Сравнительный анализ технологий обучения традиционной и адаптивной школы

 

Сравнительный анализ технологий обучения традиционной и адаптивной школы

 

                                                         Выполнила:

Бутрина Ирина Юрьевна,

МОУ СОШ № 16  г. Серпухов

 

План

Введение

1.          Сущность адаптивной школы

2.      Технологии обучения в адаптивной школе

a.         Структура технологии развивающего метода

b.        Критерии урока в адаптивной школе.

c.         Роль учителя в адаптивной школе.

Заключение

Литература

 

Введение

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность.

Современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

Актуальность проблемы реализации адаптивного образования связана с:

- наличием детей с различным уровнем способностей;

- идеей самоопределения школьников;

- социальными условиями проживания: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, высокий уровень безработицы родителей не позволяет ученикам рассчитывать на поступление в дорогостоящие ВУЗы.

Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

Таким образом, актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями. Поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к ребёнку.

Объект исследования — современная общеобразовательная школа и ее учебно-воспитательный процесс

Предмет исследования — технологии учебно-воспитательного процесса традиционной и адаптивной массовой школы в условиях неоднородного состава учащихся.

Цель исследования — сравнить технологии обучения традиционной и адаптивной школы как учебного заведения массового типа, способного удовлетворить разнообразные потребности детей, максимально учесть их способности, склонности, планы на будущее, раскрыть оптимальные пути реализации модели в практике.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1)    Изучить психолого-педагогическую литературу по организации учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.

2)    Охарактеризовать факторы, обуславливающие объективную необходимость реорганизации массовой общеобразовательной школы.

3)  Провести анализ существующих технологий обучения в адаптивной школе, а также обосновать свою позицию по данному вопросу

В работе рассмотрены технологии обучения в традиционной и адаптивной школе.

1.              Сущность адаптивной школы

Что же такое адаптивная система, адаптивная школа? Николай Петрович Капустин, доцент московского педагогического университета, определил адаптивную образовательную систему, как систему способную помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии со своими природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная образовательная система выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям.

Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.

Адаптивная школа – это школа для всех. (Для сильных, средних и слабых). В адаптивной школе основные формы УВП – это урок, классное собрание, классный час. Адаптивные технологии во всех указанных форма обеспечивают развитие интеллекта ребенка.

Основная идея – идея социального взаимодействия. Основным средством взаимодействия является слово, знак.

Особенности адаптивной школы – открытость, динамичность, сложность, неопределенность, автономность.

Структура адаптивной школы:

1)              уроки по расписанию;

2)              занятия по индивидуальной адаптации;

3)              развивающие занятия;

4)              занятия по социально-нравственной адаптации (классные часы, занятия с психологом);

5)              занятия художественного типа;

