Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в школе для слабовидящих учащихся

Яруллина Венера Гумеровна

ГБОУ «Набережночелнинская школа № 87»

 

Яруллина В.Г.,

 учитель высшей квалификационной категории

Развитие творческих способностей  на уроках русского языка и литературы  в школе для слабовидящих учащихся

      Одним из кризисных явлений в области современного образования является противоречие между необходимостью все время увеличивать объем информации и возможностями человека в её усвоении. При этом воспитательная цель состоит в том, чтобы в процессе обучения воспитать каждого обучающегося творчески активной и социально компетентной личностью.  Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность. В толковом словаре В. И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы».  Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.

      Для обучения и воспитания творческой личности необходимо развитие понятийно-логического и творческого мышления. Эта деятельность в процессе обучения слабовидящих детей осложняется недостаточностью порции конкретной и запоминаемой информации, обеднённой эмоциональной стороной его психики. Приходится прибегать к использованию в обучении учебным предметам специальных средств наглядности, которые позволяют  уточнять и конкретизировать  всевозможные способы организации и подачи  теоретического материала в виде традиционных таблиц, схем или в форме опорных конспектов и алгоритмов, а на данном этапе и средств информационных технологий. Тем самым  выполнять компенсаторные функции в обучении и необходимом развитии обеднённого творческого мышления данной категории учащихся. Возникшая необходимость  уйти от большого количества вербального материала на уроке к предметно-практическому усвоению  обучающимися знаний, которые они добывают сами, приводит к использованию опорных конспектов и таблиц,  которые не содержат большого объёма словесного материала, что обычно и затрудняет усвоение теоретической информации. Благодаря схеме и таблице на определённом этапе урока можно изложить материал не только одного параграфа, но и целого раздела программы,  что помогает выиграть  время и облегчить процесс запоминания, учит обучающегося использовать по аналогии её и в другой учебной ситуации.

      При выполнении тренировочных заданий дома и в классе ребята по мере необходимости обращаются к схеме, она же помогает организовать и изучение параграфа учебника. Таким образом, запись в виде схемы дисциплинирует мысль ученика, направляет ее в нужное русло, требует определенных графических обозначений при записи в тетради, что позволяет улучшить графические навыки ученика, обогащает его образную систему.

    Слабовидящему учащемуся не только необходимо дать знания, умения, навыки по общеобразовательным предметам, но и, проводя компенсаторную и коррекционную работу, развить обедненные чувственные и предметные представления, способствовать адаптации слабовидящих детей в среде зрячих. Все эти задачи эффективно может реализовывать урок литературы. Именно этот предмет помогает развить функции речи в условиях сужения чувственного познания и развить творческие способности больного ребёнка.

     Потеря зрения или глубокое нарушение его значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания человеком окружающего мира, но не нарушает структуры и деятельности самого механизма речи, поэтому речь внешне не страдает. Вместе с тем развитие речи слабовидящего ребёнка  имеет свои особенности, связанные со структурой зрительного дефекта, степенью сформированности у него умения видеть и наблюдать окружающий мир. Но при этом может наблюдаться несоответствие между словом и образом, возникающее вследствие ограниченности восприятия и приводящих к формальному усвоению знаний – вербализму. Значительное нарушение восприятия окружающего мира затрудняет не только овладение образными выражениями, эмоциональной окрашенности речи, но и разрушает единство эмоционального, образного и логического мышления. Ко всему этому прибавляется и ограниченное время зрительной нагрузки. Все это приводит к трудностям в усвоении литературы как учебного предмета, но в то же время определяет первоочередные задачи деятельности учителя.

      Для формирования наглядно-образного и словесно-логического мышления,  развития монологической речи на уроке литературы также  используются опорные схемы и таблицы. Кроме готовых таблиц и схем по литературе (М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М., Айрис пресс)  составляются  необходимые при изучении того или иного материала графические схемы. Например, для усвоения теоретического термина "композиция художественного произведения" была составлена схема-образ айсберга.

