Профилактика суицидов в подростковой среде

Ясенская Людмила Валериевна

Профилактика суицидов в подростковой среде

Информация для педагогов и родителей

Не все родители владеют информацией о возрастных особенностях детей, о правильной работе их психики. В этом их нельзя упрекать. Хотелось бы обратиться всё же к людям, чья деятельность направлена на работу с детьми, т.е. к педагогам, социальным педагогам и психологам, работающим в ОУ.

Уважаемые коллеги!

Тема, которую мы сегодня обсуждаем не может оставлять кого – либо равнодушным. Принятие человеком решения о самостоятельном уходе из жизни всегда повергает в шок, а если мы говорим о  детях, или молодых людях – это во много раз страшнее.

Еще с 19 века шел спор о том, является ли самостоятельный уход из жизни чем то нормальным, или патологическим?  Психологические концепции того времени рассматривали самоубийство как продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания.

В начале 20-го века Э. Дюркгейм считал, что суицидальные мысли возникают прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивида от от социальной группы, к которой он принадлежит. Наверное в какой то степени это так, поэтому влияние этой теории заметно прослеживается и в современной концепции, рассматривающей самоубийство как своеобразный «крик о помощи».

В соответствии с современными взглядами отечественной суицидологии, самоубийство рассматривается как следствие социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность ситуации не заключается в ней самой, а определяется личностными особенностями человек (ребенка), его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей (Клиническая психиатрия, 1994).

Факторы суицидального риска

С определенной долей условности факторы суицидального риска можно разделить на:

1) социально – демографические: пол; возраст (суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3-6 лет см. Клиническая психиатрия, 1994г., в 15-19 лет наблюдается повышение, а пик приходится на возраст 20-30 лет); место жительства (город – сельская местность); особенности внутрисемейных отношений (среди суицидентов преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывающихся в интертнате или же имевшие только одного из родителей). Существенное влияние оказывает так же  социально – психологический тип семьи. Суицидально опасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовной сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи), консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи); образование; социально – экономические (личные экономические кризисы).

2) природные факторы: большинство самоубийств происходит весной. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи, или ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы.

3) медицинские: соматическая патология (острые и хронические соматические заболевания, травмы). Т.е. расстройства, ограничивающие социально – профессиональную деятельность, активность; церебрально – органические патологии (сравнительно высок риск у лиц с остаточными симптомами органического поражения головного мозга, причем в обстоятельствах, которые лично значимы и представляются для человека непреодолимыми, т.е. свидетельствуют об определенной степени несостоятельности личности); психическая патология.

4) индивидуально – психологические факторы: личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального  поведения. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и недостаточной их выраженностью.

Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группах, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают, или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальные поступки в молодежной субкультуре как доказательство преданности и мужества). Существует так называемый «эффект Вертера»[1], обозначающий имитационное суицидальное влияние. Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы  суицидов в средствах массовой информации и повышением  частоты самоубийств среди подростков. Известен случай с серией самоубийств в одной из школ пермской области, когда девочки – подростки лишили себя жизни буквально следуя примеру подруги.

В состоянии аффекта у лиц без какого – либо психоза звучат мотивы, отражающие социальную незрелость и морально – этическую неустойчивость. Наиболее частым пусковым механизмом  в этом случае являлись обида, гнев, возмущение в ответ на недоверие, законную требовательность, ограничение эгоистических желаний, измену, а так же неудовлетворенность притязаний, боязнь ответственности. В этом находит отражение неумение, или нежелание считаться с обстоятельствами, необходимостью соблюдения интересов окружающих, неспособностью к рациональному разрешению конфликтных ситуаций и другие особенности личности.

Хотелось бы  более подробно рассмотреть родительские установки, способствующие появлению у ребенка суицидального риска.

Большинство специалистов считают, что основой любого жизненного сценария являются так называемые родительские предписания, которые  могут даваться как вербально (словесно), так и невербально (без слов), но главное здесь не это, а то, что они могут быть как позитивными, так и негативными. Если в детстве мы получили достаточно заботы и любви (т.е. родительские предписания были позитивными), то, и во взрослой жизни все складывается достаточно хорошо. Однако, если наш детский опыт негативный, мы замыкаемся на прошлом, на своих обидах, становимся инфантильными, отказываемся брать на себя ответственность за свою жизнь, боимся ситуаций, когда надо принимать решения или делать выбор… Боимся жить…

Очень страшная родительская установка «не будь» («не живи», «сгинь», «умри») - запрет на существование, который способен породить самоагрессию, крайней точкой которой является самоубийство ребенка.

Предписание может даваться по-разному: очень мягко («Если бы не было тебя, я бы давно ушла от твоего отца, жить с которым невозможно») и весьма жестко («Лучше бы ты вообще не рождался, тогда бы мне не пришлось тянуть лямку»). Оно может быть дано в виде мифа о рождении («Ты весь порвал мамочку, когда рождался, оттого она и больна»). В результате ребенок может решить: “Я покалечил или даже убил Маму тем, что родился. Следовательно, я представляю опасность для людей, так как могу покалечить или убить их уже одним своим присутствием. Значит, я сам заслуживаю того, чтобы меня покалечили или убили”. Воспоминание о таких вербальных посланиях может служить подтверждением присутствия в вас данного запрета, однако основное его содержание было усвоено благодаря невербальными сигналами в более раннем возрасте. В случаях, когда родитель оскорбляет ребенка или бьет его, послание “не живи” передается открыто. Существует много способов его «трансляции», но суть одна: «Если бы тебя не было, нам бы легче жилось» («Если тебя не будет, мы будем жить лучше»). Это послание дается в случаях, когда родитель чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему.

Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Давайте порассуждаем, почему тема детского и подросткового суицида казалось бы в достаточно благополучное время стоит так остро?  К сожалению, в наше время утрачена очень важная ценность – это ценность простого человеческого общения.  И к сожалению в наше время – это роскошь.

Самое дорогое  и самое сложное в наше время  – это общение.  Как так получилось, что исконно человеческое стремление и умение  общаться в современном мире оказалось в дефиците?

У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у нас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире». Мы сетуем по поводу своей занятости и нехватки времени, но ведь в общении важно не количество, а качество проведенного вместе времени.

По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!

Ужасающие статистические данные, не так ли?

Многие родители (учителя) общаясь с детьми, не дают им почувствовать духовную близость с ними. Они как будто рядом с ребенком, а чувствами где-то там далеко. Быть вместе без ощущения духовной близости – это значит вообще не быть вместе.

Однако, не все родители владеют информацией о возрастных особенностях детей, о правильной работе их психики. В этом их нельзя упрекать. Хотелось бы обратиться всё же к людям, чья деятельность направлена на работу с детьми, т.е. к педагогам, социальным педагогам и психологам, работающим в ОУ.

В первую очередь большую роль в решении этой проблемы играет человеческий фактор. Это то профессиональное чутьё и большое чувство эмпатии, которое свойственно большинству педагогов. Именно педагог может заметить изменения, которые произошли с ребёнком и которые должны его насторожить.

Разговор по душам - это основа создания искренних, добрых отношений, это профилактика семейных конфликтов, обид и еще многих проблем. Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам», он чувствует себя любимым, нужным.  Желание что-то скрывать, замыкаться в себе или искать понимания на стороне отпадает. Важно так же помнить о высокой ценности неформального общения.

Общайтесь на здоровье, общайтесь с любовью, дарите друг другу тепло ваших сердец!

Любые варианты суицидального поведения у детей и подростков

НЕ ДОЛЖНЫ ИГНОРИРОВАТЬСЯ! Если Вы не знаете как поступить, позвоните в психологическую службу, или в скорую помощь!

Список литературы

Основная

1.     Клиническая психиатрия\по ред. Н.Е. Бачерикова. Киев, 1994.

2.     Меновщиков В.Ю. психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями.- 3-е изд., испр.-М.: Смыл, 2011.

Дополнительная

3.     Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: метод. Рекомендации. М., 1980.

4.     Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

5.     Вагин Ю., Трегубов Л. Эстетика самоубийства. Пермь , 1993.

6.     Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.

7.     Короленко Ц.П., Донских ТА. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.

8.     Хрестоматия по суицидологии. Киев, 1996.



[1] По имени героя романа «Страдания юного Вертера» И.В. Гете.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Любые варианты суицидального поведения у детей и подростков

НЕ ДОЛЖНЫ ИГНОРИРОВАТЬСЯ!

http://www.spilnasprava.in.ua/wp-content/uploads/2016/01/sua-sai-1.jpg

МБОУ ДО «Центр ПМС – помощи» отделение «Валеоцентр». Россия, 300002, г. Тула, ул. Галкина, 17, тел. (4872) 47-31-01, \

факс (4872) 39-30– 17, valeocentre@mail.ru

 

Профилактика суицидов в подростковой среде

Информация для педагогов и родителей

Не все родители владеют информацией о возрастных особенностях детей, о правильной работе их психики. В этом их нельзя упрекать. Хотелось бы обратиться всё же к людям, чья деятельность направлена на работу с детьми, т.е. к педагогам, социальным педагогам и психологам, работающим в ОУ.

                http://karrierestart.no/UserFiles/Content/Images/Temasider/Yrker/Barne_og_ungdomsarbeider_1250.jpg

В первую очередь большую роль в решении этой проблемы играет человеческий фактор. Это то профессиональное чутьё и большое чувство эмпатии, которое свойственно большинству педагогов. Именно педагог может заметить изменения, которые произошли с ребёнком и которые должны его насторожить.

Выделяют следующие причины суицида среди подростков

А) Потери

Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких отношений – травма. Его, или ее мир рушится. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для молодого человека и отражают   неприятие его реальности.

Смерть любимого человека.

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

Смерть домашнего животного.

Нередко бывает, что только собаке подросток может сказать все. Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А если эта собака умрет?

Потеря независимости.

Для российских подростков, это полное отсутствие возможности подработать и связанная с этим зависимость от взрослых.

Потеря «лица».

Публично данные кому – либо обещания, которые подросток не смог выполнить.

Развод родителей.

Потеря одного из родителей вследствие развода ранит подростка больше, чем это принято считать. Многие тинэйджеры чувствуют ответственность за развал семьи.

Б) Давление

Давление в школе.

Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.

Давление со стороны сверстников.

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия.

Давление родителей.

Успех; деньги; выбор учебного заведения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди (идущие от родителей), чем примеры.

В) Низкая самооценка

Физическая непривлекательность.

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками, или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной.

Второсортность.

Взгляните на молодого человека или юную девушку, которые всегда остаются в стороне. Когда приходит время назначать свидания или быть выбранными куда-то.

Сексуальность.

Нельзя оставаться равнодушным к страданиям и мучениям подростка, который мечется между двумя представлениями о сексе и не решается сказать кому – нибудь об этом, боясь показаться смешным (речь может идти и о гомосексуализме).

Одежда.

Подросток вынужден носить одежду, которая не соответствует распространенной манере одеваться в среде сверстников.

Физическое бессилие.

Бывает, что подростку трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих.

Неуспешность в учебе.

Часто «гениальность» старшего брата, или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

Употребление различных психотропных веществ.