6)              включение учащихся в школьную систему самоуправления. Адаптивные учебные занятия — это обычные уроки, но на них используется метод, развивающий интеллект ребенка.
Индивидуальные учебные занятия призваны перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития в познавательной (когнитивной), психической, социальной областях либо в области сохранности здоровья. В классе проводятся индивидуальные занятия по развитию. С кем-то проводится углубленное обучение по интересующей их области знаний. С кем-то работает логопед, с кем-то — психолог. С теми, кому необходимы оздоровительные мероприятия, работает врач, или медсестра, или учитель физкультуры. При необходимости помощи детям в каком-то конкретном предмете занятия проводит учитель. Это в идеале. На практике же этот замысел воплощается в основном в коррекционно-развивающих классах.
  Занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию могут проводиться частично в школе и частично в учреждениях дополнительного образования. В МОУ СОШ №16 г.Серпухова заключены договора с ДМШ №3, ДДЮ, спортивной школой. Эти занятия обязательны для учащихся начальной школы.
Учащиеся 5-8-х классов освобождаются от обязательного посещения занятий. Все группы формируются на основе желаний и интересов учащихся.
  С учащимися старших классов, у которых разовьются способности и определится интерес к профессиональной деятельности, организуются индивидуальные занятия в соответствии с их профессиональным самоопределением.
  Занятия по социально-нравственной адаптации ребенка и его коррекции на основе методики соотнесения Я-позиции с общественно значимой нормой, которой руководствуется человек в социуме. Выделяются нравственно-этические, правовые, санитарно-гигиенические, эстетические нормы, в соответствии с которыми определяются цели, содержание воспитания, формируется самосознание. Для таких занятий специально разработаны технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. Эти занятия — классные часы, которые вводятся в расписание.
Занятия по культурологии, краеведению, экологии рассчитаны на развитие адаптационных механизмов и культуры отношений человека к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. Часть занятий проводится в школе либо на уроках по предметам, имеющим отношение к данному компоненту образования, либо на специальных уроках, например: мировая художественная культура, Духовное краеведение Подмосковья, граждановедение. Добавляются также занятия в течение учебного года в каждом классе вне школы: экскурсии, посещение культурных центров, походы, путешествия по специальной программе, разрабатываемой самой школой (по субботам, в каникулярное время).
Занятия по адаптации к демократическому образу жизни строятся на основе развития школьного и ученического самоуправления.
Такова структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.
В дошкольный период дети интенсивно развиваются и физически, и психически, но процесс их развития в большинстве случаев замедляется с приходом в школу, у них падает интерес к учебе. Одной из причин этого можно назвать использование методов, не учитывающих разноуровневое развитие учеников. В одном классе всегда можно выделить, по крайней мере, три уровня интеллектуального развития детей относительно восприятия и усвоения того или иного предмета: высокий, средний, низкий. Естественно, что подходить ко всем детям с одной меркой нельзя. И здесь на помощь приходит адаптивная школа — школа для каждого ученика. В основу развивающего метода в адаптивной школе положена идея социального взаимодействия (установление коммуникации).

2.              Технологии обучения в адаптивной школе

Структура технологии развивающего метода

Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Известно, что значительная часть ученых-педагогов отрицательно относится к термину “универсальный метод”, считая, что такого в педагогике не может быть. Нужен метод, который бы гармонизировал процессы обучения, воспитания и развития. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений. Структура технологии развивающего метода состоит из следующих компонентов:

Налаживание социального взаимодействия, т.е. установление коммуникативных связей между участниками процесса с помощью различных знаковых систем. Социальное взаимодействие - это всегда диалоговая форма отношений. Оно становится внешним побудителем к изменениям в умственной деятельности. Для этого необходим катализатор развития, в качестве которого выступает конфликт.

Введение конфликта в социальное взаимодействие – столкновения разных точек зрения на предмет познания или поведения. Конфликт вызывает переживания, а потому и внутренний непроизвольный мыслительный процесс у ученика. Как показывает практика, около 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходимо побуждать ученика к этому посредством мотивации.

Мотивация деятельности ученика в процессе взаимодействия.

 Главным мотиватором деятельности человека является его персонализация, т.е. признание другими людьми как личности, значимой для них. Персонолизация человека порождает стремление к достижению успеха.

Размещение участников взаимодействия.

Если в группу социального взаимодействия входят учащиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один уровень, то это способствует развитию учеников с более низким уровнем. При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию. .  Сознание человека устроено так, что мысли становятся отчетливыми и определенными с случае их словесного выражения. Многое кажется понятным до тех пор, пока нет необходимости выразить свое понимание в речи. Как только ученик начинает говорить, то замечает, что многое ему еще непонятно. Таким образом, ученик с высоким уровнем развития, объясняя материал, пройденный на уроке, ученику со средним уровнем развития, достигает полного усвоения знаний

 

Схема связи учителя с учащимися на занятиях выглядят так:

 

 
  

Рефлексия на каждом этапе урока.

 Это самооценка на основе самоанализа учащимися собственной мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого используются рабочие карты урока.