      Схемы-образы были сделаны в совместном творческом процессе на уроках при изучении произведений В.Г.Короленко «Слепой музыкант», А.Грина «Зеленая лампа», У. Шекспира "Гамлет", А. Грибоедова "Горе от ума" и некоторых других.  Тогда  урок литературы выполняет не только образовательные функции, но и обогащает чувственный опыт учащихся, способствует формированию адекватной самооценки, осуществляет коррекцию психического развития детей с нарушением зрения.

     На сегодняшний день школа обогащается средствами информационных технологий, и урок становится богаче и ярче.  Появилась возможность сделать наглядный материал для  учащегося эстетичным, индивидуальным, с подбором необходимого шрифта. Так в оформлении урока литературы в 9 классе по теме «Литература  и искусство XVIII века. Классицизм как литературное направление»   были использованы презентация с материалами по русской архитектуре и живописи XVIII века в сопровождении музыки Д.Бортнянского и индивидуальными рабочими папками, что помогло реализовать поставленные задачи.

    Рабочие папки для учащихся могут содержать разнообразные материалы для урока:  хронологические таблицы основных дат и характеристик литературных этапов, вопросы для групповой работы с иллюстративным материалом, домашнее задание.

    Именно наглядный материал урока помогает не только дать яркое представление детям о культуре и искусстве эпохи, но и включает каждого обучающегося  в творческий процесс урока, а учителю позволяет выполнить офтальмологические требования. 

    Большую помощь в работе учителя-филолога в школе для слабовидящих учащихся оказывают уроки предметно-практической деятельности (ППД) по развитию речи. В школе составлена и проходит апробацию программа по курсу ППД для 5-7 классов.  Этот курс имеет  творческую направленность,  дают возможность свободно проявляться каждому ученику в той или иной творческой ситуации. На этих уроках дети в непринуждённой форме играют в буриме, составляют сценарии для своих клипов, репортажей, пишут рассказы, статьи.  Ученики 5-го  класса сочиняют сказки,  учатся оформлять  книги.   А с готовыми книжками  приходят к первоклассникам и проводят небольшой праздник «Подарю тебе книгу», сценарий которого прорабатывается на уроке.

     Чтобы воспитательная работа по предмету стимулировала развитие личности, творческих способностей обучающихся, необходимо организовать ее таким образом, чтобы всемерно активизировать самостоятельность их мышления, нацеливать на процессы cамоопределения, самосовершенствования, саморазвития.    А свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Так во время проведения Недели предметов гуманитарного цикла  ребята 11-го и 6-го классов подготовили и провели для учащихся начальной школы Урок поэзии. Для мероприятия старшеклассники самостоятельно сделали презентацию и «издали» небольшую брошюру со стихами шестиклассниц, что сделало мероприятие очень наглядным,  запоминающимся и раскрыло резервы творческих возможностей всех: и организаторов, и участников этого мероприятия. 

     Подобные  уроки и мероприятия позволяют раскрыть и развить творческий потенциал слабовидящих обучающихся,  делают их смелее и увереннее в различных речевых ситуациях.  Это ярко прослеживается в результатах и выступлениях наших учеников  на различных творческих конкурсах и  научно-практических конференциях не только по предметам гуманитарного цикла, но и других учебных дисциплин на городском, республиканском и российском уровнях.

      Таким образом, основной акцент в преподавании уроков русского языка  и литературы в школе для слабовидящих детей строится с учетом рефлексивных особенностей учащихся. В основные функции русского языка и литературы как учебных дисциплин в школе для детей с нарушением функции зрения добавляется и функция социализации личности ребенка во взрослую жизнь.

      Главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку активно познать социальную действительность, создать условия для его наиболее полной творческой самореализации, чтобы он сознавал себя конкурентоспособной личностью в современном обществе.