Проект «Школьный музей» «Чудо-чудное , диво-дивное!»

Беломестнова Елена Васильевна

 

 

 

         Проект «Школьный музей»

     «Чудо-чудное , диво-дивное!»

 

           Участники:   1  по 8 классы        

 

Название проекта: «Создание школьного музея»

Тематика школьного музея: «Чудо-чудное,диво-дивное!»

Руководитель проекта: Беломестонова Е.В.

Участники проекта: учащиеся 1-8классы

Описание проблемы.

Музей ДПИ - центр образовательной, проектно- исследовательской деятельности, центр развития творчества учащихся.

Школьный музей интегрирован в учебно- воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, с дополнительным образованием

Цель расширить и закрепить знания о культурном наследии нашей страны, о ремеслах на Руси, о связи ремесел с культурой.

Ожидаемые результаты

Сроки реализации проекта:УЧ.ГОД

Реализация проекта

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека.

Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому мы перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения в нашем ДОУ, мы посчитали целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Цель программы: развитие творческой активности ребенка средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Образовательная:

Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Развивающая:

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;

Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Возраст детей: 1-8КЛ

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Основной формой работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат

Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;

Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.

Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках , КОНКУРСАХ

Направления работы:

1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.

2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.

На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Модули №1 «Дымковская игрушка»

 Модуль №2 «Филимоновская игрушка»

Модуль №3 «Каргопольские игрушки»

Модуль №4 «Золотая хохлома, Городец»

Модуль №5  Городец.

Модуль №6 «Матрешки»

Модуль № 5 «Гжель»

Модули № 7 « Национальные костюмы »

Модули №  «Костюм ,эпоха, стиль»

Модуль № 5 «Жостовская роспись»

Модуль № 6 «Богородские игрушки»