Урок__________ Класс______________ Дата_______________

Тема_________________________________________________

Цель_________________________________________________

 

 

ФИО

Проверка д/з

Изучение нового

Закрепление

Самостоятельная работа

Итоговая отметка

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Критерии урока в адаптивной школе.

Технология развивающего метода выстраивается на основе известных технологий развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, технологии поэтапного усвоения умственных действий П.Я. Гальперина, технологии модульного обучения, уровневой дифференциации, полного усвоения знаний и других, но отбирает из них то, что способствует развитию мыслительной деятельности учащихся через включение их в процесс социального взаимодействия. Ориентиром учителю служат критерии эффективности урока и критерии оценки его собственной творческой, инновационной деятельности. Критерии оценки эффективности урока позволяют оценивать процесс от ученика к учителю.

“Адаптивная модель школы” - обычная массовая общеобразовательная школа для детей самых разных возможностей и с различным уровнем способностей, где учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом социокультурных и педагогических особенностей региона, школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально - педагогическую ситуацию. Школа готова к приему любых категорий детей, ведь это школа разноуровневая и многопрофильная, включает в себя различный спектр классов, а миграция учащихся происходит внутри одного учебного заведения, (в школе происходит движение учащихся из классов компенсирующего обучения в обычный класс, если ребенок достиг положительных результатов в учебно-познавательной деятельности).

Процесс обучения при рассматриваемой технологии обучения может быть представлен тремя этапами: объяснение нового материала, индивидуальная работа с учащимися на фоне самостоятельной работы учащихся и самостоятельная работа учащихся.

Критерии урока в адаптивной школе:

1)              активная мыслительная деятельность каждого учащегося в течение всего урока; (известно, что в традиционной школе на уроках математики активны лишь 1/4 часть учащихся и 1/4 совсем не работают на уроке, остальные малоактивны)

2)              обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; (если на уроке ученик переживает свои успехи и неудачи, то это способствует включению мотивационных центров (Л.С.Выгодский))

3)              мотивация познавательной деятельности учащегося; (основными факторами, побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его самореализация и персонализация. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими является парная и групповая работа на уроке.

4)              обеспечение рефлексии и самоконтроля, учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; (на каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Этому способствуют рабочие карты урока и наличие четких критериев оценивания.)

5)              наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке; (во время самостоятельной работы учащиеся закрепляют полученные знания на репродуктивном или вариативном уровне, творческие задания требуют применения знаний в измененных ситуациях)

6)              оценка уровня усвоения полного знания. все ученики получают на уроке отметки;

7)              главная цель – развитие интеллекта.

Подготовка учителя к уроку.

У учителя должны быть: точные критерии оценки деятельности учащихся; план собственной деятельности; план деятельности каждого ученика на уроке.

Требования к уроку на всех этапах.

Применение различных форм. Взаимодействие учащихся. Самостоятельные и творческие работы. Индивидуальные. парные формы работы, групповые формы. Самооценка учащихся на всех этапах урока. У каждого учащегося есть рабочая карта урока, где он и выставляет свои оценки.

В условиях данной технологии время на обучение всех учащихся вместе (учитель – коллектив учащихся) ограничено необходимостью как можно быстрее перейти к самостоятельной работе. Это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала: вычленить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально всех школьников, и спланировать систему таких занятий по всему учебному курсу; научить учащихся фиксировать новую информацию; использовать все необходимые и целесообразные средства наглядности; давать материал укрупненными блоками.

 Сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели – развитии личности и использовании одного и того же базового содержания образования.

Отличие же состоит в том, что в адаптивной школе по-иному структурирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель.

Следующее отличие касается наполнения содержанием вариативной части учебного плана (школьного компонента). Оно служит реализации специфических целей адаптивной школы, главным образом обеспечивает общесоматическое, сенсорно-моторное и интеллектуальное развитие, что помогает каждому ребенку успешно приспосабливаться  к постоянно увеличивающимся требованиям школы.

