мотива к познавательной деятельности (хочу разобраться, попробовать свои силы);

- переживание учеником субъективного открытия (я сам получил этот результат);

- положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (испытываю радость, удовольствие от учебной деятельности);

-Овладение способами решения проблемных ситуаций, анализ фактов, гипотез.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с личностью всегда способной к поиску, готовой к выбору и ответственности.

Литература

  1. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.
  3. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): В 2 кн. – М., 2000.
  4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.


 

Комментарии

Муромцев Максим Геннадиевич

Проблемное обучение - педагогическая технология, основанная на мотивировании детей к выбору способов решения затруднительной ситуации.

У Вас: Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта (ученика) с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к поиску решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
ФГОС - коммуникативные навыки?