Наиболее значимы различия в системе отношений «учитель – ученик». Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различия адаптивной и традиционной школы

Традиционная школа

Адаптивная школа

Учитель

Ученик

Учитель

Ученик

1

2

3

4

1. Субъект обучения, информатор

Объект обучения, получатель информации

Организатор познавательной деятельности учащихся

Субъект обучения. С помощью учителя сам добывает знания

2. Активен в течение всего урока

Как правило, пассивен. Главное -  запоминание фактов

Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия

Включается в активный мыслительный процесс

3. Доминирует авторитарный стиль отношений в основе субъект–объектных отношений

Конформистская позиция

Доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество, кооперация

Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается

4. Отвечает за процесс обучения и его результаты

Не до конца осознает собственную ответственность за результаты обучения

Разделяет ответственность  за результаты образовательного процесса с учащимися

Включен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для своего продвижения и развития

5. Доминирует внешнее стимулирование

Отсутствие интереса к учению (от 3% в 1-м классе до 60% в 9-м классе)

Обеспечивается мотивационное обучение

Доминирует внутренняя мотивация

6. Господствуют информативные методы

Ограничивается репродуктивным воспроизведением материала

Доминируют методы самостоятельной работы, мозгового штурма

Выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях

7. Не уделяет внимания самоанализу, рефлексии

Не анализирует собственную мыслительную деятельность

Использует рефлексивное управление познавательной  деятельностью учащихся

Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности

 

          Роль учителя в адаптивной школе.

Роль учителя почти незаметна, он управляет УВП как бы со стороны. Учитель не может работать по шаблону. Он должен творчески подходить к каждому уроку.

Учитель в адаптивной школе: является организатором познавательной деятельности учащихся, сотрудничает с ребенком, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия. В педагогической деятельности учителя необходим демократический стиль общения с людьми, умение увидеть и оценить уникальность природы человека. Чтобы повысить свою компетентность в личностной педагогике, учителю необходимо овладеть рядом ключевых педагогических компетенций. К таким умениям относятся рефлексия, саморегуляция, самодиагностика, самоанализ, самопроектирование своей личности и собственного профессионального поведения и деятельности.

          Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента её учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

          Для этого необходимо создать условия успешной адаптации, поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками, сверстниками, преподавателями. Стараться формировать и вырабатывать жизненно важные навыки, они известны: умение учиться; управление временем; компьютерная грамотность; финансовая грамотность;  навыки безопасной жизнедеятельности (выживания); умение договариваться; душевное здоровье; профессиональная ориентация.

Адаптация – сложный и зачастую продолжительный процесс. Он зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В адаптивной школе является обязательным отслеживание уровней обученности, воспитанности, общего развития, состояния здоровья ученика. При использовании технологии адаптивного обучения центральное место отводится ученику, его деятельности, качествам его личности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема создания наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя является актуальной для педагогики и психологии.  Анализ специальной литературы и изучение процесса обучения позволил выявить объективно существующие противоречия, которые связаны с неоднородностью контингента учащихся массовых школ,  неосознанной деятельностью учащихся, отсутствием мотивации к обучению.

 Обобщение опыта исследований позволило сравнить технологии обучения традиционной и адаптивной школы как учебного заведения массового типа, способного удовлетворить разнообразные потребности детей, максимально учесть их способности, склонности, планы на будущее, раскрыть оптимальные пути реализации модели в практике. В работе была описана сущность адаптивной школы, рассмотрена структура технологии развивающего метода, критерии урока и роль учителя в адаптивной школе.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объеме. Результаты работы могут быть использованы педагогами математики для повышения качества знаний учащихся. В дальнейшем возможно более глубокое изучение данного вопроса и исследования результатов практического применения изученных методик.

Литература

 

1.    Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 216 с.

2.    Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов н. /Д., 1997.

3.    Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / Якиманская И.С. - М., 1995.

4.    Управление образовательным процессом в адаптивной школе. /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М., 2001